Людмила Остапенко
Конспект прогулки в старшей группе «Наблюдение за деревьями в зимний период»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ ПРОГУЛКИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
«Наблюдение за деревьями в зимний период»
Воспитатель: Остапенко Л. Н.
План – конспект
проведения прогулки в старшей группе
«Наблюдение за деревьями в зимний период»
Цель:
Публикация «Конспект прогулки в старшей группе „Наблюдение за деревьями в зимний период“» размещена в разделах
- Деревья зимой. Зимние деревья
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Зима. Зимние прогулки и наблюдения
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зимние деревья. Прогулки, наблюдения
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Прогулка. Наблюдения за деревьями
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
- Наблюдение за деревьями в зимний период.
- Закрепить названия деревьев лиственных пород (тополь, клен, платан, берёза).
- Закрепление основных видов движений в подвижных играх.
- Закрепление понятий «длинный», «короткий», «тонкий», «толстый».
- Закрепление количественного, прямого и обратного счета, понятия «больше», «меньше».
- По особенностям ствола, расположения веток, научиться различать тополь.
- Расширить и систематизировать знания детей о тополе.
- Расширение словарного запаса детей, используя знания о легенде, сказке.
- Развивать мышление, воображение, творческие способности, тактильные ощущения, умение применить теоретические знания на практике. Воспитывать интерес к природе ближайшего окружения.
Словарь: клен, тополь, платан, берёза, широкий, узкий, гладкий, шероховатый, короче, длиннее, светолюбивый, влага, влаголюбивый, быстрорастущий, холодно, зима, пальто, шапка, перчатки, сапоги.
Оборудование: дидактический материал – карточки с изображениями различных видов деревьев, их листьев и плодов, мел, природный материал (веточки, игрушки.
Подготовительная работа: сказка «Тополиный пушок» (приложение 1); легенды: «О тополе», «Тополь, гранат и кипарис» (приложение 2). Закрепить правила игры «Белый тополь, зеленый тополь» (Узбекская игра).
Ход прогулки
I. Подготовка к прогулке
Воспитатель дает детям подробную установку на предстоящую деятельность - группа должна быть приведена в порядок перед выходом; напоминаются правила поведения в раздевальной комнате.
Воспитатель контролирует последовательность одевания, перед выходом на прогулку при этом стоит обратить внимание детей на их внешний вид. Воспитатель устраняет ошибки детей в процессе одевания.
В процессе одевания закрепляются названия отдельных деталей одежды, идет активизация словаря на тему "Одежда".
Воспитатель:
- Обратите внимание на свою одежду. Мы все тепло одеваемся, потому что на улице очень холодно, морозно, зима. Сони я завяжу поясок потуже, чтобы холодный ветер не поддувал, мороз не забирался под шубу.
Всё надели?
Дети:
- Да!
Воспитатель:
- Дима, посмотри, надеты ли варежки у Карине?
Воспитатель:
- Ну, если все готовы, тогда можем идти, ведь впереди у нас с вами необычная прогулка!
Дети:
- А какая?
Воспитатель:
- А вот выйдем на улицу и узнаете!
Воспитатель выводит детей на улицу.
II. Основная часть прогулки
Выходят на территорию д/с идут на свой участок.
Наблюдение
Воспитатель подводит детей к тополю и загадывает загадку:
Почки - пахучие,
Листья - липучие,
Плоды - летучие.
Дети:
- Тополь!
Воспитатель:
- А что вы знаете о тополе?
Ответы детей:
Воспитатель:
- Тополь очень интересное дерево, которое раскроет вам сегодня свои секреты.
Воспитатель:
- Какой у тополя ствол?
Ответы детей:
- Широкий!
Воспитатель:
- Правильно, тополь дерево высокое с широким стволом. Тополь - растение светолюбивое и влаголюбивое. Давайте разберемся, что это значит.
Как, по-вашему, какое растение называют светолюбивым?
