Людмила Полюхова
Проект «Краски осени чудесной» для старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Краски осени чудесной»
Вид проекта :познавательно – творческий, практико-ориентированный, групповой.
Продолжительность проекта :краткосрочный (1 месяц)
Сроки реализации: с 28 сентября по 24 октября.
Участники проекта : воспитатели; дети старшей группы, родители, музыкальный работник, инструктор по физкультуре.
Тематическое поле: познание
Публикация «Проект „Краски осени чудесной“ для старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Интеграция образовательных областей:(коммуникация, социализация, художественное творчество, чтение художественной литературы, музыкальное развитие, физическое развитие и здоровье, безопасность)
Цель проекта :
Формирование познавательно - исследовательских знаний и умений детей старшего дошкольного возраста, как средства развития ключевых компетентностей в условиях реализации ФГОС в образовательном процессе МБДОУ «Радуга».
Пополнение и обогащение знаний детей по лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Откуда хлеб пришел», «Грибы. Ягоды», «Деревья».
Задачи:
• расширять знания детей об осени, ее признаках и явления;.
• расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов, грибов и ягод, созревающих в осенний период;
• расширить представления детей о растениях, как представителях живого в мире природы, понимание связи между средой обитания и особенностями строения;
• воспитывать познавательный интерес к природе и желание отражать полученные знания в творчестве;
• формировать навыки художественного исполнения различных образов в художественном творчестве и играх;
• развитие умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм;
• способствовать развитию памяти, восприятия;
• воспитывать эстетические чувства.
Одним из инновационных методов решения этих задач является метод проекта.
Актуальность темы:мир природы выступает как предмет пристального наблюдения и как средство эмоционально – образного воздействия на творческую деятельность дошкольников. Именно, поэтому так необходимо не только знакомить детей с природой ближайшего окружения, но и расширять круг представлений об окружающей действительности, в результате чего будет решаться проблема комплексного приобщения детей к миру прекрасного.
Формы и методы реализации проекта
• непосредственно-образовательная деятельность;
• наблюдения на прогулках, целевые прогулки и экскурсии;
• рассматривание тематических альбомов, репродукций картин, иллюстраций, фотографий;
• создание и просмотр презентаций;
• чтение художественной литературы о природе, о временах года;
• утренние беседы (в рамках календаря познавательной деятельности);
• выставки творческих работ (индивидуальных, коллективных и выполненных совместно с родителями);
• индивидуальная работа с детьми;
• взаимодействие с семьей.
Предполагаемые результаты:
• расширится кругозор детей о растительном мире, о мире живой природы и сезонных изменениях;
• дети смогут использовать полученные знания в художественном творчестве;
• расширятся знания детей об осени, ее признаках и дарах;
• пополнится словарный запас;
• сформируется активность и заинтересованность в образовательном процессе детей у родителей.
Этапы проведения проекта :
1. Подготовительный
• Диагностика знаний детей на начальном этапе проекта
• Подготовка развивающей среды
• Составление плана проекта
2. Практический
• Работа с детьми
• Работа с педагогами
• Взаимодействие с родителями
3. Итоговый
• Диагностика знаний детей на заключительном этапе проекта
• Выставка творческих работ и поделок
• Итоговое развлечение по теме проекта
Ресурсное обеспечение проекта :
• Методический инструментарий: каталог игр, конспекты занятий, сценариев развлечений, папки-передвижки, памятки, буклеты рекомендации, библиотека для родителей и педагогов и т. д.
• Подборка художественной литературы по лексическим темам.
• Материал для художественного творчества.
• Альбомы и энциклопедии, фотоальбомы, репродукции пейзажей, мультимедийные презентации.
• Фильмы, фотографии, презентации о природе Красноуфимска (осенний период) и о природе Урала.
1. Этапы проведения проекта «Краски осени чудесной».
Подготовительный этап
1. Диагностика по теме: «Что ты знаешь об осени?»
2. Изучение методической литературы по теме, подбор иллюстраций, фотографий, оборудования для занятий, игр и бесед с детьми.
Подбор песен, музыкальных игр, танцевальных композиций, связанных с тематикой проекта.
3. Родительское собрание (знакомство родителей с темой проекта, с основными направлениями и этапами работы).
4. Консультации, буклеты, памятки в родительский уголок:
- «Игры с детьми на прогулке в осенний период»
- «Осень, осень, в гости просим»
- «Сезонные изменения в природе: что мы знаем об осени»
- «Как одеть ребёнка осенью»
Практический этап
1. - Чтение, пересказ, рассказов, чтение и заучивание стихов, загадок и их обсуждение на протяжении проекта
- Загадки, пословицы, поговорки – по теме проекта.
- Разучивание песен по тематике проекта
2. Непосредственно образовательная деятельность
- Заучивание стихотворения И. Бунина «Листопад», Трутневой «Листопад», Пушкина «Уж небо осенью дышало», Ю. Тувим "Овощи";
- Чтение и пересказ рассказа Г. Скребицкого «Осень», И. Соколов-Микитов «Листопадничек»;
- Чтение и обсуждение басни Крылова «Стрекоза и муравей»;
- Составление описательных рассказов по картинам, иллюстрациям, фотографиям (рассматривание картины Серова «Октябрь»);
- Рисование «Лес, словно терем расписной…»,«В осеннем лесу», «Рисуем натюрморт», «Осенняя прогулка», «Рисуем пейзаж»;
- Аппликация «Корзина с фруктами и ягодами», «Превращение осеннего листочка», «Осенний ковер», «Ветка рябины»;
- Лепка «Витамины с грядки», «Пластилиновое дерево», «За грибами в лес осенний»;
- Ознакомление с окружающим «Осень золотая», «Осенняя сказка», «В гости к бабушке».
