Папки-передвижки

Конспект прогулки в старшей группе «Наблюдение за деревьями в зимний период»

Людмила Остапенко
Конспект прогулки в старшей группе «Наблюдение за деревьями в зимний период»
▼ Скачать + Заказать документы

КОНСПЕКТ ПРОГУЛКИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

«Наблюдение за деревьями в зимний период»

Воспитатель: Остапенко Л. Н.

План – конспект

проведения прогулки в старшей группе

«Наблюдение за деревьями в зимний период»

Цель:

Публикация «Конспект прогулки в старшей группе „Наблюдение за деревьями в зимний период“» размещена в разделах

- Наблюдение за деревьями в зимний период.

- Закрепить названия деревьев лиственных пород (тополь, клен, платан, берёза).

- Закрепление основных видов движений в подвижных играх.

- Закрепление понятий «длинный», «короткий», «тонкий», «толстый».

- Закрепление количественного, прямого и обратного счета, понятия «больше», «меньше».

- По особенностям ствола, расположения веток, научиться различать тополь.

- Расширить и систематизировать знания детей о тополе.

- Расширение словарного запаса детей, используя знания о легенде, сказке.

- Развивать мышление, воображение, творческие способности, тактильные ощущения, умение применить теоретические знания на практике. Воспитывать интерес к природе ближайшего окружения.

Словарь: клен, тополь, платан, берёза, широкий, узкий, гладкий, шероховатый, короче, длиннее, светолюбивый, влага, влаголюбивый, быстрорастущий, холодно, зима, пальто, шапка, перчатки, сапоги.

Оборудование: дидактический материал – карточки с изображениями различных видов деревьев, их листьев и плодов, мел, природный материал (веточки, игрушки.

Подготовительная работа: сказка «Тополиный пушок» (приложение 1); легенды: «О тополе», «Тополь, гранат и кипарис» (приложение 2). Закрепить правила игры «Белый тополь, зеленый тополь» (Узбекская игра).

Ход прогулки

I. Подготовка к прогулке

Воспитатель дает детям подробную установку на предстоящую деятельность - группа должна быть приведена в порядок перед выходом; напоминаются правила поведения в раздевальной комнате.

Воспитатель контролирует последовательность одевания, перед выходом на прогулку при этом стоит обратить внимание детей на их внешний вид. Воспитатель устраняет ошибки детей в процессе одевания.

В процессе одевания закрепляются названия отдельных деталей одежды, идет активизация словаря на тему "Одежда".

Воспитатель:

- Обратите внимание на свою одежду. Мы все тепло одеваемся, потому что на улице очень холодно, морозно, зима. Сони я завяжу поясок потуже, чтобы холодный ветер не поддувал, мороз не забирался под шубу.

Всё надели?

Дети:

- Да!

Воспитатель:

- Дима, посмотри, надеты ли варежки у Карине?

Воспитатель:

- Ну, если все готовы, тогда можем идти, ведь впереди у нас с вами необычная прогулка!

Дети:

- А какая?

Воспитатель:

- А вот выйдем на улицу и узнаете!

Воспитатель выводит детей на улицу.

II. Основная часть прогулки

Выходят на территорию д/с идут на свой участок.

Наблюдение

Воспитатель подводит детей к тополю и загадывает загадку:

Почки - пахучие,

Листья - липучие,

Плоды - летучие.

Дети:

- Тополь!

Воспитатель:

- А что вы знаете о тополе?

Ответы детей:

Воспитатель:

- Тополь очень интересное дерево, которое раскроет вам сегодня свои секреты.

Воспитатель:

- Какой у тополя ствол?

Ответы детей:

- Широкий!

Воспитатель:

- Правильно, тополь дерево высокое с широким стволом. Тополь - растение светолюбивое и влаголюбивое. Давайте разберемся, что это значит.

Как, по-вашему, какое растение называют светолюбивым?

Ответы детей:

Воспитатель:

- Вслушайтесь в слово, оно само все вам расскажет. Светолюбивым называют то растение, которое любит свет. Тополь любит расти в хорошо освещенных, светлых местах. Еще тополь – влаголюбивый. А это что значит?

Ответы детей:

Воспитатель:

- Тополь любит влагу. Влага – это что?

Ответы детей:

Воспитатель:

- Правильно, вода. Смог бы тополь расти в пустыне?

Ответы детей:

- Нет.

Воспитатель:

- А почему?

Ответы детей:

- В пустыне мало воды, а тополь любит воду.

