наталья плитник
Развитие исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Результатом ускоряющегося информационно-технического прогресса стало быстрое устаревание знаний и технологий. Именно поэтому основным способом существования человека в информационном обществе признается самостоятельный исследовательский поиск и творчество, рот а образование рассматривается как открытый индивидуализированный, непрерывный процесс самообучения человека в течение всей его жизни. В условиях становления информационного общества важно научить детей самостоятельно приобретать необходимые знания, исследовать объекты действительности; рот стимулировать творческое осмысление ими содержания осуществляемой деятельности.
Публикация «Развитие исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Первоосновы исследовательских умений необходимо заложить уже в дошкольном детстве (А. Н. Поддъяков, А. Г. Гогоберидзе, рот З. А. Михайлова, рот Л. М. Кларина, рот Н. Б. Шумакова, рот И. Э. Куликовская и др.). Дошкольное детство является периодом наиболее интенсивного умственного развития. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы активного познавательного отношения к действительности. Ребенок совершает первые самостоятельные исследования и открытия, переживает радость познания мира и собственных возможностей, что стимулирует его дальнейшие интеллектуальные усилия, направленные на обнаружение нового, интересного, увлекательного в окружающем.
В современных исследованиях (А. Н. Поддьяков, рот А. И. Савенков, А. М. Матюшкин, Т. И. Бабаева рот и др.) подчеркивается, что в настоящее время необходима иная система организации исследовательской деятельности детей, качественно более высокого уровня рот, ориентированная на становление исследовательской позиции ребенка в образовательном процессе, рот развитие его мотивационной направленности на самостоятельный поиск и получение новых знаний путем активного взаимодействия с миром в процессе познавательно-исследовательской и практической деятельности.
Актуальной задачей учреждений дошкольного образования является создание условий, рот способствующих полноценному раскрытию познавательного потенциала и развитию исследовательских умений каждого ребенка с учетом его индивидуальности и темпа развития. Как показывают исследования Т. И. Бабаевой, рот А. Г. Гогоберидзе, Л. М. Маневцовой, О. В. Киреевой, рот В. В. Смирновой именно в старшем дошкольном возрасте создаются предпосылки для целенаправленного развития исследовательских умений детей. Исследовательские умения проявляются ребенком в разных формах: в наблюдениях, рот опытах, экспериментах, рот моделировании и др.
Научный поиск эффективных средств развития исследовательских умений дошкольников рот - представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения. Среди возможных средств развития исследовательских умений дошкольников особого внимания заслуживает проектная деятельность. Развиваясь как деятельность, рот направленная на познание и преобразование объектов окружающей действительности, детское проектирование способствует расширению кругозора, рот обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка.
Проектная деятельность способствует развитию творчества и исследовательских умений, рот позволяет развивать познавательные способности, личность дошкольника, а также взаимодействие со сверстниками. В детском саду применение метода проектной деятельности позволяет максимально вовлечь родителей в продуктивную деятельность детей и лучше узнать внутренний мир своего ребенка, рот взрослые и дети становятся ближе друг другу.
В данное время некоторые аспекты проектной деятельности были рассмотрены в работах Н. Н. Поддьякова, рот А. Н. Поддьякова, рот О. В. Дыбиной, И. Э. Куликовской, рот Н. Н. Совгир, рот А. И. Савенкова, О. В. Афанасьевой.
Проектная деятельность как специфическая деятельность творчества, рот является универсальным средством развития ребенка. В обучении она содержит в себе рот – игровую сущность; рот потребность создания своей предметной среды. Организация проектной деятельности позволяет сформировать познавательную самостоятельность у детей, рот которые бывают, бояться высказывать свое мнение.
Все это и обусловило актуальность темы исследования.
При изучении психолого - педагогической литературы нами было выявлено противоречие между насущной необходимостью развития исследовательских умений дошкольников и недостаточным использованием возможности совершенствования данного процесса в ходе проектной деятельности в дошкольном учреждении.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования : поиск наиболее эффективных путей развития исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста.