Татьяна Жеребцова
Конспект проектной деятельности «Знакомство с творчеством Я. Акима детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Чтение – это один из истоков мышления и умственного развития». (В. А. Сухомлинский)
Кто не слышал поговорку «Книги – лучшие друзья!»? Это действительно так, и это нужно признать! Главная задача знакомства детей дошкольного возраста с художественной литературой – это воспитание интереса и любви к книге, стремления к общению с ней, умение слушать и понимать художественный текст.
Книга вводит ребенка в мир человеческих чувств: радостей, страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров.
Книга раскрывает человеческие и духовные ценности.
Публикация «Конспект проектной деятельности „Знакомство с творчеством Я, Акима детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
Книга, прочитанная в детстве, оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная в зрелом возрасте. Чем чаще ребенок будет слышать чтение, тем больший интерес он будет проявляться к нему.
Стихи для детей Я. Акима выделяются особой мягкостью, лиризмом и абсолютной ненавязчивостью, наполнены радостью открытий. Они о непреходящих человеческих ценностях. Они живут долго, потому что в них есть то, что всегда необходимо людям: доброта, сердечность, красота окружающего мира. Поэту хочется, чтобы с детских лет каждый понял, как обогащает человека душевная щедрость. Быть добрым и щедрым – это счастье. А ещё большее счастье – взаимная доброта и щедрость, связывающая людей.
Произведения Я. Акима не только понятны и интересны детям, они служат развитию эмоциональной составляющей характера ребенка, наполнены неподдельной добротой, светом, любовью. Какой только темы не охватили они: времена года и счет, дикие и домашние животные, природа, профессии и ремесла, временные понятия, нравственное и патриотическое воспитание.
Актуальность проекта
Современные родители уделяют мало внимания творчеству детских советских поэтов и писателей, т. к. считают их произведения устаревшими и неинтересными для детей XXI века. Данным проектом хотелось бы доказать актуальность и современность стихов Я. Акима их яркость, радостность, красочность, подчеркнуть сказочный дух, полный необычных красок, музыки, важных мыслей и, конечно же, озорства и праздника.
Цель проекта :
Познакомить детей старшей группы с творчеством детского поэта Я. Акима.
Задачи проекта :
• Познакомить детей с биографией Я. Акима;
• Познакомить детей с основными произведениями. Я. Акима
• Обогатить знания детей об окружающем мире : объекты социального назначения, природный мир, мир творчества, профессии и ремесла, предметный мир.
• Формировать эмоционально-образное восприятие произведений.
• Воспитывать способность наслаждаться художественным словом, чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихов.
• Воспитывать у детей способность сопереживать героям произведений. Способствовать воспитанию у детей добрых чувств, умения удивляться красоте родной природы. Продолжать работу по формированию нравственного и патриотического воспитания.
• Развивать познавательные и умственные способности, речь детей.
• Приобщить родителей к семейному чтению литературы.
Гипотеза – педагогическая деятельность по ознакомлению с творчеством писателем будет способствовать развитию у детей желания и стремления познавать творчество других поэтов и писателей, формированию целостной картины мира, развитие литературной речи, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Длительность – в течение месяца
Ожидаемый результат:
1. Оснащение развивающей среды в группе:
• Библиотека произведений Я. Акима.
• Оформление книг, альбома рисунков по произведениям Я. Акима.
• Создание развивающих игр
• Театрализованные игры
2. Формирование умения воспринимать книгу не только как развлечение, но и как
источник знаний.
3. Активное участие родителей в реализации проекта.
4. Развитие способности детей делать выводы, умозаключения, умение высказывать идеи и предположения.
5. Развитие у детей умения воспринимать текст на слух, узнавать знакомые произведения по отрывкам из них.
6. Формирование умения выразительно читать наизусть и инсценировать произведение или отрывок из него.
7. Развитие интереса к литературе, творчеству с. Я. Акима.
8. Популяризация семейного чтения.
9. Развитие коммуникативных способностей детей, умения договариваться,помогать друг другу.
10. Создание системы работы по ознакомлению детей с художественной литературой.
