Ольга Палченкова
Рекомендации по реализации проектной деятельности педагога с детьми старшего дошкольного возраста в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Рекомендации по реализации проектной деятельности педагога с детьми старшего дошкольного возраста в ДОО.
Для эффективной реализации проектной деятельности педагога с детьми старшего дошкольного возраста в образовательном процессе дошкольной образовательной организации необходимо обеспечить постепенное практическое овладение этой деятельностью педагогами :
Публикация «Рекомендации по реализации проектной деятельности педагога с детьми старшего дошкольного возраста в ДОО» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
1) проведение занятий с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования;
2) проведение комплексной блочно-тематической образовательной деятельности;
3) использование в образовательном процессе интеграции:
– частичной (одно из направлений программы интегрируется с другим);
– полной (один из разделов интегрируется со всеми разделами программы);
4) использование метода проектов :
– форма организации образовательного пространства;
– метод развития творческого познавательного мышления.
Главное значение реализации проектной деятельности педагога с детьми старшего дошкольного возраста в образовательном процессе дошкольной образовательной организации заключается в том, что он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивает творческие способности и коммуникативные навыки, развивает адаптивность к ситуации школьного обучения.
При организации проектной деятельности в «детском саду» педагоги могут столкнуться со следующими проблемами:
1. Несоответствие между традиционной формой организации образовательной деятельности и характером проектной деятельности. Проектная деятельность, как отмечалось выше, осуществляется в пространстве возможностей, где нет четких заданных норм. В этом случае и педагог, и ребенок попадают в ситуацию неопределенности. Проектная деятельность ориентирована на исследование как можно большего числа заложенных в ситуации возможностей, а не на прохождение заранее заданного (и известного педагогу) пути.
2. Неразличение субъектной и объектной позиции ребенка. Большинство педагогов ДОО очень чутко относятся к детям и поддерживают их эмоционально. Однако эта эмоциональная поддержка не должна выливаться в готовность выполнить творческое задание за ребенка, будь то формулировка творческого замысла или поиск возможных способов решения проблемы. Педагог должен организовать проблемную ситуацию для детей, но не должен предлагать свои варианты решения задачи. Иначе ребенок окажется в позиции объекта. В проектной деятельности под субъективностью подразумевается выражение инициативы и проявление самостоятельной активности, при этом субъективность ребенка может проявляться по – разному. Так, ребенок может высказать оригинальную идею (то есть ранее не высказанную другими детьми) или поддержать и немного видоизменить идею другого ребенка. В этом случае воспитатель должен акцентировать внимание на своеобразие идеи ребенка. Исследования показывают, что дошкольники могут успешно выполнять проектную деятельность. При этом наблюдаются отчетливые позитивные изменения в познавательном развитии детей, наблюдается личностный рост дошкольников, который выражается в стремлении к выполнению оригинальных творческих работ. Существенно изменяются межличностные отношения дошкольников, дети приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности. Наблюдаются изменения в отношениях между детьми и родителями.
Именно проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах. Низкий уровень:
Разные проекты требуют разное обеспечение. Они могут быть разнообразными по виду, типу, продолжительности, условиям, результатам и т. д. Однако при всем их разнообразии в основе любого проекта лежит идея развития ребенка как субъекта деятельности при обеспечении максимальной ее самостоятельности и продуктивности. Без этого проектная деятельность будет формальной, неинтересной дошкольникам и неплодотворной. Низкий уровень:
Для того чтобы создать условия для самостоятельной творческой проектной деятельности дошкольников необходимо проводить подготовительную работу. Должны быть предусмотрены ресурсы времени, для того чтобы избежать перегрузки дошкольников и педагогов. Приступая к работе, дети должны владеть необходимыми умениями и навыками в содержательной области проекта. Им понадобятся до определенной степени, сформированные специфические умения и навыки (проектирования) для самостоятельной работы. Низкий уровень:
Каждый проект должен быть обеспечен всем необходимым: материально-техническое и методическое оснащение; кадровое обеспечение (дополнительно привлекаемые участники, специалисты); информационные (фонд и каталоги библиотеки, Интернет, аудио и видео материалы и т. д.); информационно-технологические ресурсы (компьютеры и др. техника с программным обеспечением); организационное обеспечение. Низкий уровень:
Недостаточное обеспечение проектной работы может свести на нет все ожидаемые положительные результаты. Важно помнить, что задачи проекта должны соответствовать возрасту и лежать в зоне ближайшего развития дошкольников – интерес к работе во многом определяют успех. Кроме того, необходимо обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом или исследованием – мотивацию, которая будет давать незатухающий источник энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого необходимо на старте педагогически грамотно произвести погружение в проект, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. В ходе работы включаются заложенные в проектную деятельность мотивационные механизмы. Низкий уровень:
При оценке успешности дошкольника в проекте необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной деятельности важно для педагога, работающего над формированием соответствующей компетентности дошкольников. Низкий уровень:
При оценке проектной деятельности дошкольников учитываются : степень
– самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;
– степень включенности в групповую работу и четкость выполнения отведенной роли;
– количество новой информации использованной для выполнения проекта;
– степень осмысления использованной информации;
– оригинальность идеи и способа решения проблемы;
– осмысление проблемы и формулирование цели проекта;
– уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, обеспечения объектами наглядности; владение рефлексией; творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации.
