Елена Семикина
Конспект просмотра открытой учебной деятельности «Говорящие краски» (для детей старшего дошкольного возраста 5–6 лет)
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область «Творчество»
Раздел: «Рисование»
Тема: «Говорящие краски»
Программное содержание: Подвести к пониманию, что колорит рисунка – это выразительное средство передачи настроения, внешнего вида, характера.
Продолжать учить рисовать акварельными красками.
Упражнять в умении соотносить колорит с характером сказочного героя, с особенностями его внешнего вида, настроением, с настроением мелодии; заполнять всё пространство листа бумаги.
Публикация «Конспект просмотра открытой учебной деятельности „Говорящие краски“ (для детей старшего дошкольного возраста 5–6 лет)» размещена в разделах
Закреплять навыки владения кистью: правильно держать кисть, вести по бумаге кистью плавно, легко, не меняя направления.
Развивать чувство цвета, мелкую моторику рук.
Воспитывать у детей желание выражать свои чувства через цвет.
Оборудование и материалы: Акварельные краски, стаканчики с водой, кисти, салфетки, бумага. Иллюстрации со сказочными героями: Баба Яга, доктор Айболит, Красная Шапочка, Шигабай и Алдар-Косе. Листы с цветовыми пятнами, пиктограммы настроений, конверт с письмом, мольберт, цветовые фишки для дидактического упражнения «Музыка в цвете».
Предварительная работа: Чтение сказок народов мира; беседы о характерах персонажей сказок.
Билингвальный компонент: Тус – цвет, кызыл – красный, саргылт – оранжевый, сары – жёлтый, жасыл – зелёный, когілдір – голубой, кок – синий, сиялык –фиолетовый, кара – чёрный, ак – белый.
Ход занятия
Дети с воспитателем заходят в кабинет ИЗО их встречает педагог Изостудии.
Педагог: Ребята, посмотрите, сколько гостей собралось у нас, давайте
поздороваемся с ними.
Салем бердік сіздерге,
Салем саган туган ел
Кайырлы кун!
Кайырлы кун!
Салеметсіздер ме!
Дети здороваются с гостями, поворачиваются к педагогу. Педагог проводит
традиционное приветствие.
Педагог: Гости передали нам письмо от Незнайки. Интересно, о чём он нам
написал? (Достаёт из конверта письмо и читает.)
- Может ли цвет говорить?
- Ребята, как вы думаете, может ли цвет говорить?
Скорей всего дети ответят, что нет – цвет говорить не может.
Педагог: Чтобы разобраться могут ли цвета говорить и о чём-либо рассказывать, нам надо отправиться в страну Красок.
- Ребята, как вы думаете, на чём можно отправиться в путешествие?
Дети перечисляют виды реального и сказочного транспорта.
Педагог: А, мы с вами отправимся при помощи игры.
Игра «Поиграем» И. Токмаковой
На лошадке ехали – (руки согнуты в локтях перед собой, кулачками
До угла доехали. удерживают вожжи, ноги в полуприсяде)
Сели на машину – (имитация наливания бензина из канистры)
Налили бензину.
На машине ехали, (руки полусогнуты в локтях перед собой, ладошки
сжаты в кулачки и движутся поочерёдно вверх-вниз,
имитируя управление рулём)
До реки доехали. (волнообразные движения руками от центра в стороны)
Трр! Стоп! Разворот! (притопнуть ногой, повернуться кругом)
На реке – пароход. (приставить ладошку к бровям – взгляд вдаль)
Пароходом ехали, (пружинящие полуприседания, руками имитируя
бинокль)
До горы доехали. (руки разводят в стороны - вниз, рисуя контур горы)
Пароход - не везёт! (пожать плечами, руки в стороны)
Надо сесть в самолёт! (приглашающий жест)
Самолёт летит, (прямые руки в стороны, покачивание корпусом)
В нём мотор гудит.
У-у-у-у. Я лечу, лечу! (бег с разведёнными в сторону руками)
Педагог: Ребята, вот мы с вами и оказались в стране Красок.
- А что мы хотим здесь узнать? (Умеет ли цвет говорить.)
Ребята садятся на ковёр.
- В стране Красок живут сказочные герои. Но вот беда, сказочные герои в школе не учились, писать и читать не умеют. Зато в этой стране есть много, много, много различных красок и каждый герой по своему характеру выбрал те цвета, которые ему больше всего понравились и соответствуют. А рисовать они тоже не могут, и поэтому сказочные герои взяли и своими любимыми красками просто разукрасили бумагу. И у них из этих раскрашенных листов бумаги получились свои цветовые портреты.
Показывает цветовые пятна.
- Давайте рассмотрим цветовые портреты и попробуем угадать, каким героям они принадлежат.