Ответы детей:
Воспитатель:
- Вслушайтесь в слово, оно само все вам расскажет. Светолюбивым называют то растение, которое любит свет. Тополь любит расти в хорошо освещенных, светлых местах. Еще тополь – влаголюбивый. А это что значит?
Ответы детей:
Воспитатель:
- Тополь любит влагу. Влага – это что?
Ответы детей:
Воспитатель:
- Правильно, вода. Смог бы тополь расти в пустыне?
Ответы детей:
- Нет.
Воспитатель:
- А почему?
Ответы детей:
- В пустыне мало воды, а тополь любит воду.
Воспитатель:
- У молодого тополя бледная бархатистая кора, а у старых тополей – шершавая, глубоко растрескавшаяся кора. Посмотрите на наше дерево и определите, старое оно или молодое.
Ответы детей:
Воспитатель:
- Почему вы пришли к такому выводу?
Ответы детей:
Воспитатель:
- Есть несколько видов этих деревьев.
У белого тополя одна сторона листка темно-зеленая, а другая сторона пушистая и снежно-белая. Вот потому он и тополь белый.
А корни у этого тополя такие сильные, и так быстро растут, что могут разломать и тротуар и дорогу.
А у нас на площадке растет тополь пирамидальный. Ствол, как столб. Очень высокое дерево. А листья у него треугольной формы.
У тополиного листка ножка-черешок длинная. Потому на ветру дрожит тополиный листок. Дрожит, как будто от страха. В старину в некоторых странах (Греция, Рим) подарить мужчине ветку тополя значило обвинить его в трусости.
Воспитатель:
- А сейчас я вам загадаю загадку?
То ли с крыши, то ли с неба –
Или вата, или пух.
Или, может, хлопья снега
Появились летом вдруг?
Кто же их исподтишка
Сыплет, будто из мешка?
Летом снег!
Просто смех!
Снег по городу летает –
Почему же он не тает?
"Тополиный пух"
Ответы детей:
Воспитатель:
- Правильно, а помните мы с вами читали сказку «Тополиный пушок»?
Ответы детей:
- Да!
Воспитатель:
- Как помог паучок тополю?
Дети пересказывают воспитателю содержание сказки.
Воспитатель:
- Молодцы, не забыли сказку!
В конце мая на дереве созревают коробочки с семенами. Они лопаются, и тополиная метель заметает город: пух, подхваченный ветром, летит вдоль улиц, точно снегом прикрывает землю и деревья, залетает в раскрытые окна.
Белый тополиный пух состоит из тонких волосков-ворсинок, которые хорошо впитывают влагу и создают условия для прорастания семян.
Почему в начале лета в городах метет тополиная метель?
Ответы детей:
Воспитатель:
- Как же можно ругать тополя за пух. Без семян не будет новых тополей. А пух легкий, на нем, как на парашюте, тополиные семена разлетаются во все стороны и прорастают новыми тополями.
Оказывается, тополя бывают женские и мужские. И пух бывает только на женских тополях. На мужских тополях его вовсе не бывает.
Но тополь не всегда приносит пользу, бывает и вред здоровью.
Из деревьев ранним летом
Вдруг снежинки запорхают,
Но не радует нас это –
Мы от этого чихаем.
Да, действительно, люди часто чихают и кашляют по вине тополиного пуха. Ведь он не только затрудняет дыхание и засоряет глаза, он вызывает аллергию. И если у кого-то аллергия, то лучше поменьше выходить на улицу, когда летает тополиный пух.
Тополь – дерево быстрорастущее. Как вы понимаете это слово – «быстрорастущее»?
Ответы детей:
- Быстро растет.
Воспитатель:
- Тополь действительно растет быстро и очень легко размножается. Упадет на землю крошечное летучее тополиное семечко и вскоре прорастет молоденьким топольком. А то от корня росток землю пробуравит и вот вам – еще одно новое деревце на свет божий появилось. Обратите внимание, вокруг большого, взрослого тополя всегда рядом тополиная детвора – молодые деревца. Даже если спилить тополь, от пенька начнут расти побеги.
