Ольга Полохало
Конспект прогулки в старшей группе «Столовая для птиц»
Задачи.
Обогатить знания детей о деревьях зимой.
Обобщить и систематизировать знания детей о жизни зимующих птиц. Учить делать самостоятельные выводы в ходе наблюдения о том, что птицам надо помогать, подкармливать их. Развивать интерес к природе. Расширять словарный запас детей, учить подбирать синонимы. Обогащать словарный запас, активизировать внимание и память. Учить различать птиц по оперению, размеру, повадкам. Развивать наблюдательность, память, речь; развивать движения, ловкость, быстроту реакции, действие по сигналу. Воспитывать эмоционально-положительное отношение к птицам; доброту, отзывчивость, желание помогать и делать добрые дела; трудолюбие.
Публикация «Конспект прогулки в старшей группе „Столовая для птиц“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кормушка для птиц. Покормите птиц зимой
- Прогулка. Наблюдения за птицами
- Прогулки. Конспекты прогулок
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Ход:
Наблюдение
- Ребята, а на нашем участке есть дерево берёза?
Давайте полюбуемся этим изящным, красивым деревом и рассмотрим его.
- Что есть у берёзы (Ствол и ветви, корни, листочки летом.)
- Посмотрите, какой ствол? (Белый с тёмными полосками и пятнышками.)
- Правильно, ствол покрыт белой корой с тёмными полосками и пятнышками. Эти тёмные полоски на коре берёзы называют чечевичками.
- Зачем берёзе нужна кора? (Ответы детей.)
- Кора защищает ствол от насекомых - вредителей, от мороза зимой и жары летом.
- Обратите внимание на ветки. Какие они? (Тонкие, коричневые.)
- Как расположены ветки берёзы? (Они свисают вниз.)
- Кто из вас знает, что есть на веточках? (Почки.)
- Зимой почки маленькие, а весной они становятся большие. В них формируются листочки.
- Почему зимой на берёзе нет листочков? (Ответы детей.)
- Зимой берёза "спит" и она живая. От мороза её веточки и почки становятся хрупкими и ломаются. Вот поэтому их нельзя трогать в зимнее время года. Если мы подберём обломанные ветром ветки и поставим их в воду, то они "оживут" и на них распустятся листочки.
- На нашем участке растет много кустарников и деревьев, есть дерево, которое является «столовой» для птиц зимой. Как оно называется?
(Рябина)
- «Наливная, спелая рябина,
Не грусти, краснея под окном,
Ты зимой холодною и длинной
Станешь птицам праздничным столом»
Что произошло с рябиной? Почему на ней нет листьев, а ягоды остались?
Д. Облетели осенью, а ягодами питаются птицы.
В. Какие птицы прилетают полакомиться ягодами перелетные или зимующие?
Д. Зимующие.
- Самое страшное для птиц – не холод, потому что у них к зиме вырастает подпушек под перышками; самое ужасное – голод. Когда корма мало, для птиц наступают тяжелые времена. Если их не подкармливать, они могут погибнуть. Поэтому нужно заботиться о пернатых друзьях. А что для этого нужно сделать, как мы можем позаботиться о птицах (ответы детей).
Дети проходят на веранду и видят на скамейках кормушки.
- Что мы можем сделать с этими кормушками?
- Развесить птичьи столовые – кормушки. Их можно вешать на деревья, под навесами, на верандах. А птицы, в знак благодарности, споют вам радостные песни.
Не видно в лесу тропинок,
В тулупах кусты стоят.
Уснувших жуков и личинок
Укрыл под корой снегопад.
Лети же, пичуга, к людям
И прячься скорей за окном,
А мы кормить тебя будем
Крошками хлеба, пшеном.
- Ребята скажите, о чем это стихотворение?
(Это стихотворение о птицах, о том, что их надо кормить зимой).
- Как вы думаете, какую пользу приносят птицы?
(Птицы охраняют лес от вредителей, едят мошек, комаров, гусениц. Они красиво поют).
Подвижные игры:
«Птички и клетка».
Цель: повышение мотивации к игровой деятельности, упражнять бег – в положении полусидя с ускорением и замедлением темпа передвижения.
Ход игры. Дети распределяются на две подгруппы. Одна образует круг в центре площадки; дети идут по кругу, держась за руки, – это «клетка». Другая подгруппа – «птички». Воспитатель говорит: «Открыть клетку!», и дети, образующие клетку, поднимают руки. «Птички» влетают в «клетку» (в круг) и тут же вылетают из нее. Воспитатель говорит: «Закрыть клетку!». Дети опускают руки. «Птички», оставшиеся в «клетке», считаются пойманными и встают в круг. «Клетка» увеличивается, и игра продолжается, пока не останется 1–3 «птички». Затем дети меняются ролями.
«Воробей»
Цель: учить детей мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях, бегать, не задевая друг друга, увертываться от ловящего, быстро убегать, находить свое место, приучать детей быть осторожными, занимая место, не толкать товарищей.
Ход игры: Дети – «воробушки» сидят в своих «гнёздышках» (в кругах, обозначенных на земле, или нарисованных на асфальте) на одной стороне площадки. На другой стороне площадки – «кот». Как только «кот» задремлет, «воробушки» «вылетают» на дорогу, «перелетают» с места на место, ищут крошки, зёрнышки (дети приседают, стучат пальцами по коленям, как будто клюют). Но вот «просыпается» «кот», «мяукает» и бежит за «воробушками», которые «улетают» в свои «гнёзда». Сначала роль «кота» выполняет воспитатель, а затем кто-нибудь из детей.
Познавательно-исследовательская деятельность:
Опыт. «Зачем птицам перья?».
- А что помогает птицам летать?
Давайте посмотрим, как крылья помогают птицам летать.
- У меня два листа бумаги. Один лист ровный, гладкий, а другой я сомну и превращу его в шарик.
- Как вы думаете, какой лист бумаги быстрее упадет на пол?
- Почему?
- Сейчас мы это проверим. (Практическая работа).
Вывод: Правильно, шарик упал быстрее, потому, что он тяжелый, как камень. Гладкий лист падал медленно, потому что он легкий, широкий, при падении опирается на воздух. Поэтому он может летать.
Даже маленькая птичка становится широкой, большой с раскрытыми крыльями и хвостом, потому что она опирается на воздух.
Трудовая деятельность:
Воспитатель. Ребята, как меняется жизнь птиц с приходом весны?
Дети. Птицы прилетают с юга, начинают строить гнезда.
Воспитатель. Из чего птицы строят гнезда?
Дети. И веток.
Воспитатель. Сейчас мы превратимся в птиц и отправимся собирать веточки для гнезда.
(Дети собирают ветки на участке, складывают их в одном месте – строят для птички гнездо.)
Индивидуальная работа:
Дидактические игры:
«Скажи, что птица делает?»
Летает, прыгает, клюет, приземляется, садится, высиживает, вьет, щебечет, чирикает, долбит, нахохливается…
«Какая птица?»
Воробей (какой) – быстрый, юркий, маленький, серый, веселый.
Ворона (какая) – большая, черная, громкая, грозная и т. д.
Сорока (какая) - ,
Снегирь (какой) - ….
Индивидуальная работа: развитие движений - отрабатывать прыжки на двух ногах с продвижением вперед на расстояние 2—3 м.
Закрепление знаний о зимующих птицах.
Самостоятельная игровая деятельность детей с выносным материалом, природным материалом.