Кириллова Лариса
Обучение детей чтению. Советы логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Ваш логопед Кириллова Лариса Павловна
Чтение — это общение читающего с текстом. В домашней обстановке вполне возможно научить ребенка читать так же, как научить ходить или говорить.
Для этого нужно лишь:
- регулярно читать ребёнку вслух считалки, стихи с часто повторяющимися фразами, книжки с картинками, сказки, интересные рассказы;
- чаще разговаривать с малышом о книгах, отвечать на его вопросы;
- сделать для ребенка карточки с буквами и слогами;
Публикация «Обучение детей чтению, Советы логопеда» размещена в разделах
- Консультации логопеда для родителей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- записывать истории, которые будет диктовать малыш;
- читать самим при ребенке;
- сводить ребенка в библиотеку.
РЕБЁНОКА МОЖНО УЧИТЬ ЧИТАТЬ ЕСЛИ ОН -
- Может назвать окружающие его предметы.
- Отвечает на вопросы.
- Объясняет, где расположены предметы: на, под, около.
- Знает для чего служат человеку различные вещи: щетка, холодильник, пылесос.
- Рассказывает историю.
- Четко произносит слова.
- Правильно строит предложения.
- Умеет рифмовать слова.
- Различает на слух слова, начинающиеся на разные звуки: лес, вес; на похожие звуки: гриб, грипп.
- Может повторить за взрослым несколько цифр или слов подряд.
- Связно пересказывает историю.
- Внимательно слушает, когда ему читают вслух.
- Может различать буквы.
- Осознает, что когда ему читают, это как-то связано с буквами на странице.
- Ассоциирует звуки с буквами.
- Начинает «прочитывать» рассказы с картинками.
Если вышеперечисленные умения и навыки наличествуют, значит, можно начинать учить ребенка читать.
Обучение чтению начинайте :
- с изучения гласных звуков и букв А, О, Э, И, У, Ы. Гласные буквы Я, Е, Ё, Ю следует взять позже;
- знакомя с согласной буквой, подбирайте пары по твердости-мягкости (МА, МЯ) и по признаку звонкий - глухой (Б - П, Д - Т и т. д.);
- учить читать лучше сразу слогом (БА - ПА, БЯ - ПЯ).
ИГРЫ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ЧТЕНИЮ.
Страна гласных букв.
• Скажите ребенку о том, что звуки мы слышим, произносим, но не видим. Их можно записать буквами, предложите ребенку назвать гласные звуки.
• Произнесите звук «А». Запишите заглавную букву А. Выясните, на что она похожа (на крышу дома). Напишите ее сначала в воздухе, затем в тетради. Вылепите ее из теста, пластилина; выложите из гороха, счетных палочек и т. д.
• Предложите ребенку гласные буквы писать красным цветом — ведь они красивые, музыкальные. Покажите картинки с изображением предметов, название которых начинается на изучаемую вами букву. Громко произнесите эти названия, выделив голосом начальную букву.
• Поиграйте в игру «Прочитай-ка». Например: картинка автобуса, перед картинкой стоит буква «А». Ребенок читает «А», остальное договаривает, глядя на картинку.
• Или же под картинкой автобуса написано слово «Автобус». Ребенок читает «А», остальное «дочитывает» по смыслу.
• Чтобы лучше запомнить гласную букву, ищем ее и подписываем (подчеркиваем) в старых книгах или журналах до тех пор, пока не выделим все буквы (в данном случае — все А).
• Если вы, например, изучаете букву «О», можно написать слово «окно», выделив эту букву красным цветом и приклеить карточку на окно. И так можно «расписать» всю квартиру, повесив слова с изучаемыми буквами на те предметы, в названии которых они есть. Ребенок будет читать вместе с вами и запомнит их.
• Аналогично знакомьтесь со всеми гласными буквами.
Сочетание нескольких звуков.
• Покажите ребенку картинки, на которых нарисованы ослик, маленький ребенок, заблудившиеся дети. Под каждой картинкой написаны короткие слова: ИА, УА, АУ. Ребенок должен прочитать их. Или прочитать и соединить черточкой слова, написанные в произвольном порядке, и картинки, соответствующие им.
• Читаем слоги: АУ, УА, ИА, АЫ, ИЭ, — и любые другие сочетания гласных букв. А может, кто-нибудь прочтет: АЭИ, УИА — никакого смысла, но смешно.
Чтение согласных.
• Покажите ребенку написанный слог «БА». Читайте — Ба, выделяя голосом букву «Б». Скажите ребенку, что букву «А» он уже знает, покажите на букву «Б» и спросите, какая это буква? Напишите в воздухе, в тетради букву «Б». Находите в тексте или букву, или слог с изучаемой буквой и подчеркивайте их. Аналогично читаем слоги: БО, БУ, БЫ, БЕ, БЭ.
• Покажите картинки: изображения предметов или животных, названия которых начинаются на изучаемые слоги, под ними написаны слова, например: БАрабан, БАбочка, БУсы. «Прочитайте» их. Аналогично поработайте со словами, которые заканчиваются на слоги БА, БО, БЫ и т. д. Повесьте на видное место таблицу слогов с изучаемой согласной: открытых слогов БА-БЯ, БО-БЕ, БЫ-БИ, БУ-БЮ, БЭ-БЕ; обратных слогов АБ-ЯБ, УБ-ЮБ и т. д. По такой же схеме изучаем каждую согласную, а «Й», мягкий и твердый знак не берем.