Воспитатель:

- У молодого тополя бледная бархатистая кора, а у старых тополей – шершавая, глубоко растрескавшаяся кора. Посмотрите на наше дерево и определите, старое оно или молодое.

Ответы детей:

Воспитатель:

- Почему вы пришли к такому выводу?

Ответы детей:

Воспитатель:

- Есть несколько видов этих деревьев.

У белого тополя одна сторона листка темно-зеленая, а другая сторона пушистая и снежно-белая. Вот потому он и тополь белый.

А корни у этого тополя такие сильные, и так быстро растут, что могут разломать и тротуар и дорогу.

А у нас на площадке растет тополь пирамидальный. Ствол, как столб. Очень высокое дерево. А листья у него треугольной формы.

У тополиного листка ножка-черешок длинная. Потому на ветру дрожит тополиный листок. Дрожит, как будто от страха. В старину в некоторых странах (Греция, Рим) подарить мужчине ветку тополя значило обвинить его в трусости.

Воспитатель:

- А сейчас я вам загадаю загадку?

То ли с крыши, то ли с неба –

Или вата, или пух.

Или, может, хлопья снега

Появились летом вдруг?

Кто же их исподтишка

Сыплет, будто из мешка?

Летом снег!

Просто смех!

Снег по городу летает –

Почему же он не тает?

"Тополиный пух"

Ответы детей:

Воспитатель:

- Правильно, а помните мы с вами читали сказку «Тополиный пушок»?

Ответы детей:

- Да!

Воспитатель:

- Как помог паучок тополю?

Дети пересказывают воспитателю содержание сказки.

Воспитатель:

- Молодцы, не забыли сказку!

В конце мая на дереве созревают коробочки с семенами. Они лопаются, и тополиная метель заметает город: пух, подхваченный ветром, летит вдоль улиц, точно снегом прикрывает землю и деревья, залетает в раскрытые окна.

Белый тополиный пух состоит из тонких волосков-ворсинок, которые хорошо впитывают влагу и создают условия для прорастания семян.

Почему в начале лета в городах метет тополиная метель?

Ответы детей:

Воспитатель:

- Как же можно ругать тополя за пух. Без семян не будет новых тополей. А пух легкий, на нем, как на парашюте, тополиные семена разлетаются во все стороны и прорастают новыми тополями.

Оказывается, тополя бывают женские и мужские. И пух бывает только на женских тополях. На мужских тополях его вовсе не бывает.

Но тополь не всегда приносит пользу, бывает и вред здоровью.

Из деревьев ранним летом

Вдруг снежинки запорхают,

Но не радует нас это –

Мы от этого чихаем.

Да, действительно, люди часто чихают и кашляют по вине тополиного пуха. Ведь он не только затрудняет дыхание и засоряет глаза, он вызывает аллергию. И если у кого-то аллергия, то лучше поменьше выходить на улицу, когда летает тополиный пух.

Тополь – дерево быстрорастущее. Как вы понимаете это слово – «быстрорастущее»?

Ответы детей:

- Быстро растет.

Воспитатель:

- Тополь действительно растет быстро и очень легко размножается. Упадет на землю крошечное летучее тополиное семечко и вскоре прорастет молоденьким топольком. А то от корня росток землю пробуравит и вот вам – еще одно новое деревце на свет божий появилось. Обратите внимание, вокруг большого, взрослого тополя всегда рядом тополиная детвора – молодые деревца. Даже если спилить тополь, от пенька начнут расти побеги.

А как вы думаете, какую пользу приносит тополь?

Ответы детей:

Воспитатель:

- Из древесины тополя раньше делали бочки, корыта, мосты, деревянную посуду. А из тонких и гибких ветвей крымских тополей плели корзины для винограда и изгороди-заборы. Древесина тополя легко загорается. Когда горит, почти не дымит. Поэтому сейчас из тополиной древесины делают бумагу, фанеру, спички, щепки, пускают ее на топливо.

Ветви и листья тополей охотно едят дикие и домашние животные.

Почки и кора тополя обладают лечебными свойствами, умеют лечить некоторые болезни, а также почки тополя используют для производства кремов, духов и одеколонов.

С листьев и почек тополей пчелы собирают клейкое вещество, из которого потом делают очень полезный для здоровья человека прополис. Густая крона тополей защищает окна домов от пыли. Тополя не боятся выхлопных газов и других вредных веществ. Тополя выделяют в воздух огромное количество кислорода, очищают воздух от грязи и пыли. Один тополь вырабатывает его столько, сколько три липы, четыре сосны, семь елей.