Однако дети старшего дошкольного возраста не имеют достаточно знаний, умений и навыков, которые они могли бы использовать при выполнении творческих проектов, поэтому встает необходимость подготовительного этапа, в течение которого дошкольники освоили бы приемы и умения соотносимые со структурой проектной деятельности. Таким значимым средством, по нашему мнению, является проблемная ситуация.
Существуют четыре уровня проблемности в обучении:
1. Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает ее при активном слушании и обсуждении детьми.
2. Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находит решение. Воспитатель направляет ребенка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).
3. Ребенок сам ставит проблему, воспитатель помогает ее решить. У ребенка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.
4. Ребенок сам ставит проблему и сам ее решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребенок должен увидеть ее самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы ее решения.
Проблемная ситуация создается воспитателем с помощью определенных приемов, методов и средств: Низкий уровень
– подвести детей к противоречию и предложить им самим найти способ его разрешения;
– изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;
– побуждение делать детей сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставление фактов;
– постановка конкретных вопросов (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);
– постановка проблемных задач. Низкий уровень:
Этапы процесса решения проблемных ситуаций:
1) поиск средств анализа условий проблемы с помощью наводящих вопросов с актуализации прежних знаний: «что нам надо вспомнить для решения нашего вопроса?», «что мы можем использовать из известного нам для решения проблемы?»
2) процесс решения проблемы. Он состоит в открытии новых, ранее неизвестных связей и отношений элементов проблемы, т. е. выдвижение гипотез, поиска ключа, идеи решения. Ребенок ищет решения «во внешних условиях», в различных источниках знаний. Низкий уровень:
3) доказательство и проверка гипотезы, реализация идей найденного решения. Это означает выполнение некоторых операций, связанных с практической деятельностью.
Требования к проблемным ситуациям:
1. Решение проблемной ситуации должно быть максимально направлено на самостоятельность и творческую деятельность воспитанника;
2. Проблема должна соответствовать той информации, которую познает обучаемый, с опорой на уже имеющуюся у него информацию.
3. Проблемная ситуация должна создавать некоторую трудность в ее решении и в то же время быть посильной, чтобы способствовать формированию потребностей в ее решении;
4. Формулировка проблемной ситуации должна быть максимально понятной.
5. Проблемная ситуация должна базироваться на основных дидактических принципах обучения (научности, систематичности и т. д.)
Еще одним условием, также достаточно необходимым для работы над проектом, особенно в дошкольном возрасте, является помощь со стороны родителей, включенность родителей в работу. Привлекать родителей к процессу проектирования необходимо, однако при этом важно сделать так, чтобы родители не брали на себя основную часть работы над проектом, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности дошкольников при выполнении ими проектной деятельности. Особенно ценна помощь родителей, когда дети делают первые шаги в работе над проектом. На этом этапе важно провести специальное родительское собрание (круглый стол, на котором родителям нужно объяснить суть метода проектов и его значимость для развития личности детей, рассказать об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия в ней. На собрании родителям можно предложить рекомендации-памятки.