А может, кто-нибудь найдет в тексте и прочитает слова «БА-БА», «БО-БЫ», «БИ-БИ»? Не забывайте делать карточки слов: «бобы», «баба». А может, «баобаб»?
Читаем слоги.
• Нам понадобится таблица. В ней десять столбцов — по числу гласных букв. И двадцать строк — по числу согласных. В клетках записаны слоги на каждую согласную букву.
• Читаем и поем слоги сверху вниз, снизу вверх. Ищем слова, например: Маша, мыло, папа, бусы и т. д. Читать по таблице можно каждый день по 5-10 минут
Кто как говорит.
• Покажите ребенку картинки, на которых нарисованы животные: корова, коза, баран, тигр, собака, кошка, цыпленок и т. д.
- Под каждой картинкой или около нее написаны короткие слова: МУ, БЭ, ME, Р-Р, ГАВ, МЯУ, ПИ и т. д. Ребенок должен «прочитать» их.
- Слова написаны в произвольном порядке — ребенок должен провести карандашом стрелочку от слова к нужному животному.
Звуки- слова.
• На столе выложите картинки с изображением часов, поезда, воды и карточки со словами «ТИК-ТАК», «КАП- КАП», «ТУ-ТУ» и т. д. Ребенок должен сложить пары — карточки со словами рядом с картинками — предметами, которые их издают.
• Если вы не умеете рисовать, возьмите картинки, вырезанные из старых журналов, книг и наклейте их на плотную бумагу. Слова напишите сами.
Слова, которые нас окружают.
• Вы идете с ребенком по улице — читайте вместе с ним вывески, рекламу. Ищите знакомые слова и буквы.
• А может, ребенок некоторые вывески прочитает сам? Поощряйте его — купите ему азбуку.
• В магазине читайте этикетки.
Азбука.
• Выложите на стол буквы из разрезной азбуки — пусть ребенок выкладывает слова, слоги, ищет знакомые буквы.
• Покажите ему картинки — пусть он к каждой картинке положит букву или слог, с которого начинается название предмета, нарисованного на ней (например, БАНТ, МОЛОТОК, ТИГР). Это все можно разложить в алфавитном порядке: арбуз, барабан, ведерко и т. д.
Буквы.
• Покажите ребенку элементы букв, он должен их угадать и дописать. Если ни разу не ошибется — поощрите его сюрпризом из сумки сюрпризов.
• Рисуем на асфальте мелом, пишем палочкой на песке, на снегу слова, слоги, буквы. Ребенок угадывает их. Меняйтесь ролями. Ребенок пишет — вы угадываете.
• Можно устроить конкурс между детьми «Кто напишет больше слов?».
Игровые ситуации.
• Придумайте любую сказку, в которой ребенок должен кого-нибудь спасти, прочитав слова, фразы или слоги — это зависит от уровня подготовки к чтению.
• Например, зайке нужно попасть в свой домик, чтобы спастись от волка. Но он не умеет читать. Попросите ребенка прочитать три слова, написанные около трех домов: мясо, сыр, морковка. Ну а где домик зайца, ребенок догадается, прочитав их.
• На кухне вы варите суп. Покажите ребенку написанные слова, например: лук, капуста, картофель, молоко. Он должен прочитать слова и убрать лишнее (молоко). А вы можете пока спокойно варить. А затем проверить — правильно ли ребенок отложил ненужное слово.
• А если вы варите кашу, компот? Придумывайте варианты игр.
• Ребенок играет в кукольном уголке? Покажите ему написанные буквы или слоги, слова. Пусть он отберет из них те, с которых начинаются названия его игрушек: заяц, машина, мяч и т. д. Можно положить картинку с названием игрушки, которой у ребенка нет, — пусть он ее отложит в сторону
• На столе разложены или картинки с подписями к ним, или карточки со словами. Ребенок должен прочитать их и разложить, например, слева слова — названия предметов одежды, справа — обуви.
• Аналогично: мебель и бытовые приборы, овощи и фрукты, водный и наземный транспорт и т. п.
• Сделайте с ребенком тематический альбом. В нем могут быть страницы с изображением домашних животных, страницы одежды и т. д. Сначала ребенок будет листать его, затем начнет называть предметы. Ну а если вы подпишете картинки, он начнет «прочитывать» и запоминать написанные слова.
• Альбомы могут быть на слова, начинающиеся на какую- то одну букву, например «С», или на слова, расположенные в алфавитном порядке.
Угадайка.
• На столе лежат картинки, перевернутые изображением вниз. На обратной стороне написана буква или слово. Вы загадываете загадку, например: «Шумит он в поле и саду, но в дом не попадет, и никуда я не пойду, покуда он идет» (дождь).
• Ребенок должен отгадать загадку, найти соответствующую букву или слово и перевернуть картинку. Игра закончится тогда, когда ребенок угадает последнюю картинку.
Чем отличаются слова?
• Покажите ребенку пары картинок: БЫК — БАК. Ребенок читает и объясняет, что такое «БЫК», «БАК». Аналогично: СОМ — ДОМ, ЛЕС — ЛЕВ, КОСА — КИСА и т. п.
Алфавит.
• Чтобы ребенку было легче заучить алфавит, выучите стишки, песенки, например:
А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж
Прикатили на еже!
3, И, Й, К, Л, М, Н, О
Дружно вылезли в окно!
П, Р, С, Т, У, Ф, Х
Оседлали петуха!
Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я-
Вот и все они, друзья!
• Вначале букву алфавита надо называть ее звуком (говорить не «БЭ», а «Б», не «КА», а «К» и т. п.).