Участники проекта :
- дети старшей группы №1
- родители воспитанников
- воспитатели: Жеребцовая Т. М, Грачева Е. К.
Тип проекта : Творческий
По методу: Метод развития творческого познавательного мышления
По количеству участников: Групповой
По продолжительности: Краткосрочный
Виды детской деятельности :
• Познавательное развитие
Формирование элементарных математических представлений
- Формирование элементарных математических представлений на основе стихотворения «Слоны», «Цветные огоньки»
Формирование целостной картины мира
- Знакомство с детскими годами Я. Акима
- Формирование представления о сезонных изменениях по стихотворениям «В лесу»,
«Первый снег», «Осень», «Лето».
• Речевое развитие
Формирование интереса и потребности в чтении
- Знакомство с творчеством Я. Акима См. приложение№1 («Знакомим с творчеством Я. Акима»)
- Вечер загадок и викторина по произведениям Я. Акима
Развитие всех компонентов устной речи
- Разучивание стихотворений «Есть одна планета - сад» и «Тихая песня»
- Учить детей правильно употреблять прилагательные в сравнительной степени, упражнять детей в подборе существительных к прилагательному на основе стихотворения «Воздушные шары»
• Художественно-эстетическое развитие
- Рисование по произведению «Нарисую дом зеленый» (См. Приложение №3)
- Аппликация «Воздушные шары», по стихотворению «Цветные огоньки»
- Лепка – коллективная работа «Грибной лес»
- Слушание музыки : колыбельная песня «Тихая песня»
• Физическое развитие
• Совершенствовать развитие двигательных навыков, тонкой ручной моторики, зрительно-пространственной координации.
• Закреплять умение держать равновесие и умение ходить по гимнастической скамейке по стихотворению «Бревно»
- Участие в физкультурном досуге по мотивам стихотворения «Весело мне»
- Воспитание опрятности, аккуратности и привычки следить за своим внешним видом по стихотворению «Неумейка»
- Воспитание потребности в соблюдении режима по стихотворению «Митины каникулы»
• Социально-личностное развитие
Игровая деятельность
- Д/и «В лесу».
- Сюжетно-ролевая игра «Семья» по стихотворению «Моя родня»
- Инсценировка отрывка стихотворения «Неумейка»
Приобщение к элементарным общепринятым нормам
- Воспитание любви и уважения к своим родителям, к своей семье по произведению «Бабушка болеет»
- Закреплять знания о правилах дорожного движения и соблюдению основ пожарной безопасности по стихотворениям «Улица» и «Мужчина в доме».
- Развитие умения распределять роли сюжетно - ролевой игре «Семья»
Трудовая деятельность
- Организованная деятельность в книжном уголке
- Подбор книг по теме «Я. Акима»
- совместная деятельность детей и педагога по изготовлению книжек – малышек.
• Сотрудничество с родителями
- изготовление поделок, рисунков к произведениям. Я. Акима вместе с детьми
- домашнее чтение произведений Я. Акима
- изготовление костюмов, атрибутов, к инсценировке отрывка стихотворения «Неумейка»
Ресурсное обеспечение проекта :
- сотрудничество с семьями воспитанников
- проведение мероприятий на базе детской библиотеки им. Я. Акима (см. Приложение №2)
Презентация проекта
- мультимедийная презентация литературно-образовательного проекта «Знакомство с творчеством Я. Акима детей старшего дошкольного возраста»
Подведение итогов
- проведение викторины по произведениям Я. Акима
- выставка поделок, сделанных детьми группы совместно с родителями по произведениям Я. Акима.
Мероприятия проекта
Содержание работы Сроки Результаты
I. Подготовительный этап (1неделя)
1 Методическая работа педагогов:
Самообразование
Изучение и повторение «Методики организации детского чтения»
– «Жизни и творчества Я. Акима»;
– подбор детской художественной литературы писателя.
аннотация биографии и творчества Я. Акима;
картотека произведений.
2 Работа с детьми:
– подбор детских книг Я. Акима для смены в книжном уголке.
аннотация произведений.
