Людмила Королева
Конспект «Приобщение детей к чтению»
▼ Скачать + Заказать документы
Чтение подготовительной группе «Кораблики».
Тема "Электрическая лампочка – искусственное солнышко, созданное человеком"
Задачи:
- формировать представления детей об истории создания электрической лампочки;
- уточнить представление о значении электричества для человека;
- активизировать словарный запас детей посредством знакомства с новыми словами: «лучина», «фитиль», «керосиновая лампа», «гидроэлектростанция»;
Публикация «Конспект „Приобщение детей к чтению“» размещена в разделах
- развивать логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память, умение устанавливать причинно-следственные связи;
- прививать у детей навыки правильного обращения с электричеством;
- развивать эстетический вкус;
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми при работе в коллективе.
Ход занятия.
В. Ярко солнышко светило, но когда ушло оно,
Сразу стало нам уныло, очень мрачно и темно.
Только я не унываю – и скорее свет включаю.
В вазе солнышко живет, ваза свет чудесный льёт!
Можно вечером играть, и читать, и рисовать…
Вот оно, магическое солнце электрическое!
Кто поможет нам ответить, что за вазочка нам светит?
Дети. Это лампа! (Дети находят в коробочке модель лампочки).
Презентация «История лампочки».
Слайд 1 – солнце: «До того, как человек научился пользоваться огнем, единственным источником света для него было солнце. Но когда наступала ночь, людям грозили дикие звери, которые хорошо видели в темноте и могли напасть на человека. Если ночь заставала людей в лесу, они могли заблудиться и не найти дороги домой».
Слайд 2 – костер: «Когда человек научился добывать огонь и сохранять его, костер стал для человека и светом, и теплом в пещере. Он горел в пещере, давая и свет, и тепло, служил защитой от хищников».
Слайд 3 – лучина: «Потом люди освещали свои жилища лучинами. Это самая обычная щепка, только заостренная на конце. Обычно лучину делали из березы: это дерево лучше других горит. Один конец лучины закрепляли, а другой зажигали. От лучины мало света, она быстро сгорает и сильно коптит, ее надо было часто менять, следить, чтобы не случился пожар».
Слайд 4 – свеча: «Из пчелиного воска люди научились делать свечи, которые горели дольше лучины. Внутри свечи есть фитиль, сделанный из ниток. Это очень удобное изобретение используют и сегодня как новогодние подарки.
В. Как вы думаете, чем неудобна свеча?
Дети. Ею можно обжечься, от нее может быть пожар, она коптит, дает мало света.
Слайд 5 – керосиновая лампа: «Постепенно люди научились добывать разные полезные ископаемые: уголь и нефть. Тогда появились керосиновые лампы, в которых можно делать пламя сильнее или меньше по желанию хозяина. Это было экономно и удобно. За стеклянной колбой пламя становилось безопасно».
В. Удобной ли была керосиновая лампа? Почему?
Дети. Керосиновая лампа плохо освещала комнату, в нее постоянно надо было наливать керосин. Если кто-то нечаянно опрокидывал лампу, керосин разливался, и вспыхивал огонь.
Слайд 6 – первая электрическая лампочка: «Когда человек узнал об электричестве, он придумал электрическую лампочку».
Слайд 7 – современные электрические лампы: «Они сейчас освещает наши квартиры и улицы».
Слайд 8 – современные приборы освещения: Теперь в наших домах много разных красивых светильников, – какие вы знаете? (Люстры, бра, настольные лампы, торшеры). И в нашей книжной полке есть торшер. Мы называем его «Господин Торшер»
В. А теперь ребята, давайте включим наш Господин Торшер и послушаем сказку!
Сказка про электричество.
Сидел как-то Алеша дома. Мама не разрешила ему идти гулять, потому что на улице шел дождь, и было очень холодно. Алеша лежал в своей комнате на ковре и играл в войну. Когда он победил всех врагов, ему стало скучно, и он начал оглядываться вокруг в поисках какого-нибудь интересного занятия. Сначала он хотел залезть на подоконник, но потом вспомнил, что высоко забираться нельзя. А на полу ничего интересного не было. Он зажмурился и начал играть в «темный лабиринт». Алеша полз на четвереньках вдоль стены и, натыкаясь руками на игрушки, пытался угадать, что же такое он нашел. Полз он, полз, и вдруг рука наткнулась на что-то круглое. Алеша открыл глаза и увидел розетку. Она была похожа на смешную мордочку с двумя круглыми глазками. Он долго рассматривал ее. Дырочки были как две таинственные пещерки.
- Интересно, - подумал Алеша. – А вдруг там кто-то живет?
Он, конечно, помнил, что мама строго-настрого запрещает трогать розетки, потому что в них электрический ток. Но в дырочках было темно и загадочно. Алеша попытался заглянуть туда сначала одним глазом, потом другим. Потом он прижался к розетке ухом и зажмурился: вдруг там живут волшебные человечки, которые сейчас затаились в темноте и перешептываются?
Но внутри было тихо. Алеша открыл глаза и удивился. Вокруг было темно. Далеко впереди мерцал таинственный огонек. Он был такой красивый и походил на маленькую далекую звездочку. Алеша обрадовался и побежал ему навстречу. Он бежал и бежал, а огонек приближался. Вдруг Алеша заметил, что рядом с ним появился еще один. И еще, и еще. Огоньков стало так много, как звезд на небе. Они искрились и переливались, как праздничный салют.
- Как красиво! – подумал Алеша. Огоньки плыли ему навстречу. Их была уже целая туча. Алеша остановился и прищурился. В темноте он увидел крошечные фигурки. Эта искристая туча колыхалась именно над ними.
- Это же маленькие человечки! – вдруг понял мальчик.
Это действительно были волшебные человечки. В руках у них были крохотные острые палочки, на кончиках которых сверкали огненные искры. И глаза у человечков тоже ярко горели в темноте. Только лица у них были ужасные. Едва Алеша разглядел их злобные сморщенные мордочки, как тут же захотелось ему бежать отсюда, как можно дальше.
Он бежал по темной дороге, а сзади свет разгорался все сильнее, все ярче. Алеша увидел, что бежит он вдоль черной каменной стены. За стеной что-то гудело и рычало, как будто там рвались на волю тысячи страшных злых зверей.
Сзади тоже послышались крики. Искрящаяся толпа приближалась с невероятной скоростью. Алеша бежал изо всех сил, но человечки настигали его. Они уже тянулись к его ногам и жалили его своими острыми пиками. Алеша бежал и бежал, впереди показались два светлых круга. Чем ближе они становились, тем яснее понимал Алеша, что это два окошка электрической розетки, через которые волшебные силы и затянули его в это темное царство. А злые человечки как муравьи уже ползали по нему и больно кололи его своими огненными палочками. Алеша зажмурился и из последних сил выпрыгнул в отверстие розетки.
Сидит он на полу: одежда в некоторых местах обгорела, вся в дырочках, кожа обожженная болит, а в глубине розетки мерцают искорки. И слышится тихий злобный голосок:
- Подойди, подойди к розетке!
- Ну, уж нет! – ответил Алеша и отполз от розетки подальше. – Я теперь к электричеству близко не подойду.
Посидел он на полу и, прихрамывая, пошел к маме. С тех пор никогда больше не трогал он розетку.
В. Вот такая интересная сказка, друзья.
В. О чем она? Что такого Алеша сделал не правильно? А вы осторожны с электричеством?
Д. Даааа.
В. Спасибо, ребята, что были внимательны, приходите еще на нашу книжную полку! До новых встреч!