Тополь, растущий возле дома, ещё и служит прекрасным громоотводом. Гором и молния ударят в тополь, а дом не пострадает.

Высокие стройные тополя с зеленовато-серыми гладкими стволами и густой зеленой кроной украшают площади и улицы, скверы и парки нашего города.

Скажите так почему же тополя сажают в городах?

Ответы детей:

Воспитатель:

- Что делают из древесины и почек тополя?

Ответы детей:

Воспитатель:

- В старину люди считали, что если что-то болит, то этим местом нужно прислониться к тополю, либо положить на больное место тополиный брусок. А ещё тополю можно пожаловаться, если плохо на душе или кто-то обидел, при этом тополь нужно обнять руками и постоять так несколько минут. Тополь изгонит печаль и принесёт облегчение.

А давайте, и мы испытаем эту старинную примету?

Дети:

- Давайте!

Проводится дидактическая игра для развития эстетического восприятия природы «Беседы с деревьями».

В ходе игры дошкольники при контакте с природным объектом наблюдения, прикосновении к дереву должны рассказать об особенностях его внешнего вида, развития или об уходе за ним, о случаях бережного или жестокого отношения людей к растениям.

Цель: учить детей видеть и эмоционально откликаться на прекрасное в природе; воспитывать гуманное отношение к ней.

Ход игры

Воспитатель:

- Девочки подойдут к одному тополю, а мальчики к другому, обнимем руками дерево и постоим несколько минут с закрытыми глазами, и оно принесет нам облегчение и прогонит печаль, а еще послушайте, что оно вам «расскажет». По моему сигналу возвращайтесь.

Вернувшись, дети по желанию рассказывают о «своем» дереве.

Воспитатель:

- Молодцы ребята, вы знаете, как деревья называются, как они выглядят, а самое главное вы понимаете, что деревья тоже живые и их нужно беречь.

А вы знаете, что в морозные дни ветки кустов и деревьев очень хрупкие, легко ломаются, поэтому их надо оберегать, не ломать, не стучать лопатой по стволу, не наезжать санками.

Вот мы с вами полечились, а теперь давайте поиграем в подвижную игру «Белый тополь, зеленый тополь»

Подвижная игра «Белый тополь, зеленый тополь» (узбекская игра)

Играющие делятся на две равные группы и строятся в две шеренги лицом друг к другу. Игроки, стоящие в каждой шеренге, берутся за руки на расстоянии вытянутых рук. По сигналу стоящие в одной шеренге обращаются к стоящим в другой шеренге:

– Белый тополь, зеленый тополь! От нас кто вам нужен?

Игроки, стоящие в другой шеренге, называют имя одного из участников игры противоположной команды. Игрок, чье имя названо, бежит к противоположной шеренге, чтобы разорвать цепь, образованную игроками. Если ему удастся разорвать цепь, то он возвращается к своей шеренге, уводя с собой кого-то из игроков той команды, где разорвана цепь. Если бежавшему не удается разорвать цепь, то он переходит в другую шеренгу, увеличив тем самым количество участников этой команды.

Правила игры. Называется имя только одного игрока. Цепь можно разорвать в любом узле только с одной попытки.

Воспитатель:

- Молодцы, вам понравилось игра про тополь?

Дети:

- Да!

Воспитатель:

- Хотите ещё поиграть?

Дети:

- Да!

Воспитатель:

- Тогда мы сейчас перейдем во внутренний дворик и продолжим подвижные игры, а по дороге вспомним, какие еще деревья растут на территории нашего детского сада.

Возвращаются во внутренний дворик для проведения подвижных игр.

Воспитатель:

- Мы с вами вспомнили, какие деревья растут на территории нашего детского сада, и повторили, как они называются. Вот только мы не увидели, ни листьев на них, ни плодов. Интересно куда они подевались?

Ответы детей.

Воспитатель:

- Правильно ребята, сейчас зима и листьев на деревьях нет, потому-то они опали осенью, а вот плоды, на некоторых деревьях, остались.

А давайте представим себе, что сейчас лето или осень и наши деревья стоят во всей своей красе!

Дети:

- А как это?

Воспитатель:

- А мы сейчас поиграем в игру «Найди своё дерево».

Давайте разделимся на три команды – одна команда будут «деревья», вторая «листья», третья команда «плоды».