3 Работа с родителями:
– консультация «Произведения Я. Акима в вашем доме»
информационный стенд (список литературы по возрасту).
II. Формирующий этап
1 Работа педагогов:
– д/и (словесные) с использованием отрывков из произведений Я. Акима;
– разработка сценариев по его произведениям.
картотека игр;
список постановок к произведениям писателя;
2 Работа с детьми:
– чтение произведений писателя;
– рассматривание иллюстраций;
– проведение литературных викторин;
– заучивание стихов;
– рисунки детей;
– изготовление «Книжки-малышки» (творчество детей);
– инсценировка по произведениям;
– вечер, посвященный творчеству писателя;
– семинар «Ребенок и творчество писателя».
оформление выставки «Любимые герои из произведений Я. Акима»;
театрализованное представление;
3 Работа с родителями:
– участие родителей в проведении мероприятий;
– участие в конкурсах;
– практическая деятельность совестно с детьми;
– посещение магазина «Книги»
создание фото
III. Итоговый этап
1 Работа педагогов:
– оформление папки «Изучаем творчество писателя с детьми» по итогам проекта;
Презентация проекта
отчет (тезисы) о проделанной работе;
2 Работа с детьми:
– рисунки детей;
– проведение викторины по произведениям Я. Акима.
выставка «Юные художники-иллюстраторы»;
конспект викторины;
3 Работа с родителями:
Летопись семьи «От А до Я» по произведениям писателя (опыт семейного воспитания на произведениях Я. Акима).
выступление на родительском собрании.
Практическая значимость:
- обобщение знаний у детей о Я. Акима и его произведениях
- развитие умение отгадывать загадки
- развитие артистических способностей детей
- воспитание интереса к родной литературе, к творчеству Я. Акима
литературной речи, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Перспективы дальнейшей работы
Цель:
- воспитание любви к произведениям классиков советской литературы
Задачи:
- знакомить детей с другими советскими детскими поэтами и писателями
- укрепление детско-родительских отношений
- продолжение деятельности «Чтение с мамой»
- в перспективе, работая над проектом по ознакомлению с творчеством. Я. Акима, можно вывести отдельную линию о улицах города и их истории, о познакомить детей с историей рыболовецкого промысла Галича взяв за основу такие произведения, как «Улица», «На ялике», «Рыбак»
Список литературы:
- https://www.kinder-stihi.ru/ryibak_poglyadi_akim.html
-https://www.tikitoki.ru/stihi-dlya-detey/jakov-akim-sbornik-stihov-dlja-detej
https://yandex.ru/images/search?img_url=https%3A%2F%2Ffs00.infourok.ru%2Fimage
https://ru.wikipedia.org/wiki/Аким,_Яков_Лазаревич#.D0.A1.D0.B5.D0.BC.D1.8C.D1.8F
https://deti.ledibashkirii.ru/yakov-akim
Приложение№2
Статья на сайт администрации Города Галича
«Знакомимся с творчеством писателя Я. Акима»
Интересную и увлекательную беседу с детьми старшей группы по творчеству Я. Акима провела заведующий отделом обслуживания детской библиотеки им. Я Акима Соболева Елена Константиновна. Она познакомила детей с детством, проведенном в родном городе Галиче и связанными с этими детскими впечатлениями. Отметила, что поэт пронес через всю жизнь удивительное ощущение «память детства». Прочитала детские стихи яркие, радостные, красочные: «Улица», «На ялике», «Рыбак». «Весело мне», «Неумейка», «Грибной лес». Стихотворения пропитаны сказочным духом, полным необычных красок, музыки, важных мыслей и, конечно же, озорства и праздника. Рассказала об удивительных качествах, которые роднят писателя и детей умение фантазировать и придумывать.
Тему дружбы, такую важную для детей дошкольников Елена Константиновна выделила отдельно, читая стихи Я. Акима детям, она рассказала, как важно быть открытыми, преданными, готовыми прийти к другу на помощь, подчеркнула важность любви к чтению и книге. В заключение встречи детям было предложено нарисовать рисунки, по прочитанным произведениям Я. Акима.
приложение№3
детские рисунки по произведениям Я. Акима