А как вы думаете, какую пользу приносит тополь?
Ответы детей:
Воспитатель:
- Из древесины тополя раньше делали бочки, корыта, мосты, деревянную посуду. А из тонких и гибких ветвей крымских тополей плели корзины для винограда и изгороди-заборы. Древесина тополя легко загорается. Когда горит, почти не дымит. Поэтому сейчас из тополиной древесины делают бумагу, фанеру, спички, щепки, пускают ее на топливо.
Ветви и листья тополей охотно едят дикие и домашние животные.
Почки и кора тополя обладают лечебными свойствами, умеют лечить некоторые болезни, а также почки тополя используют для производства кремов, духов и одеколонов.
С листьев и почек тополей пчелы собирают клейкое вещество, из которого потом делают очень полезный для здоровья человека прополис. Густая крона тополей защищает окна домов от пыли. Тополя не боятся выхлопных газов и других вредных веществ. Тополя выделяют в воздух огромное количество кислорода, очищают воздух от грязи и пыли. Один тополь вырабатывает его столько, сколько три липы, четыре сосны, семь елей.
Тополь, растущий возле дома, ещё и служит прекрасным громоотводом. Гором и молния ударят в тополь, а дом не пострадает.
Высокие стройные тополя с зеленовато-серыми гладкими стволами и густой зеленой кроной украшают площади и улицы, скверы и парки нашего города.
Скажите так почему же тополя сажают в городах?
Ответы детей:
Воспитатель:
- Что делают из древесины и почек тополя?
Ответы детей:
Воспитатель:
- В старину люди считали, что если что-то болит, то этим местом нужно прислониться к тополю, либо положить на больное место тополиный брусок. А ещё тополю можно пожаловаться, если плохо на душе или кто-то обидел, при этом тополь нужно обнять руками и постоять так несколько минут. Тополь изгонит печаль и принесёт облегчение.
А давайте, и мы испытаем эту старинную примету?
Дети:
- Давайте!
Проводится дидактическая игра для развития эстетического восприятия природы «Беседы с деревьями».
В ходе игры дошкольники при контакте с природным объектом наблюдения, прикосновении к дереву должны рассказать об особенностях его внешнего вида, развития или об уходе за ним, о случаях бережного или жестокого отношения людей к растениям.
Цель: учить детей видеть и эмоционально откликаться на прекрасное в природе; воспитывать гуманное отношение к ней.
Ход игры
Воспитатель:
- Девочки подойдут к одному тополю, а мальчики к другому, обнимем руками дерево и постоим несколько минут с закрытыми глазами, и оно принесет нам облегчение и прогонит печаль, а еще послушайте, что оно вам «расскажет». По моему сигналу возвращайтесь.
Вернувшись, дети по желанию рассказывают о «своем» дереве.
Воспитатель:
- Молодцы ребята, вы знаете, как деревья называются, как они выглядят, а самое главное вы понимаете, что деревья тоже живые и их нужно беречь.
А вы знаете, что в морозные дни ветки кустов и деревьев очень хрупкие, легко ломаются, поэтому их надо оберегать, не ломать, не стучать лопатой по стволу, не наезжать санками.
Вот мы с вами полечились, а теперь давайте поиграем в подвижную игру «Белый тополь, зеленый тополь»
Подвижная игра «Белый тополь, зеленый тополь» (узбекская игра)
Играющие делятся на две равные группы и строятся в две шеренги лицом друг к другу. Игроки, стоящие в каждой шеренге, берутся за руки на расстоянии вытянутых рук. По сигналу стоящие в одной шеренге обращаются к стоящим в другой шеренге:
– Белый тополь, зеленый тополь! От нас кто вам нужен?
