Юлия Аксенова
Конспект практического занятия с педагогами по снятию эмоционального и мышечного напряжения
▼ Скачать + Заказать документы
МБОУ «Яйская общеобразовательная школа-интернат
психолого - педагогической поддержки»
структурное подразделение
«Центр психолого-педагогического сопровождения»
КОНСПЕКТ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
С ПЕДАГОГАМИ ПО СНЯТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО И МЫШЕЧНОГО НАПРЯЖЕНИЯ
Автор-составитель
педагог-психолог
Ю. А. Аксенова
Публикация «Конспект практического занятия с педагогами по снятию эмоционального и мышечного напряжения» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
Ноябрь 2023г.
Материал:
баночки с водой, кисти, краски, альбомные листы (по два на каждого педагога, бумага для записей, бланки тестов, заданий, свеча, коврики, музыка в аудиозаписи, которая сопровождает все занятия.
Вводная часть
Цель: настроить на занятие.
Педагоги по одному садятся за столы, расположенные по всему залу.
Содержание
Тест «Самооценка эмоционального состояния» (Педагоги заполняют бланки, оценивая свое эмоциональное состояние в данный момент (по Я. Уэссман, Д. Рикс)
Упражнение «Настроение»
Инструкция. Возьмите кисти, краски и чистый лист бумаги. Расслабьтесь и левой рукой нарисуйте абстрактный сюжет: линии, цветовые пятна, фигуры. Полностью погрузитесь в свои переживания. Выберите цвет и проведите линии так, как вам хочется, в полном соответствии с вашим настроением. Представьте, что вы свое настроение переносите на бумагу, как бы материализуете его. Когда все закончат рисовать, ведущий предлагает на другой стороне листа написать 5-7 слов, отражающих их настроение.
Цель: снять мышечное напряжение.
Упражнение «Снятие напряжения в 12 точках»
Инструкция: начните с плавного вращения глазами – два раза в одну сторону, два – в другую. Зафиксируйте внимание на отдаленном предмете, а затем переключите его на предмет, расположенный поблизости. Нахмурьтесь, напрягая окологлазные мышцы, а потом расслабьтесь и широко зевните несколько раз. Расслабьте шею, сначала покачав головой, а затем покрутив ею из стороны в сторону. Поднимите плечи как можно выше и медленно опустите их, расслабьте запястья и подвигайте ими. Сожмите и разожмите кулаки, расслабляя кисти рук. Сделайте три глубоких вдоха. Затем мягко прогнитесь в позвоночнике вперед – назад и из стороны в сторону. Покрутите ступнями, чтобы расслабить лодыжки. Сожмите пальцы ног так, чтобы ступни изогнулись вверх, повторите три раза.
Упражнение «Снятие мышечного напряжения»
Инструкция: сядьте на стул в удобной позе так, чтобы спина касалась спинки. Обхватите стул обеими руками снизу и, напрягшись, попытайтесь поднять себя вместе со стулом – оставайтесь в таком положении так долго, как сможете, но не переусердствуйте, а затем быстро опустите руки и сделайте несколько глубоких вдохов. Повторите это несколько раз. Волнение и возбуждение отступят.
Упражнение «Дыхание на счет 7-11»
Инструкция: дышите очень медленно и глубоко, так, чтобы цикл дыхания занимал около 20 секунд. Считайте от семи при вдохе и до одиннадцати при выдохе.
Цель: снизить эмоциональное напряжение
Упражнение «Достижение состояния покоя»
Инструкция: сядьте в удобную для вас позу и сосредоточьтесь на рассматривании горящей свечи в течение некоторого времени. Постарайтесь достичь ощущения полного покоя, когда нет ни мыслей, ни чувств – только созерцание.
Упражнение «Поплавок в океане»
Инструкция: закройте глаза и вообразите, что вы маленький поплавок в огромном океане. У вас нет цели, компаса, карты, руля, весел. Вы движетесь туда, куда несут вас ветер и океанские волны. Большая волна может на некоторое время накрыть вас, но вы опять выныриваете на поверхность. Попытайтесь ощутить эти погружения и выныривания. Ощутите движение волны, тепло солнца, капли дождя, водяную подушку, поддерживающую вас снизу. Какие еще возникают ощущения, когда вы представляете себя маленьким поплавком в большом океане?
Цель: развивать умение вставать в позицию независимого наблюдателя по отношению к самому себе и к своей ситуации; формировать позитивное принятие себя
Упражнение «Я в лучах солнца»
Инструкция: на листе нарисуйте солнце так, как его рисуют дети – с кружком посередине и множеством лучей. В кружке напишите свое имя и нарисуйте автопортрет. Около каждого луча напишите что-нибудь хорошее о себе. Задача – вспомнить как можно больше хорошего.
Носите солнце с собой всюду. Добавляйте лучи. А если станет особенно плохо на душе и покажется, что вы ни на что не годны, достаньте солнце, посмотрите на него и вспомните, о чем думали, когда записывали то или иное свое качество.
Упражнение «Я в общении с другими»
(педагоги заполняют бланк с заданиями)
Инструкция: проанализируйте свое общение с людьми. Отметьте, что в нем было позитивного; в каких ситуациях общения вы испытывали недовольство собой.
Заключительная
Цель: углублять позитивное эмоциональное состояние и создавать условия для его поддержания вне занятий.
Упражнение «Настроение»
(повторение второго упражнения из первой части)
Инструкция: нарисуйте свое эмоциональное состояние в конце занятия.
Тест «Самооценка эмоционального состояния» (педагоги заполняют бланк, оценивая свое эмоциональное состояние в конце занятия).
Рефлексия.