3. Наблюдение
- ежедневно на прогулках, согласно перспективному планированию
Беседы
- «Какими красками рисует осень», «Почему опадают листья?», «Куда улетают птицы?», «Откуда хлеб пришел?», «Что такое урожай?»,«Дары уральского леса».
Труд в природе
- Сбор гербария, уборка шишек и сухих листьев на участке ДОУ.
4. Дидактические игры:
- «Узнай по описанию»;
- «Четвёртый лишний»;
- «Собери дерево»
- «Бывает – небывает»;
- «От какого дерева листок»;
- «Времена года».
- «Когда это бывает?»
- «Что перепутал художник»
- «Чудесный мешочек» (овощи, фрукты, ягоды)
- «Обведи по контуру»
- «Овощной магазин»
- «Узнай дерево»
- «Чем отличаются и чем похожи деревья?»
- «Загадай загадку»
5. Составление загадок с использованием символов.
6. Экскурсия в парк
Пешеходные прогулки по улицам города
Наблюдения за деревьями и другими растениями
7. Музыкальные тематические праздники и развлечения
«Праздник урожая» (про хлеб,
«Осень в гости к нам пришла»
8. Физкультурные тематические досуги
«Веселые старты», «Витамины спешат на помощь»
9. Подвижные игры «У медведя во бору», «Зайцы в лесу», «Волк во рву», «Зайцы и волк».
Итоговый этап.
1. Итоговая мультимедийная презентация «Какая же ты – осень?»
2. Инсценировка р. н. с. «Репка».
3. Выставка творческих работ детей и родителей «Краски осени чудесной».
4. Оформление фотовыставки «Волшебница Осень».
2. Предметно-развивающая среда.
В группе:
-Календарь наблюдений за погодой
-Различные виды календарей
-Каталог развивающих игр по тематике
-Альбомы, фотоальбомы о природе
-Художественная литература
-Мультимедийные презентации, м/ф.
-Атрибуты для сюж. рол. игр
-Материалы для художественного творчества
За пределами группы: Деревья, другие растения на участке ДОУ, в лесопарковой зоне.
Картины, фотоматериалы, репродукции в музеях и выставочных залах города.
3. Работа с детьми.
Познавательно-исследовательская (наблюдения) :
- «За деревьями»,
- «Какие листья на деревьях».
- «Рассмотрим кору»
- «Как расположены ветки у разных пород деревьев»
- «Какая это ягода?»
- «Гриб-грибок»
Игровая (дидактические игры) :
- «Узнай по описанию»
- «Четвёртый лишний»
- «Собери дерево»
- «Бывает – не бывает»
- «От какого дерева листок»
- «Времена года».
- «Когда это бывает?»
- «Что перепутал художник»
- «Чудесный мешочек» (овощи, фрукты, ягоды)
- «Обведи по контуру»
- «Овощной магазин»
- «Много – мало»
- «Узнай дерево»
- «Чем отличаются и чем похожи деревья?»
- «Загадай загадку»
Познавательно-исследовательская (рассматривание альбомов, фотографий) :
- «Деревья»
- «Осенний лес»
- «Природа Урала»
Целевые экскурсии, пешие прогулки:парк, центральная аллея по ул. Озерной.
Коммуникативная (составление описательных рассказов) :«Опиши дерево», «Опиши листок», «Продолжи рассказ…».
Коммуникативная (заучивание стихотворений) :
- И. Бунин «Листопад» - Трутнева «Листопад»
- Е. Благиной «Золотая осень»
- А. К. Толстого «Осень»
Коммуникативная (чтение стихов, загадок, рассказов, пересказ рассказов, обсуждение) :
- А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало»
- рассказ Г. Скребицкого «Осень»
- басня Крылова «Стрекоза и муравей»
- Чтение русских народных сказок «Колосок», «Вершки и корешки».
Рисование, аппликация, лепка:
- «Рисуем пейзаж»
- «Лес, словно терем расписной»
- «Пластилиновое дерево»
- «Красавица береза»
- «В осеннем лесу»
- «Рисуем натюрморт»
- «Осенняя прогулка»
- «Корзина с фруктами и ягодами»
- «Превращение осеннего листочка»
- «Витамины с грядки»
Рассматривание и обсуждение репродукций пейзажей:
- Серов «Октябрь»
- Репродукции Левитана «Золотая осень»
- М. Нестеров «Осенний пейзаж»
Непосредственно образовательная деятельность:
- Слушание: П. И. Чайковский "Времена года"
- Разучивание песен об осени
Двигательная (непосредственно образовательная деятельность, досуги) :включение игр по теме.
физкультурный досуг
музыкально-литературные вечера и праздники.
В ходе работы по проекту «Краски осени чудесной» дети вели наблюдения, экспериментировали, участвовали в конкурсах, принимали участие в музыкально-литературном вечере, рисовали, лепили, играли, слушали музыку, рассматривали картины и иллюстрации, знакомились с литературными произведениями, сочиняли свои сказки и рассказы.
Проект «Краски осени чудесной» предоставил каждому ребенку нашей группы возможность не только получать знания, но и развивать творческие способности, формировать коммуникативные навыки, формировать начальные предпосылки исследовательской деятельности. Игровая форма реализации проекта, включающая детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, способствовала формированию у них ключевых компетентностей.