Юлия Кашицына
Конспект познавательной деятельности «Вода — основа жизни. Путешествие воды в природе» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект познавательной деятельности в старшей группе
на тему «Вода – основа жизни. Путешествие воды в природе»
Цель:
Образовательные: уточнить и расширить знания детей о значении воды для растений и животных, о том, что вода является основой жизни. Развивать логическое мышление. Расширять знания детей о пользе воды и дождя.
Темочки:
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Воспитательные: воспитывать желание экспериментировать. Прививать любовь к родной природе.
Обучающие: дать детям представление о разнообразии водоёмов (лужи, ручьи, реки, пруды, озёра, моря, океаны). Познакомить детей с таким природным явлением как «круговорот воды в природе». Уточнить знания детей о трёх состояниях воды (твёрдое, жидкое, газообразное). Учить проводить простейшие опыты и делать выводы.
Материал: карта путешествия : лужа – ручеёк – река – море – океан; глобус; дорожный кипятильник со стаканом; стекло; обруч; цветок с лепестками, на обратной стороне которых загадки.
Ход:
- Ребята, скажите, что такое вода? Для чего нам нужна вода?
Без воды не может жить самое маленькое насекомое, не может расти самая маленькая травка.
Если руки наши в ваксе
Если на нос сели кляксы
Кто тогда нам первый друг
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать
Без чего, мы скажем прямо
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба
Чтоб росли колосья хлеба
Чтобы плыли корабли
Чтоб варились кисели
Чтобы не было беды
Жить нельзя нам без… воды.
А сейчас мы с вами пойдём путешествовать по нашей земле. У нас есть такая карта пути. Посмотрите (показывает карту путешествия : лужа – ручеёк – река – озеро – море – океан). Все эти места нам надо пройти. (Дети с воспитателем идут по карте и находят лужу).
- Посмотрите, что это. Здесь был дождь, и после дождя осталась лужа. А ещё откуда образуется лужа? (от таяния снега, от дождя). Идём дальше.
Бегу я, как по лесенке
По камушкам звеня
Издалека по песенке
Узнаете меня (ручеёк).
- Откуда же взялся на нашем пути ручеёк? (растаял снег, выпал дождь на землю). Из маленьких луж получился ручеёк или много снега растаяло и из талой воды получился ручеёк.
Смотрите на нашу карту. Нам надо сейчас найти реку Волга (дети идут по карте).
- Вот и река (показывает схему реки). Откуда река получается?
- Ручейки, соединяясь между собой образуют исток реки. А в реку впадают и другие реки. Это её притоки. В реку постоянно поступает вода. Откуда? (летом идут сильные дожди, весной – от таяния снега).
- После реки нам надо увидеть озеро. Что это такое? Озеро – это стоячая вода. Озеро – это такие углубления на земле, которые заполнены водой. Откуда же вода поступает в озеро? Какие озёра вы знаете? (озеро Байкал). Озеро по-другому называется прудом.
А сейчас скажите, чем озеро отличается от реки? (воспитатель и дети идут дальше и видят море).
- Посмотрите, пожалуйста, на глобус. Какие моря вы знаете? Какая вода в этих морях? (солёная). Море – это часть океана. Вот сколько воды на нашей земле. Ребята, говорят, что вода – основа жизни. Почему?
- Воду пьют все на свете, растения и животные. Без неё не может жить ни одно живое существо. Вот почему говорят: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья».
Для некоторых животных, для рыб, вода – единственное место обитания. Почему? Без воды не могут жить растения. Почему? Вода доставляет из земли питательные вещества. С помощью воды набухают и прорастают семена, растения растут, наливаются плоды. Вот какая она вода!
Воспитатель приносит большой цветок с лепестками. Под каждым лепестком на обратной стороне – загадки.
Воспитатель: Ответ на эти загадки вы можете найти в окружающей природе.
1. Что в руках не удержишь, в решете не унесёшь? (вода)
2. Меня ждут-не дождутся, а как завидят – разбегутся (дождь)
3. Пушистая вата плывёт куда-то. Чем вата ниже, тем дождик ближе (туча)
4. Его просят, его ждут. А как придёт – прятаться начнут (дождь)
5. На дворе переполох – с неба сыплется горох (град)
6. Бел, да не сахар, ног нет, да идёт (снег)
Воспитатель: Вот сейчас я вам покажу одну вещь (показывает лёд). Что это? (лёд). Расскажите, пожалуйста о льде. Какой он? (мокрый, твёрдый, гладкий, скользкий, прозрачный). Когда лёд тает, получается вода.
