Ефимочкина Наталья
Конспект подгруппового логопедического занятия «Родственные слова» для учащихся начальных классов с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект подгруппового логопедического занятия
по теме «Родственные слова» для учащихся начальных классов
с ТНР
Лексическая тема: Масленица
Учитель-логопед ОГБОУ «Школа № 10» г. Рязани
Ефимочкина Наталья Дмитриевна
Цели:
Коррекционно-образовательная:
Публикация «Конспект подгруппового логопедического занятия „Родственные слова“ для учащихся начальных классов с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Логопедические занятия
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2018
Организация познавательно-речевой деятельности, направленной на усвоение понятия «родственные слова», употребление творительного падежа с предлогом С, пополнению словарного запаса по теме «Масленица».
Коррекционно-развивающая:
Способствовать развитию языкового чутья при подборе однокоренных слов.
Коррекционно-воспитательная:
Создать условия для формирования осмысленного отношения к своей речи.
Задачи:
1. Совершенствовать навыки фонематических представлений, языкового анализа и синтеза.
2. Создать условия для совершенствования мелкой моторики.
3. Развивать навык языкового чутья путём отгадывания загадок, подбора однокоренных слов.
4. Развивать навык употребления существительных в творительном падеже с предлогом С.
5. Учить составлять предложения по схемам.
6. Организовать рефлексивные действия.
Формируемые УУД:
1. Регулятивные: определение и понимание учебной задачи, закрепление навыка самоконтроля, оценивание результатов выполненного задания.
2. Познавательные: анализ предъявленного материала.
3. Коммуникативные: способствовать развитию умений учащихся работать в группе, отвечать на вопросы учителя, вступать в диалог и вести его.
4. Личностные: организовать мотивацию учащихся на усвоение новых знаний, способствовать повышению познавательного интереса к учебному материалу.
Материально-техническое обеспечение:
1. компьютер;
2. сопроводительная презентация;
3. карточки с заданиями;
4. тетради учащихся;
5. пеналы учащихся.
Ход занятия:
1. Оргмомент
- Ребята, давайте поздороваемся с гостями, садитесь.
- Все готовы? (Да). Ну, тогда
- Ворота отворяйте, да гостей привечайте!
На поляне дом стоит (пальцы обеих рук делают крышу,
Ну, а к дому путь закрыт (руки повернуты ладонями к груди, средние пальцы соприкасаются, большие - вверх - "ворота")
Мы ворота открываем (ладони разворачиваются,
Всех вас в гости приглашаем (кланяются гостям).
2. Тема занятия. Синтез слова МАСЛЕНИЦА
- Чтобы узнать, почему у нас сегодня такое необычное занятие, предлагаю вам выполнить задание.
- На карточке написаны буквы. Некоторые из них перевёрнуты зеркально. Ведём пальцем по строчке слева направо, как читаем, ищем правильно написанные буквы. Обводим эти правильные буквы.
- А теперь сложите то, что у вас получилось, в слово.
- Прочитайте эти слова по цепочке. Правильно!
- В конце февраля отмечается праздник Масленицы. Принято веселиться, ходить в гости друг к другу, провожать зиму и готовиться к встрече весны.
- А почему так назван праздник? На какое слово похоже название? (на слово «масло»). Да, действительно, потому что именно в Масленицу положено есть всё жирное, а, особенно, вкусные, масляные блины. Ведь масленичная неделя последняя перед Великим постом.
3. Родственные слова
- Вот и мы намажем с вами блины маслом.
- Посмотрите, ребята, блинок у нас небольшой, поэтому надо взять только кусочек масла. Как мы назовём этот кусочек? Ласково – маслице.
- Надо намазать маслице на блин. Что будем делать? Маслить блин.
- Какой красивый блин получился. Намазали маслом, какой стал блин? Масленый блин.
- А как называется предмет, в котором хранят масло? Маслёнка.
- Сейчас мы можем купить готовое масло в магазине. А раньше, в старину, его делали сами в специальном устройстве, маслобойке.
- Назовите эти слова ещё раз.
- Откройте тетради, запишите число.
- А теперь запишем слова, которые отгадали.
- Сравните, что общего в этих словах? Правильно, начало слова, то есть звучание слова.
- Что можно сказать о значении слов? Правильно, слова похожи по значению.
- Слова иногда чем-то похожи на людей. Как называют людей, которые похожи между собой? (родственники)
- Таким образом, слова, которые похожи по значению и звучанию, называются родственными. Или однокоренными, так как у них один корень.
4. Игра "Четвертый лишний”
- Все ли слова, похожие по звучанию, являются родственными?
- Послушайте слова: дверной ключ, гаечный ключ, прозрачный ключ, скрипичный ключ. (СЛАЙД)
Дверной ключ - металлическое приспособление для запирания и отпирания замка.
Гаечный ключ - инструмент, приспособление для укрепления или отвинчивания чего-либо.
Скрипичный ключ - знак в начале нотной строки.
Прозрачный ключ – это чистый родник, источник.
- Слово «ключ» звучит одинаково в каждом случае, но означает разные предметы. Поэтому эти ключи совсем не родственники друг другу.
- Теперь потренируемся вместе. Находите лишнее, объясняете, почему.
- маленький, малыш, малевать, малявка.
- горящий, горелый, горе, гореть.
- речной, река, речка, речь.
- водный, вода, водитель, водица.
5. Отработка синтеза слов, творительного падежа с предлогом С.
- Отлично справились, ребята! А чем ещё отмечали Масленицу, каким угощением, вы сейчас узнаете.
- Итак, задание. Соберите слова из перепутанных букв. Первая буква слова отмечена звёздочкой.
- Давайте проверим. Какое слово ты собрал? Есть они на слайде? Да, это блины.
- А теперь ответьте на мой вопрос полным предложением: В гости ходили с ЧЕМ? (В гости ходили с пирогами) А теперь все вместе: В гости ходили с пирогАМИ. Запишите это предложение в тетради.
- Читайте предложение, подставляйте отгаданное слово.
- Треугольником выделяем предлог, и подчёркиваем окончание в слове, к которому он относится. Ещё раз проговорим с вами предложения.
6. Пальчиковая гимнастика
- Блины символизируют солнце – такие же круглые и золотистые. Раньше люди верили, что чем больше блинов они напекут, тем солнцу будет легче преодолеть зимний холод и
чем скорее наступит весна. Люди считали своим долгом помочь солнцу прогнать зиму, разбудить природу от зимнего сна. Давайте и мы поможем солнышку.
Солнышко-ведрышко (руки вверх, пальцы растопырены)
Выгляни в окошечко! (руки полочкой, подтянуть к подбородку)
Там малые детки(показать рукой вниз)
Ждут твоего света(руки вверх, пальцы растопырены)
Лепешки валяют(имитация движений)
Тебя поджидают! (руки вперед, «приглашают в гости»)
(прочитать, показать движения, второй раз вместе с детьми)
7. Работа с текстом. Однокоренные слова.
- Молодцы, ребята!
- В конце зимы отмечают веселый праздник — Масленицу. В народе её зовут так же сырной неделей. На этой неделе можно есть молочные продукты и масло. Хорошая хозяйка на масленичной неделе всегда щедро угощала гостей. На столе всегда были блины, маслёнка с маслом, разные начинки.
8. Подведение итогов.
- Над какой темой мы сегодня работали? Чему научились? Какие моменты занятия вам особенно понравились?
Список использованной литературы:
1. Ткаченко Т. А. Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи. Сборник упражнений. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей — М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2001.