Папки-передвижки

Конспект подгруппового логопедического занятия «Родственные слова» для учащихся начальных классов с ТНР

Ефимочкина Наталья
Конспект подгруппового логопедического занятия «Родственные слова» для учащихся начальных классов с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект подгруппового логопедического занятия

по теме «Родственные слова» для учащихся начальных классов

с ТНР

Лексическая тема: Масленица

Учитель-логопед ОГБОУ «Школа № 10» г. Рязани

Ефимочкина Наталья Дмитриевна

Цели:

Коррекционно-образовательная:

Публикация «Конспект подгруппового логопедического занятия „Родственные слова“ для учащихся начальных классов с ТНР» размещена в разделах

Организация познавательно-речевой деятельности, направленной на усвоение понятия «родственные слова», употребление творительного падежа с предлогом С, пополнению словарного запаса по теме «Масленица».

Коррекционно-развивающая:

Способствовать развитию языкового чутья при подборе однокоренных слов.

Коррекционно-воспитательная:

Создать условия для формирования осмысленного отношения к своей речи.

Задачи:

1. Совершенствовать навыки фонематических представлений, языкового анализа и синтеза.

2. Создать условия для совершенствования мелкой моторики.

3. Развивать навык языкового чутья путём отгадывания загадок, подбора однокоренных слов.

4. Развивать навык употребления существительных в творительном падеже с предлогом С.

5. Учить составлять предложения по схемам.

6. Организовать рефлексивные действия.

Формируемые УУД:

1. Регулятивные: определение и понимание учебной задачи, закрепление навыка самоконтроля, оценивание результатов выполненного задания.

2. Познавательные: анализ предъявленного материала.

3. Коммуникативные: способствовать развитию умений учащихся работать в группе, отвечать на вопросы учителя, вступать в диалог и вести его.

4. Личностные: организовать мотивацию учащихся на усвоение новых знаний, способствовать повышению познавательного интереса к учебному материалу.

Материально-техническое обеспечение:

1. компьютер;

2. сопроводительная презентация;

3. карточки с заданиями;

4. тетради учащихся;

5. пеналы учащихся.

Ход занятия:

1. Оргмомент

- Ребята, давайте поздороваемся с гостями, садитесь.

- Все готовы? (Да). Ну, тогда

- Ворота отворяйте, да гостей привечайте!

На поляне дом стоит (пальцы обеих рук делают крышу,

Ну, а к дому путь закрыт (руки повернуты ладонями к груди, средние пальцы соприкасаются, большие - вверх - "ворота")

Мы ворота открываем (ладони разворачиваются,

Всех вас в гости приглашаем (кланяются гостям).

2. Тема занятия. Синтез слова МАСЛЕНИЦА

- Чтобы узнать, почему у нас сегодня такое необычное занятие, предлагаю вам выполнить задание.

- На карточке написаны буквы. Некоторые из них перевёрнуты зеркально. Ведём пальцем по строчке слева направо, как читаем, ищем правильно написанные буквы. Обводим эти правильные буквы.

- А теперь сложите то, что у вас получилось, в слово.

- Прочитайте эти слова по цепочке. Правильно!

- В конце февраля отмечается праздник Масленицы. Принято веселиться, ходить в гости друг к другу, провожать зиму и готовиться к встрече весны.

- А почему так назван праздник? На какое слово похоже название? (на слово «масло»). Да, действительно, потому что именно в Масленицу положено есть всё жирное, а, особенно, вкусные, масляные блины. Ведь масленичная неделя последняя перед Великим постом.

3. Родственные слова

- Вот и мы намажем с вами блины маслом.

- Посмотрите, ребята, блинок у нас небольшой, поэтому надо взять только кусочек масла. Как мы назовём этот кусочек? Ласково – маслице.

- Надо намазать маслице на блин. Что будем делать? Маслить блин.

- Какой красивый блин получился. Намазали маслом, какой стал блин? Масленый блин.

- А как называется предмет, в котором хранят масло? Маслёнка.

- Сейчас мы можем купить готовое масло в магазине. А раньше, в старину, его делали сами в специальном устройстве, маслобойке.

- Назовите эти слова ещё раз.

- Откройте тетради, запишите число.

- А теперь запишем слова, которые отгадали.

- Сравните, что общего в этих словах? Правильно, начало слова, то есть звучание слова.

- Что можно сказать о значении слов? Правильно, слова похожи по значению.

- Слова иногда чем-то похожи на людей. Как называют людей, которые похожи между собой? (родственники)

- Таким образом, слова, которые похожи по значению и звучанию, называются родственными. Или однокоренными, так как у них один корень.

4. Игра "Четвертый лишний”

- Все ли слова, похожие по звучанию, являются родственными?

- Послушайте слова: дверной ключ, гаечный ключ, прозрачный ключ, скрипичный ключ. (СЛАЙД)

Дверной ключ - металлическое приспособление для запирания и отпирания замка.

Гаечный ключ - инструмент, приспособление для укрепления или отвинчивания чего-либо.

Скрипичный ключ - знак в начале нотной строки.

Прозрачный ключ – это чистый родник, источник.

- Слово «ключ» звучит одинаково в каждом случае, но означает разные предметы. Поэтому эти ключи совсем не родственники друг другу.

