Яна Бочкова
Консультация «Зрительное восприятие форм предметов у детей с нарушением зрения» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Индивидуальная консультация
ФИО консультируемого : Петрова Анна Витальевна.
Возраст: старшая группа.
Тема: «Зрительное восприятие форм предметов у детей с нарушением зрения».
Цель: проинформировать родителей о восприятии форм предметов детьми с нарушением зрения.
Предварительная работа : пригласительное.
Публикация «Консультация „Зрительное восприятие форм предметов у детей с нарушением зрения“ в старшей группе» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Старшая группа
- Темочки
Часть Содержание Регламент
Вступительная Здравствуйте, уважаемая Анна Витальевна! Я рада что вы нашли время и пришли ко мне. На нашей консультации мы поговорим о восприятии форм предметов ребенком с нарушением зрения. Цель нашей консультации, узнать как можно больше о том, как ребенок с нарушением зрения воспринимает форму того или иного предмета. 1мин
Основная Восприятие – это психический процесс отражения в сознании человека совокупности свойств предмета или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств (анализаторы). В восприятии отражаются предметность, целостность, структурность, осмысленность предмета и др.
При нарушении зрения происходит сокращение и ослабление функций зрительного восприятия у слабовидящих и частичновидящих или полное прекращение восприятия у лиц с полной потерей зрительных ощущений.
У слабовидящих детей наблюдаются трудности при опознавании рисунков и предметов. Выявлены следующие нарушения восприятия рисунков : замедленность обзора, неточность, пропуск деталей изображения. Вследствие неясного восприятия отдельных элементов и неточности представлений нередко формируются ошибочные версии относительно изображенного на рисунке. Рассматривание слабовидящими рисунка по частям приводит к затруднениям в осмысливании его содержания. Имеет место нарушение восприятия пространственных ощущений между изображенными на нем предметами. Грубое снижение скорости зрительно восприятия геометрических фигур, цифр, буквосочетаний установлено при частичной атрофии зрительных нервов, дегенерации желтого пятна, афакии, вторичной катаракте, глаукоме. Замедленность, фрагментарность, нечеткость, искажение восприятия отмечаются у слабовидящих при чтении и письме.
Восприятие форм предметов. Основным признаком предмета, его сенсорным содержанием является форма. Многочисленные исследования отечественных ученых по вопросам восприятия позволяют сделать заключение, что большинство из них выделяют форму предмета как наиболее информативный признак.
Физиологические исследования по восприятию предметов детьми свидетельствуют, что воспринимаемый предмет состоит из признаков неодинаковой физиологической силы. Секрет физиологического механизма восприятия состоит в индукционном торможении слабого компонента со стороны сильного. Форма относится к числу физиологически сильных компонентов предметного раздражителя, она тесно связана с содержанием. В форме дети ищут качества, свойства, характеризующие предмет. Форма предмета расчленяется на геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник и др. Геометрическими параметрами являются: размеры, углы между линейными и плоскостными элементами, прямолинейность и кривизна границ формы. Все это характеризует динамичность, статичность и мерность формы.
Трудности визуального восприятия детьми элементов и геометрических параметров формы осложняют понимание средств наглядности, формирование соответствующего образа о предметах. По своему содержанию изучение формы предметов связано с ориентировочными, поисковыми, перцептивно - опознавательными и логическими операциями различного характера. Возможности обнаружения элементов формы зависят от чувствительности, разрешающе способности, цветовосприятия, стереоскопической пластичности и других свойств зрительного анализатора у слабовидящих. Зрительная система должна быть способна не только выделять границу между объектом и фоном, но и научиться следовать по ней. Это осуществляется посредством движений глаза, которые как бы вторично выделяют контур и являются необходимым условием создания образа формы предмета.
На зрительное восприятие формы предмета влияют величина предмета, расстояние до глаз, освещенность, контраст между яркостью объекта и фона и т. п.
Познание формы предполагает активизацию смыслового восприятия, формирование и развитие мышления.
Восприятие величины предметов. Важным условием для восприятия величины предметов является возможность одновременного обозрения их. Способность охватить взором предмет зависит от зрения ребенка, размера предмета и расстояния, с которого он рассматривается.
Среди слабовидящих имеются лица с суженным полем зрения, что осложняет им одномоментное обозрение средств наглядности (макетов, приборов, рисунков). При восприятии и опознании предметов слабовидящими с узким полем зрения глаза совершают последовательный обвод вдоль контура. Лица с узким полем зрения обводят фигуру взглядом несколько раз, у них возникают соскальзывания с контура, частые изменения направления движения, возвраты, увеличивается длительность фиксации.
У слабовидящих детей наблюдаются выраженные нарушения глазодвигательных функций. У значительного числа этих детей отмечаются (в той или иной степени) следующие нарушения двигательных функций глаза: неустойчивость фиксации взора и неравномерность движения глаз, нистагмоидные движения (дрожание глаз, нарушение прослеживающих функций, изменение амплитуды движений глазных яблок, некоторые ограничения в повороте глаз и др.
Уровень недоразвития двигательных функций у слабовидящих детей зависит от характера заболевания, состояния остроты центрального зрения. Недоразвитие или нарушение функций двигательного аппарата глаза при неполноценном зрении затрудняет восприятие предметов и изображений, глазомерную оценку пропорций, протяженности, расстояний.
15 мин
Интегративная Анна Витальевна, я вам дам буклет, с рекомендация которые следует учитывать по профилактике и преодолению трудностей, которые могут возникнуть в обучении. 2 мин
Заключительная Глазодвигательные функции в процессе обучения могут развиваться за счет образования более сложных системных связей между оптическими и двигательными компонентами глаза. Для этого необходимо создавать условия, которые бы позволяли детям целенаправленно наблюдать предметы, процессы и явления окружающей действительности. Важную роль играет применение специальных упражнений, направленных на развитие восприятия размеров, величинных отношений, оценки расстояний, направлений и др.
Что нового вы узнали из данной темы?
Что вам показалось наиболее интересным? 3 мин