Галина Грасман
Опыт работы. «Формирование этнокультурной компетенции детей дошкольного возраста в проектной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1. Формирование этнокультурной компетенции детей дошкольного возраста в проектной деятельности
Тема проекта : «Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим»
Подготовила:
воспитатель первой квалификационной категории
МБДОУ д/с №11
Грасман Г. Г.
Слайд 2. Любой народ по - своему велик,
Бесценен вклад его в наследство вековое
Так сбережем свою культуру и родной язык
Как самое на свете дорогое.
Герцен А. И.
Слайд 3. Актуальность.
Публикация «Опыт работы, „Формирование этнокультурной компетенции детей дошкольного возраста в проектной деятельности“» размещена в разделах
Культура любого народа только тогда жива, когда бережно сохраняются духовные, нравственные устои и традиции. На современном этапе народы всего мира стремятся сохранить свою самобытность, подчеркнуть уникальность своей культуры. Конечно же, народная культура должна стать первым шагом в освоении детьми богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры. Поэтому приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольном возрасте.
Работая в нашем детском саду, наблюдая за детьми, я выяснила, что они не знают родных традиций. И я встревожилась, поняла, что это проблема, которая заставила меня задуматься, что я могу сделать, чтобы дети не утратили народные традиции? Нужно, чтобы дети приобрели не просто знания, а этнокультурные компетенции, которые позволили бы им прочувствовать значимость этих знаний и умений и использовать их в жизни. Понять и принять других может лишь тот человек, который уважает и понимает этническую самобытность собственного народа.
Конечно этой проблемой занимаются многие педагоги уже много лет, но наряду с традиционными, я стараюсь внести инновации.
Слайд 4. Цель проекта :
Целью моей работы является формирование этнокультурной компетентности, национального самосознания детей дошкольного возраста в проектной деятельности.
Слайд 5.
Для достижения этой цели, мною были поставлены следующие задачи:
Программные задачи: Образовательные задачи: формирование художественно – творческих способностей дошкольников; приобщение детей дошкольного возраста к культуре своего народа.
Развивающие задачи: развитие устойчивого интереса к познанию и принятию культурных национальных ценностей.
Воспитательные задачи: воспитывать любовь и уважение к своей нации; доброжелательное отношение представителям разных этнических групп, воспитание в детях толерантности.
Слайд 6. Тема проекта : «Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим»
Вид проекта : долгосрочный, познавательно-творческий, групповой.
Сроки реализации проекта : сентябрь 2015/апрель, 2016гг.
Участники проекта : дети, воспитатель, родители.
Слайд 7. Предполагаемый результат: Дети должны знать и называть:
Домашний адрес: испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; с удовольствием идти в детский сад.
Место работы родителей, значимость их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых. Дети должны иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение.
Место проживания: город, область; символику города.
Свою нацию, русскую культуру, язык, должны гордиться своим народом, его достижениями. Знать столицу нашей Родины – Москву. Ее историю, достопримечательности, показывать на карте России несколько крупных городов. Дети должны знать флаг, герб, гимн России.
Называть представителей и уважать культуру других национальностей, населяющих нашу Родину.
Должны научиться любоваться природой, бережно относиться к ней.
Слайд 8. Этапы проведения и реализации проекта :
I. Информационно-накопительный :
Изучение интереса детей для определения целей проекта;
Сбор и анализ литературы для взрослых и детей;
Обращение к специалистам.
II. Организационно-практический
Проведение цикла познавательных занятий;
Оформление альбомов, дидактических игр;
Художественные выставки;
Фотовыставки;
Праздники, развлечения;
Оформление стендов;
Оформление уголка патриотического воспитания;
Консультации для родителей;
Создание развивающего центра «Русская изба».
Контрольно-рефлексивный
Подведение итогов:
Беседа “Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?”
Слайд 9. Реализация проекта осуществляется через различные виды деятельности : совместную деятельность педагога с детьми (НОД, образовательная деятельность в режимных моментах, самостоятельная деятельность детей, взаимодействие с родителями и социумом.
Слайд 10. Свою работу я начала с пополнения предметного окружения детей объектами национальной культуры. Создала уголок познавательного развития о родном крае, где сосредоточены дидактические игры: «Мой дом», «Наша родина»,
«Мой город Железнодорожный»; познавательная литература о родном крае; наглядно-дидактическое пособие: «Расскажи про детский сад», «Наша Родина Россия», «Художественное творчество», оформила уголок «Русская изба», где организовала выставку предметов и иллюстрации о быте и традициях русского народа.
Слайд 11. Программа, по которой я работаю, состоит из трёх блоков.
Блок №1 «Какая она моя Родина»
Непосредственно образовательная деятельность
Познание (формирование целостной картины мира)
«Детский сад - второй наш дом»,
«Мой город Железнодорожный»,
«Наша Родина», «Традиции моей семьи»,
Интеллектуальная игра «Знатоки родного края»
Слайд 12. Фотоотчет.
Слайд 13. Блок №2 «Как жили в старину»
«Ознакомление с русским народным костюмом»
«Укрась кокошник»
«В гостях у Бабушки- Забавушки»
«Красавица береза»
Беседа по картине «Крестьянская семья».
«Русь-матушка»
Слушание русских народных песен.
Слайд 14. Фотоотчет.
Слайд 15. Блок №3 «Народно-прикладное искусство»
Познание (ФЦКМ, Художественное творчество)
ознакомление с народно – прикладным искусством.
Ознакомление с народной игрушкой.
Слайд 16. Фотоотчет.
Слайд 17. В утренние и вечерние режимные моменты с детьми закрепляли знакомый материала, разучивали стихи, песни, потешки, пословицы, поговорки, колыбельные, читали русские народные сказки, отгадывали загадки, познакомились с новыми дидактическими играми: «Мой дом», «Наша Родина», с русскими народными подвижными играми: «Карусель», «Ниточка, иголочка, узелок», «Баяре» и т. д.
Слайд 18. Фотоотчет.
Слайд 19. Организации и проведению праздников я уделяю особое внимание. Традиционно каждый народный праздник - это общая организация детско-взрослой жизни. В нашем детском саду стали традиционными такие народные праздники как «Осенинны», «Масленица», «Рождество», «Пасха» и др.
Слайд 20. Работа с родителями. Всё начинается с семьи и родители в моей работе главные помощники.
Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, детьми и родителями. Поэтому я стараюсь значительную часть работы организовывать одновременно с детьми и родителями, это способствует единению, сплочению, установлению взаимопонимания между родителями и детьми, созданию комфортных условий в семье, а также повышает уровень этнокультурной компетентности детей. В нашей группе родители составляли родословную своей семьи.
Слайд 21. Фотоотчет.
Слайд 22. Результаты проекта
Я провела мониторинг в начале и в конце года.
Систематическая работа по становлению этнокультурной компетенции дошкольников в процессе образовательной деятельности, режимных моментах имеет свои результаты: у детей повысился уровень представлений об этнокультурной картине мира, народных традиций и обрядов, понимания народной этики и ее роли; культуры поведения и самореализации на празднике.
Слайд 23. В завершение хотелось бы сказать не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу, району, области, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории малой Родины, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил родной край, начнут проявлять интерес к событиям и традициям своего народа, будут отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Слайд 24. Спасибо за внимание.