Подвижно-дидактическая игра ««Найди своё дерево».

Воспитатель мелом размечает на площадке несколько кругов, диаметром 30-40 см на разном расстоянии (по количеству карточек с изображением деревьев, и в каждом ставит букву, соответствующую названию дереву. Названия деревьев необходимо выбирать так, чтобы их название не начиналось с одинаковой буквы.

Всех детей необходимо поделить на три равных команды, если не делится, то увеличить количество «деревьев». Дети стоят на исходном рубеже в три шеренги. Воспитатель раздает по командам раздаточные карточки, изображением вниз, в соответствии с командой – деревья – «деревьям», листья – «листьям» и плоды соответственно. При этом необходимо акцентировать внимание, чтобы дети без команды не переворачивали карточки.

Ход игры

Воспитатель:

- Чтобы дерево выросло его нужно посадить, сейчас наша команда «деревьев» будет искать свои «лунки». Для каждого дерева я приготовила свою «лунку» и обозначила первой буквой его названия, и вы должны посадить свое дерево именно туда.

Затем наши листочки, почти как в сказе или в кино, должны будут прилететь к своему дереву, а потом и «плоды» вернуться на свои деревья.

Когда вы все вместе соберётесь, то каждый по очереди назовёт, какое дерево сажал, какой листочек с него упал, и какой плод на нём был.

Всем понятно?

Дети:

- Да!

Воспитатель:

- А теперь будем сажать наши деревья!

Команда «деревья» переворачивает карточки, дети смотрят на изображение и бегут искать свою «лунку» в соответствующий круг.

Воспитатель:

- Раз, два, три листочек на дерево - лети!

Команда «листочки» переворачивает карточки, дети смотрят на изображение и бегут искать своё «дерево».

Воспитатель:

- Я считаю до пяти, плод на дерево - лети!

Команда «плоды» переворачивает карточки, дети смотрят на изображение и бегут искать своё «дерево».

Игру повторить три раза поменяв детей в каждую команду.

Воспитатель:

- Молодцы ребята, мы замечательно с вами поиграли!

А давайте представим, что мы с вами в лесу.

Дыхательная гимнастика "Шум леса".

Воспитатель:

- Сейчас идем по широкой дорожке парами. Теперь друг за другом по узкой тропинке. Поднимаемся в гору. Бежим с горы. Перепрыгиваем по камушкам через ручеек. Идем под низкими веточками (наклоняясь). Идем босиком по колкой траве. И остановились на лесной опушке (дети становятся в круг).

1. "Подышим свежим воздухом" :

- вдох через нос (". животик стал круглым",

- выдох ртом (". животик - плоский").

2. "Вдруг подул сильный ветер" :

- вдох через нос,

- выдох на -с-с-с-.

3. "Зашумели листвой деревья" :

- вдох через нос,

- выдох на -ш-ш-ш-.

4. "Пролетел жук и зажужжал" :

- вдох через нос,

- выдох на -ж-ж-ж-.

5. " Запищал комар:

- вдох через нос,

- выдох на -з-з-з-.

6. " Застрекотала стрекоза:

- вдох через нос,

- выдох на -ц-ц-ц-.

7. "Вдоль леса едет лошадка" :

- цокают языком.

Воспитатель:

- Молодцы ребята, а теперь отправимся на нашу площадку.

Переход на свой участок.

Воспитатель:

- Ребята, посмотрите, что с нашими тополями сделал сильный ветер?

Дети:

- Обломал сухие ветки!

Воспитатель:

- Да, не выдержали наши тополя такой стихии, и прибавили работы нашему садовнику. А давайте поможем ему и соберем опавшие веточки!

Дети:

- Давайте!

Воспитатель:

- Сейчас вы соберёте веточки и принесёте их на нашу площадку.

Дети собирают веточки и приносят воспитателю:

Воспитатель:

- Ребята, а посмотрите какие у вас в руках веточки.

Дети:

- Длинные и короткие, толстые и тонкие!

Воспитатель:

- А давайте сравним у кого какие ветки!

Воспитатель выбирает любых двух детей мальчика и девочку с ветками разной длины и предлагает остальным детям по очереди провести сравнительный анализ с образцами по схеме: «У меня ветка короче, чем у Саши, но длиннее, чем у Алены, но тоньше чем у Алены, и толще чем у Саши».

Воспитатель:

- А следующее задание будет таким – каждый посчитает, сколько он насобирал веточек.