Игроки, стоящие в другой шеренге, называют имя одного из участников игры противоположной команды. Игрок, чье имя названо, бежит к противоположной шеренге, чтобы разорвать цепь, образованную игроками. Если ему удастся разорвать цепь, то он возвращается к своей шеренге, уводя с собой кого-то из игроков той команды, где разорвана цепь. Если бежавшему не удается разорвать цепь, то он переходит в другую шеренгу, увеличив тем самым количество участников этой команды.
Правила игры. Называется имя только одного игрока. Цепь можно разорвать в любом узле только с одной попытки.
Воспитатель:
- Молодцы, вам понравилось игра про тополь?
Дети:
- Да!
Воспитатель:
- Хотите ещё поиграть?
Дети:
- Да!
Воспитатель:
- Тогда мы сейчас перейдем во внутренний дворик и продолжим подвижные игры, а по дороге вспомним, какие еще деревья растут на территории нашего детского сада.
Возвращаются во внутренний дворик для проведения подвижных игр.
Воспитатель:
- Мы с вами вспомнили, какие деревья растут на территории нашего детского сада, и повторили, как они называются. Вот только мы не увидели, ни листьев на них, ни плодов. Интересно куда они подевались?
Ответы детей.
Воспитатель:
- Правильно ребята, сейчас зима и листьев на деревьях нет, потому-то они опали осенью, а вот плоды, на некоторых деревьях, остались.
А давайте представим себе, что сейчас лето или осень и наши деревья стоят во всей своей красе!
Дети:
- А как это?
Воспитатель:
- А мы сейчас поиграем в игру «Найди своё дерево».
Давайте разделимся на три команды – одна команда будут «деревья», вторая «листья», третья команда «плоды».
Подвижно-дидактическая игра ««Найди своё дерево».
Воспитатель мелом размечает на площадке несколько кругов, диаметром 30-40 см на разном расстоянии (по количеству карточек с изображением деревьев, и в каждом ставит букву, соответствующую названию дереву. Названия деревьев необходимо выбирать так, чтобы их название не начиналось с одинаковой буквы.
Всех детей необходимо поделить на три равных команды, если не делится, то увеличить количество «деревьев». Дети стоят на исходном рубеже в три шеренги. Воспитатель раздает по командам раздаточные карточки, изображением вниз, в соответствии с командой – деревья – «деревьям», листья – «листьям» и плоды соответственно. При этом необходимо акцентировать внимание, чтобы дети без команды не переворачивали карточки.
Ход игры
Воспитатель:
- Чтобы дерево выросло его нужно посадить, сейчас наша команда «деревьев» будет искать свои «лунки». Для каждого дерева я приготовила свою «лунку» и обозначила первой буквой его названия, и вы должны посадить свое дерево именно туда.
Затем наши листочки, почти как в сказе или в кино, должны будут прилететь к своему дереву, а потом и «плоды» вернуться на свои деревья.
Когда вы все вместе соберётесь, то каждый по очереди назовёт, какое дерево сажал, какой листочек с него упал, и какой плод на нём был.
Всем понятно?
Дети:
- Да!
Воспитатель:
- А теперь будем сажать наши деревья!
Команда «деревья» переворачивает карточки, дети смотрят на изображение и бегут искать свою «лунку» в соответствующий круг.
Воспитатель:
- Раз, два, три листочек на дерево - лети!
Команда «листочки» переворачивает карточки, дети смотрят на изображение и бегут искать своё «дерево».
Воспитатель:
- Я считаю до пяти, плод на дерево - лети!
Команда «плоды» переворачивает карточки, дети смотрят на изображение и бегут искать своё «дерево».
Игру повторить три раза поменяв детей в каждую команду.
Воспитатель:
- Молодцы ребята, мы замечательно с вами поиграли!
А давайте представим, что мы с вами в лесу.
Дыхательная гимнастика "Шум леса".
Воспитатель:
- Сейчас идем по широкой дорожке парами. Теперь друг за другом по узкой тропинке. Поднимаемся в гору. Бежим с горы. Перепрыгиваем по камушкам через ручеек. Идем под низкими веточками (наклоняясь). Идем босиком по колкой траве. И остановились на лесной опушке (дети становятся в круг).
1. "Подышим свежим воздухом" :
- вдох через нос (". животик стал круглым",
- выдох ртом (". животик - плоский").
2. "Вдруг подул сильный ветер" :
- вдох через нос,
- выдох на -с-с-с-.
3. "Зашумели листвой деревья" :
- вдох через нос,
- выдох на -ш-ш-ш-.
4. "Пролетел жук и зажужжал" :
- вдох через нос,
- выдох на -ж-ж-ж-.
5. " Запищал комар:
- вдох через нос,
- выдох на -з-з-з-.
6. " Застрекотала стрекоза:
- вдох через нос,
- выдох на -ц-ц-ц-.
7. "Вдоль леса едет лошадка" :
- цокают языком.
Воспитатель:
- Молодцы ребята, а теперь отправимся на нашу площадку.
Переход на свой участок.
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите, что с нашими тополями сделал сильный ветер?
Дети:
- Обломал сухие ветки!
Воспитатель:
- Да, не выдержали наши тополя такой стихии, и прибавили работы нашему садовнику. А давайте поможем ему и соберем опавшие веточки!
Дети:
- Давайте!
Воспитатель:
- Сейчас вы соберёте веточки и принесёте их на нашу площадку.
Дети собирают веточки и приносят воспитателю:
Воспитатель:
- Ребята, а посмотрите какие у вас в руках веточки.
Дети:
- Длинные и короткие, толстые и тонкие!
Воспитатель:
- А давайте сравним у кого какие ветки!
Воспитатель выбирает любых двух детей мальчика и девочку с ветками разной длины и предлагает остальным детям по очереди провести сравнительный анализ с образцами по схеме: «У меня ветка короче, чем у Саши, но длиннее, чем у Алены, но тоньше чем у Алены, и толще чем у Саши».
Воспитатель:
- А следующее задание будет таким – каждый посчитает, сколько он насобирал веточек.
Дети считают и отвечают.
Воспитатель:
- Карине, а скажи, на сколько у тебя больше веточек, чем у Сони?
Карине:
- На две!
Воспитатель опрашивает детей закрепляя количественный счет, прямой и обратный счет, понятия «больше», «меньше».
Воспитатель:
- А теперь давайте поиграем с нашими пальчиками.
Пальчиковая гимнастика
«Пять пальцев»
На моей руке пять пальцев
Пять хватальцев, пять держальцев.
Чтоб строгать и чтоб пилить,
Чтобы брать и чтоб дарить.
Их не трудно сосчитать!
Раз, два, три, четыре, пять
Воспитатель:
- Ребята, а давайте с нашими веточками поиграем!
Воспитатель предлагает выложить детям из веточек, что они захотят (рисунок, букву, фигуру и т. д.). После выполнения задания все смотрят у кого, что получилось, а авторы презентуют свои творческие произведения (ТРИЗ). Коллективно выбирают лучшую или оригинальную работу.
Воспитатель:
- Да, какие вы молодцы, все как один творческие личности!
А теперь давайте разделимся на четыре команды – две команды - девочки и две команды – мальчики, и я предлагаю вам из ваших веточек сейчас построить то, что вы захотите по вашему желанию!
Коллективно выбирают лучшую или оригинальную постройку (колодец, плот, домик, забор и т. д.).
Воспитатель:
- Ну, вы и молодцы, какие прекрасные работы у вас получились!
У нас осталось еще немного времени до возвращения в группу, и вы можете самостоятельно поиграть, в любые игры.
Самостоятельная деятельность детей
В процессе прогулки воспитатель наблюдает за содержанием игр и взаимоотношением детей в этих играх, а также следит за сменой видов деятельности - дети не должны слишком возбуждаться или перегреваться.
III. Заключительная часть
Перед уходом с прогулки детям дается указание на предстоящую деятельность привлекаем детей к уборке участка в порядок до входа в группу.