Лёд – это твёрдая вода. А какие свойства воды вам известны? (прозрачная, жидкая, без запаха).
Что нужно делать, чтобы вода стала горячей? (подогреть).
Игра «Хорошо-плохо» :
1. Что хорошего в горячей воде? (дети рассказывают)
2. А чем плоха горячая вода? (можно обжечься, лопнет стакан)
- Давайте вскипятим воду кипятильником. А что это идёт из стакана? (пар). Теперь проделаем такой опыт: подержим над кипящей водой стекло. Что происходит?
Стекло сразу покрывается капельками воды, а вода начинает стекать в стакан. Откуда вода на стекле взялась? У нас же был пар? (Вода в паре. Вода собралась на стекле).
Значит, лёд – это вода, пар – это тоже вода. Лёд – это холодная вода, которая замерзает, а пар – это горячая вода. Вода, когда кипит, превращается в пар.
А может вода без кипения превратится в пар? Допустим, мама вылила воду после стирки белья на землю. Куда делась вода? Куда девается лужа на асфальте после дождя? (вода с лужи и с сырой земли, с асфальта испаряется, благодаря Солнцу). Вода превращается в пар.
Пар – это очень маленькие капли и очень лёгкие. В воздухе водяной пар охлаждается и превращается в мельчайшие капельки воды или мельчайшие льдинки. Капельки начинают соединяться друг с другом. И вот из них уже получились капельки побольше. Те опять движутся друг к другу, и из них получаются капельки ещё больше. И так они сливаются до тех пор, пока не становятся ещё больше – большие, тяжёлые капли, которые начинают капать вниз.
А сейчас представим себя капельками. В начале вы представьте себя водой (все дети садятся в обруч). Вот воду стали подогревать, и она закипела. Вот вылетела одна капелька, за ней – другая и т. д. (все дети выскакивают по очереди из обруча). Вот подул холодный ветер, и капельки побежали друг к другу (воспитатель изображает ветер).
Вначале дети становятся по двое, затем пара соединяется с другой парой. Вот все капельки соединились в одну большую тучу и начали падать вниз (дети по одному отрываются от группы со словами «кап»). Воспитатель читает:
Дождик, дождик
Кап! Да кап!
Ты не капал бы на пап
Ты не капал бы на мам
Приходил бы лучше к нам.
Папам сыро, мамам грязно.
- А почему зимой выпадает снег, а летом дождь? (ответы детей). Послушайте, что бы вам сказало облако по этому поводу.
Облака, облака, пышные, белые.
Расскажите, облака, из чего вас делали.
Может вас, облака, делали из молока?
Отвечали облака: «Никогда не делали нас из молока.
Мы – дождевые, мы – снеговые.
Если летом мы плывём, мы с собой грозу несём.
Если мы плывём зимой, мы пургу несём с собой.
Вот какие мы!
И подул на облака ветер холодный. И опять пошёл дождь. Таким образом происходит круговорот воды в природе (показать картину).
Воспитатель рассказывает историю про капельку:
Жила себе вода в ручейках и реках. Всё на земле да на земле. И вот однажды захотелось ей поближе на солнышко посмотреть. «Попробую стать маленькой-премаленькой, тогда буду легче и допрыгну до солнца» - и превратилась в капельку. Прыгала она, прыгала, а с ней вместе и другие капельки, но ничего у них не получилось.
- Нужно стать ещё меньше – подумали капли и стали совсем незаметными и такими лёгкими, как воздух – вот и взлетели вверх. Столько они увидели сверху, что решили рассказать друг дружке о том, сколько интересного вокруг. Собрались в большую тучку, а, покуда болтали – сливались в капли. Стали тяжёлыми и упали на землю дождём. Умыли деревья, траву, цветы. Умыли и рассказали свою историю. Вот почему после дождя вся зелень на земле оживает и тянется к солнцу. Хочет увидеть, как красива наша Земля оттуда, сверху. Дождь – это хорошо.