Дидактическое упражнение «Угадай кто я?»
Педагог: Ребята, скажите, какого цвета краски вы видите на этом портрете?
- Светлые или тёмные тона использовал герой?
- Как вы думаете, какой по характеру этот сказочный герой? (Добрый, весёлый, спокойный, злой, сердитый, хитрый, жадный, глупый, коварный, мудрый, отзывчивый, храбрый.)
Дети перечисляют цвета на портрете. По цветовой гамме и возникающими от неё ощущениями, стараются определить внешние особенности героя и характер. После того как дети отгадывают, чей это автопортрет, педагог рядом с цветовым пятном размещает картинку со сказочным героем.
Педагог: А как же вы угадали всех героев? Вы же думали, что цвет говорить не может? Что же вам подсказало, какому сказочному герою принадлежит этот цветовой портрет? (Цвет)
- Цвет может говорить и о многом рассказать: о характере, о внешнем виде.
Педагог: Ребята, а ёще в этой стране живёт художник, и он разукрасил красками
листы. Делал он это в разное время и настроение у него тоже, было разное. Вывешивается ещё один цветовой ряд.
- Давайте попробуем по цвету угадать, какое у художника было настроение:
радостное, грустное, печальное, сердитое.
- Скажите, какие цвета вы видите на этом пятне?
- Светлые или тёмные краски использовал художник?
- Какое настроение у вас появляется, когда вы смотрите на это пятно?
(Доброе, печальное, грустное, сердитое)
Дети подбирают к цветовой гамме соответствующее настроение. Угаданное настроение обозначают пиктограммой.
Педагог: Ребята, цвета могут передавать ещё и настроение.
А сейчас вы сами попробуете передать цветом мелодию композитора.
Дидактическое упражнение «Музыка в цвете»
Звучит мелодия дети слушают, затем подходят к коврографу и помещают на него фишку того цвета, который по их мнению, созвучен музыке, после прослушивания музыкальных фрагментов педагог проводит беседу.
- Скажите, какие цвета вы видите на этом пятне?
- Какое настроение у вас появляется, когда вы смотрите на это пятно?
- Почему весёлое (спокойное, таинственное, пугающее) настроение?
(Потому что мелодия по своему характеру весёлая, забавная)
Педагог: Вот видите ребята, цвет может рассказать и о музыке, какая она.
И мы вместе ответили на вопрос Незнайки. Цвета умеют говорить
и о многом могут рассказать.
- Давайте теперь вы с помощью цвета, расскажите какое у вас настроение. Вы раскрасите лист бумаги теми цветами, которые вам понравятся. А перед тем как рисовать, мы сделаем гимнастику для пальчиков.
Бас бармагым – акем,
Ортан терек – агам,
Шылдыр шумек – мен
Титтей бобек – сен.
Бір уйде біз нешеуміз?
Бір уйде біз бесеуміз.
Показ и объяснение способов выполнения работы
Педагог: А рисовать настроение мы будем акварельными красками. Давайте вспомним, как пользоваться этими красками?
Акварельные краски очень любят воду, поэтому их нужно растворять водой. Чтобы рисовать акварельными красками, сначала на кисточку набираем воду. Затем ведём кисточкой по краске в коробочке, следим за тем, чтобы ворс кисточки в краске двигался в одном направлении.
- Ребята, цветом нужно заполнить весь лист. Проводить линии можно в одном направлении слево-направо или сверху вниз. А ещё можно цветом нарисовать круглые линии, мазки, штрихи.
А, сейчас проходите, садитесь за столы. Сначала закройте глазки и почувствуйте, какое у вас настроение и начинайте рисовать.
Выполнение работ детьми
Во время работы детей звучит спокойная музыка. Педагог следит за тем, как дети держат в руке кисть, ведут кистью по бумаге, своевременно ли набирают воду, как промывают кисть в воде.
В это время убираются все цветовые пятна с коврографа. На нём размещаются пиктограммы настроений (радость, печаль, гнев, спокойствие).
Итог занятия
Педагог предлагает взять свои рисунки и подойти к той пиктограмме настроения, которая выражает их настроение рисунка.
- Почему, вы подошли к этой пиктограмме радости (грусти, злости, спокойствия?
- Какие цвета, вы использовали в рисунке?
Педагог: Ребята, мы ответили на вопрос Незнайки, давайте эти рисунки отправим ему. А нам пора возвращаться в детский сад. Как, это можно сделать?
(Дети предлагают свои варианты)
Педагог: А, мы вернё мся при помощи волшебных слов: «1,2,3 волшебство уходи».
Дети произносят слова.
Вот мы и снова в нашем детском саду. Я знаю, что вы любите наш детский сад, поэтому предлагаю исполнить песню «Наш любимый детский сад».