Дети считают и отвечают.

Воспитатель:

- Карине, а скажи, на сколько у тебя больше веточек, чем у Сони?

Карине:

- На две!

Воспитатель опрашивает детей закрепляя количественный счет, прямой и обратный счет, понятия «больше», «меньше».

Воспитатель:

- А теперь давайте поиграем с нашими пальчиками.

Пальчиковая гимнастика

«Пять пальцев»

На моей руке пять пальцев

Пять хватальцев, пять держальцев.

Чтоб строгать и чтоб пилить,

Чтобы брать и чтоб дарить.

Их не трудно сосчитать!

Раз, два, три, четыре, пять

Воспитатель:

- Ребята, а давайте с нашими веточками поиграем!

Воспитатель предлагает выложить детям из веточек, что они захотят (рисунок, букву, фигуру и т. д.). После выполнения задания все смотрят у кого, что получилось, а авторы презентуют свои творческие произведения (ТРИЗ). Коллективно выбирают лучшую или оригинальную работу.

Воспитатель:

- Да, какие вы молодцы, все как один творческие личности!

А теперь давайте разделимся на четыре команды – две команды - девочки и две команды – мальчики, и я предлагаю вам из ваших веточек сейчас построить то, что вы захотите по вашему желанию!

Коллективно выбирают лучшую или оригинальную постройку (колодец, плот, домик, забор и т. д.).

Воспитатель:

- Ну, вы и молодцы, какие прекрасные работы у вас получились!

У нас осталось еще немного времени до возвращения в группу, и вы можете самостоятельно поиграть, в любые игры.

Самостоятельная деятельность детей

В процессе прогулки воспитатель наблюдает за содержанием игр и взаимоотношением детей в этих играх, а также следит за сменой видов деятельности - дети не должны слишком возбуждаться или перегреваться.

III. Заключительная часть

Перед уходом с прогулки детям дается указание на предстоящую деятельность привлекаем детей к уборке участка в порядок до входа в группу.

Публикации по теме:

Цикл наблюдений в ясельной группе «Наблюдение за деревьями зимой» Основная цель: Познакомить детей с миром растений – деревьями в зимний период, вызвать желание бережно относиться к природе. Ожидаемые результаты:.

Конспект прогулки в средней группе «Наблюдение за листопадом» Конспект прогулки «Наблюдение за листопадом». Цели: • формировать представления об осеннем явлении природы – листопад; • развивать наблюдательность,.

Конспект прогулки в старшей группе «Наблюдение за рябиной» Тема: «Наблюдение за рябиной» Цель: продолжать знакомить детей с рябиной; развивать цветовое восприятие, наблюдательность и зрительную.

Конспект прогулки в старшей группе «Наблюдение за одуванчиком»Конспект прогулки в старшей группе «Наблюдение за одуванчиком» Цель: развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, правилах их сбора, применения.

Конспект прогулки в старшей группе «Наблюдение за солнцем» Программное содержание: Познавательное развитие 1. Расширять представления дошкольников о весенних изменениях в природе. 2. Развивать умение.

Конспект прогулки в старшей логопедической группе «Наблюдение за осенним лесом» №7, МДОУ №6 «Здоровье» 1. Тема: «Наблюдение за осенним лесом». Цель: формировать обобщенное представление об осени как о времени.

Конспект прогулки во второй младшей группе «Наблюдение за солнцем» Интеграция образовательных областей: - Социально-коммуникативное развитие - Познавательное развитие - Речевое развитие - Художественно-эстетическое.

Особенности организации прогулки детей раннего возраста в зимний период Наступила Зимушка - зима, подарившая нам пушистые сугробы, морозный ледяной воздух, предвкушение предстоящих новогодних праздников. А малыши.

План-конспект целевой прогулки в старшей группе «Наблюдение за погодой весной» ЦЕЛЬ: 1. Развивать наблюдательность, учить видеть красоту весенней природы; 2. Побуждать самих детей к составлению речевых логических задач.

Сценарий прогулки в старшей группе «Наблюдение за ветром» Цель: - продолжить знакомить детей с природным явлением – ветер; - познакомить со свойствами ветра; - учить давать характеристику ветру:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект прогулки в старшей группе «Наблюдение за деревьями в зимний период»
Опубликовано: 7 февраля 2016 в 02:36
+46Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект прогулки в старшей группе «Наблюдение за деревьями в зимний период»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Остапенко (УИ 425030) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 42.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД