Ханбике Кисматуллаховна
Конспект проведения фронтального занятия в подготовительной группе компенсирующего вида «Родственные слова»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: Закрепить понятие в родственных словах.
Коррекционно – образовательные задачи:
• формирование словообразования и словоизменения, закрепление их в словосочетаниях, предложениях и связной речи;
• уточнять и обогащать словарь по теме «Зима»;
• введение в речь синонимов и антонимов, слов с переносным значением;
• совершенствовать грамматический строй речи (согласование существительных с прилагательными, употребление падежных форм существительных) ;
• дать понятие орфограммы «чередование согласных в корне слова»;
Публикация «Конспект проведения фронтального занятия в подготовительной группе компенсирующего вида „Родственные слова“» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
• совершенствовать синтаксическую сторону речи (составлять сложносочиненные предложения с союзом а);
• расширять словарный запас путем подбора однородных определений и слов;
• учить выбирать родственные слова из потока слов;
Коррекционно – развивающие задачи:
• формировать динамическую организацию двигательного акта («кинезиология») : координацию, переключаемость движений;
• активизировать фонационный выдох;
• совершенствовать психологическую базу речи: слуховое, зрительное внимание и память, тактильную чувствительность, логическое мышление;
• развивать фонематическое восприятие;
• совершенствовать механизмы произвольной регуляции поведения и деятельности;
Воспитательные задачи:
• пробуждать в детях эмоциональную отзывчивость - оказать помочь персонажу, выразить свое отношение к наблюдаемому явлению;
• совершенствовать личностные качества, навыки сотрудничества;
• воспитывать навыки культуры поведения.
Ход занятия
Организационный момент
Общее расслабление (под мелодию «Новогодняя сказка»)
Реснички опускаются.
Глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем
Сном волшебным засыпаем.
Открывайте глазки,
Мы оказались в сказке!
Основная часть
Логопед: Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами поговорим об одном удивительном зимнем явлении природы, отгадайте, о чем пойдет речь:
Пухом землю замело –
За окном белым-бело.
Эти белые пушинки
Не годятся для перинки.
ИЛИ: Белое покрывало всю землю укрыло.
Дети: Это снег.
Логопед: - Молодцы! Это снег! Мы с вами вспомним не только о снеге, но и обо всех его родственниках – словах, очень похожих на слово «снег». Этими родственными словами мы укроем от морозов вот это дерево, назовем его «родственное дерево», у корней которого мы поставим самое главное слово в этой «снежной семье» – слово «снег».
Подбор слов-признаков к слову снег.
Логопед: Ребята, вы видите снег каждый день на улице. А какой он? Давайте опишем его с помощью слов-признаков.
Дети: (холодный, сыпучий, белый, чистый, липкий, мягкий, пушистый, колючий, скрипучий).
Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.
Логопед: Игра: «А что вчера»
Сегодня снег блестит, а вчера тоже блестел.
Сегодня снег падает, а вчера.
Сегодня снег сверкает, а вчера.
Сегодня снег тает, а вчера.
Сегодня снег хрустит, а вчера.
Сегодня снег идёт, а вчера.
Логопед: Игра «Закончи предложение» (изменение существительного снег по падежам)
Зимой часто идет … (снег)
А летом не бывает … (снега)
Все дети зимой рады … (снегу)
За окном мы видим … (снег)
Зима богата … (снегом)
Летом мы мечтаем … (о снеге).
Логопед: Что общего у предметов которые я сейчас вам назову? (снег, сметана, сахар, мел, молоко).
Дети: Все эти предметы белые.
Логопед: Правильно. А что такое снег? Из чего же он состоит, угадайте.
Что за звездочка такая
На пальто и на платке,
Вся сквозная, вырезная,
А сожмешь – вода в руке,
Так похожа на пушинку,
А зовут ее ….
Дети: (снежинка)
(«снежинку» кладём на дерево)
Развитие общей моторики. Логоритмика.
«Ты похлопай вместе с нами».
Логопед: Скажите, а как ласково назвать снег?
Дети: (Снежок).
Логопед: А еще что называют снежком?
Дети: (маленькие комья, вылепленные из снега).
Логопед: А вы любите играть в снежки? Давайте сыграем.
Развитие мелкой моторики.
«Снежок».
Раз, два, три, четыре,
(Загибают пальчики, начиная с большого)
Мы с тобой снежок слепили.
(Лепят, меняя положение ладоней)
Круглый, крепкий, очень гладкий.
(Показывают шар, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую)
И совсем-совсем не сладкий.
(Грозят пальчиком)
Логопед помещает снежок у дерева.
Логопед: Чем любят заниматься дети на улице зимой?
Дети: (кататься на санках, лепить снеговика)
Логопед: - Из чего сделан снеговик?
Дети: (из снега)
(Поставить «снеговика»).
Игра «Что забыл нарисовать художник?» (упражнение по развитию лексико-грамматической стороны речи)
Логопед: Какой же красивый снеговик.
Его нарисовал художник, который очень любил рисовать зимние картины. Как-то раз он решил нарисовать братьев-снеговичков, но поторопился, и не всё дорисовал. Помогите, пожалуйста, художнику – дорисуйте братьев-снеговичков.
Логопед: (Каждый ребёнок рассказывает о том, что он собирается делать и дорисовывает картинку.)
«У моего снеговика нет (ведра, метлы, носа, глаз, рук). Я дорисую…»
(Снеговик хвалит детей.)
Снеговик: Спасибо, ребята. Теперь мои братья тоже очень симпатичные.
Логопед: Говорят, что одна снежинка еще не снег. А две? (тоже не снег). А когда можно сказать, что идет снег? Когда снежинок много, как такое явление называется? (снегопад). Эту картинку прикрепляет логопед к дереву.
- Из каких двух слов составлено слово «снегопад»? (Снег падает). А давайте еще поиграем в такую игру.
• Игра «Четвертый лишний»
На доске картинки: лебедь, утка, снегирь, журавль.
Логопед: Ребята подумайте и выберите ту картинку которую необходимо поместить на наше волшебное, снежное дерево (снегирь).
- Какое слово спряталось в названии этой птицы? (снег)
Слово СНЕГИРЬ помещаем на «дерево».
- Вспомните первый весенний цветок, который тоже родственник слову снег? (ПОДСНЕЖНИК) .
- Когда он появляется? (Появляется он тогда, когда снег еще весь не растаял, под снегом начинает распускаться) .
- Да, он появляется под снегом, поэтому называется ПОДСНЕЖНИК.
Выставляется картинка под дерево.
- Если зимой очень много снега, то зима, какая? (снежная)
Игра «Доскажи словечко»
Логопед: Давайте еще раз вспомним, с какими «родственными словами слову снег мы сегодня познакомились». Подойдите к дереву.
Слова, как родные, похожи чуть-чуть,
И если поставить их в ряд,
Немного послушать и вдуматься в суть
Они об одном говорят.
«Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю. (Снег.)
С неба всё скользят пушинки —
Серебристые. (Снежинки.)
На дорожки, на лужок
Всё снижается. (Снежок.)
Вот веселье для ребят —
Всё сильнее. (Снегопад.)
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в. (Снежки.)
Словно в белый пуховик
Нарядился. (Снеговик.)
На снегу-то, посмотри —
С красной грудкой. (Снегири.)
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил. (Снег.)»
Логопед: Молодцы ребята. Посмотрите, сколько новых родственных слов к слову снег мы сегодня нашли. Все они образованы от одного слова снег. И все эти слова имеют один смысл. Кто мне скажет, во всех этих словах говорится о чём?
Дети: Во всех этих словах говорится о снеге.
Логопед: Правильно. Молодцы ребята. Эти слова имеют один смысл. В них говорится о снеге. Поэтому они и называются родственными словами.
Логопед: Наше занятие подошло к концу. Вы сегодня на занятии меня порадовали. Все хорошо работали. А сейчас рефлексия. У вас на столах лежат красные и жёлтые круги. Если вам понравилось занятие и вы получили удовольствие, поднимите красный круг, а если вы не получили удовольствие на занятии и думаете, что могли бы заниматься лучше, то поднимите жёлтые круги. Я вижу, что всем понравилось занятие. Вы сегодня все заработали флажки.
До свидания!
Карта анализа открытого занятия
«Родственные слова»
МКДОУ «Детский сад №6 комбинированного вида»
Дата проведения занятия 27 февраля 2014 года.
Возрастная группа : подготовительная группа компенсирующей направленности №12.
Количество детей:12
Ф. И. О. учителя-логопеда Саакян Армида Николаевна
Начало занятия 9.00 Окончание занятия 9.30
Программное содержание занятия : Закрепить понятие в родственных словах.
№
п/п Критерии оценки Уровни оценки
высокий средний низкий
Работа учителя-логопеда
1. Умение составить конспект занятия в соответствии с поставленными целями, определить его содержание и структуру, подобрать дидактические игры.
2. Умение творчески использовать готовые конспекты занятий (вносить необходимые изменения в ход занятия, корректировать цели в соответствии с индивидуальными способностями детей)
* Подбор демонстрационного и раздаточного
материала
* Рациональное размещение материала
* Предварительная работа с детьми (беседы, организации наблюдений, дидактические игры, чтение художественной литературы)
4. Санитарно-гигиенические требования
* Удовлетворение двигательной активности (организация динамических пауз, физкультминуток)
* Соблюдение санитарно- гигиенических требований на занятиях.
* Смена деятельности в течение занятия
5. Использование разнообразных форм организации детей на занятии (работа малыми подгруппами, в паре, индивидуальная и коллективная работа детей)
6 Использование разнообразных приёмов работы с детьми
* Игровых
* Привлечение и сосредоточения внимания детей
* Обеспечение эмоциональности, интереса детей
* Активизация самостоятельного мышления детей
* Подача нового с опорой на имеющиеся у детей знания
7. Оправданность и рациональность выбора приёмов работы с детьми (имеются или нет) имеются
8. Умение регулировать поведение детей в процессе занятия, сохранять интерес детей в течение всего занятия
9. Индивидуальная работа с детьми
Деятельность детей
1. Поведение детей в процессе занятия
* проявление инициативы;
* сохранение интереса на протяжении занятия;
* активность слухового внимания, сосредоточённость при выполнении заданий
2. Проявление творчества детей во время занятия
3. Усвоение детьми программного содержания
Выводы и рекомендации:
Учитель-логопед владеет методикой проведения занятий с детьми старшего возраста. Особое внимание педагог уделяет использованию ТСО, что повышает интерес и активность ребёнка в работе. Все цели и задачи поставленные педагогом были реализованы. Опыт работы учителя-логопеда Саакян Армиды Николаевны использовать в работе педагогам детского сада. Ходатайствовать перед администрацией ДОУ о подаче документов для защиты учителя-логопеда Саакян А. Н. на первую квалификационную категорию.
Заведующая МКДОУ№6 Л. В. Миляева
Старший воспитатель И. А. Батенёва
Ознакомлен учитель-логопед А. Н. Саакян