- Теперь потренируемся вместе. Находите лишнее, объясняете, почему.

- маленький, малыш, малевать, малявка.

- горящий, горелый, горе, гореть.

- речной, река, речка, речь.

- водный, вода, водитель, водица.

5. Отработка синтеза слов, творительного падежа с предлогом С.

- Отлично справились, ребята! А чем ещё отмечали Масленицу, каким угощением, вы сейчас узнаете.

- Итак, задание. Соберите слова из перепутанных букв. Первая буква слова отмечена звёздочкой.

- Давайте проверим. Какое слово ты собрал? Есть они на слайде? Да, это блины.

- А теперь ответьте на мой вопрос полным предложением: В гости ходили с ЧЕМ? (В гости ходили с пирогами) А теперь все вместе: В гости ходили с пирогАМИ. Запишите это предложение в тетради.

- Читайте предложение, подставляйте отгаданное слово.

- Треугольником выделяем предлог, и подчёркиваем окончание в слове, к которому он относится. Ещё раз проговорим с вами предложения.

6. Пальчиковая гимнастика

- Блины символизируют солнце – такие же круглые и золотистые. Раньше люди верили, что чем больше блинов они напекут, тем солнцу будет легче преодолеть зимний холод и

чем скорее наступит весна. Люди считали своим долгом помочь солнцу прогнать зиму, разбудить природу от зимнего сна. Давайте и мы поможем солнышку.

Солнышко-ведрышко (руки вверх, пальцы растопырены)

Выгляни в окошечко! (руки полочкой, подтянуть к подбородку)

Там малые детки(показать рукой вниз)

Ждут твоего света(руки вверх, пальцы растопырены)

Лепешки валяют(имитация движений)

Тебя поджидают! (руки вперед, «приглашают в гости»)

(прочитать, показать движения, второй раз вместе с детьми)

7. Работа с текстом. Однокоренные слова.

- Молодцы, ребята!

- В конце зимы отмечают веселый праздник — Масленицу. В народе её зовут так же сырной неделей. На этой неделе можно есть молочные продукты и масло. Хорошая хозяйка на масленичной неделе всегда щедро угощала гостей. На столе всегда были блины, маслёнка с маслом, разные начинки.

8. Подведение итогов.

- Над какой темой мы сегодня работали? Чему научились? Какие моменты занятия вам особенно понравились?

Список использованной литературы:

1. Ткаченко Т. А. Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи. Сборник упражнений. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей — М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2001.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект занятия по русскому языку для учащихся начальных классов «Фразеологизмы в русском языке и их значение» Фразеологизмы в русском языке и их значение Бить ключом – о бурной, полной событий, плодородной жизни: Биться как рыба об лёд — настойчивые,.

Классный час для учащихся начальных классов «Азбука здоровья» Классный час Тема: «Азбука здоровья». Цель: ознакомление детей с основами здорового образа жизни; заложить потребность в сохранении и укреплении.

Сценарий конкурса «Мисс Осень» для учащихся начальных классов Конкурс для девочек в 3 классе «Мисс Осень». Цель: воспитывать любовь к прекрасному, развивать эстетический вкус, чувство дружбы, взаимопомощи.

Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия по сказке «Снежная королева» в старшей группе для детей с ТНР Конспект индивидуально – подгруппового логопедического занятия по сказке «Снежная Королева» в старшей группе компенсирующей направленности.

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной к школе группе для детей с ТНР по теме «Комнатные растения» Коррекционно-образовательные цели: - уточнение,активизация и актуализация словаря по теме; - совершенствование грамматического строя речи;.

Конспект урока по окружающему миру для учащихся начальных классов «Поговорим о доброте» Тема урока: «Поговорим о доброте» «Делай добро и не жди награды, иди дальше и снова делай добро». I. Проверка Д/З «Как ты думаешь, кто.

План-конспект проведения внеклассного мероприятия по профориентации для учащихся начальных классов «Причёска глазами детей»План-конспект проведения внеклассного мероприятия по профориентации для учащихся начальных классов «Причёска глазами детей» Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования муниципального образования Гулькевичский район Центр развития творчества.

Примерный конспект подгруппового логопедического занятия для детей 5–6 лет с ТНР по теме «День защитника Отечества» Цель: расширение представлений детей о Дне Защитника Отечества. Коррекционно – образовательные задачи: расширять и активизировать словарь.

Конспект урока по окружающему миру для учащихся начальных классов школы III-IV вида «Природный газ» Тема. Природный газ. Цель урока: познакомить с природным газом, свойствами, способами добычи, значением для людей; научить определять и.

Внеурочное занятие для учащихся начальных классов «Портфель здоровья» Тема: Портфель здоровья. Цели: образовательные: обобщить и закрепить знания учащихся о правилах личной гигиены, режима дня; - обобщить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект подгруппового логопедического занятия «Родственные слова» для учащихся начальных классов с ТНР
Опубликовано: 30 мая 2018 в 16:15
+24Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект подгруппового логопедического занятия «Родственные слова» для учащихся начальных классов с ТНР» (включая файлы) размещена пользователем Ефимочкина Наталья (УИ 1556271) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД