Ланна Черкашина
Конспект познавательной беседы в старшей группе «Наша ягода, красавица-брусника»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект познавательной беседы в старшей группе «Наша ягода, красавица-брусника»
Цель: расширять представления детей о природе родного края посредством изучения отдельных природных объектов (ягода брусника).
Задачи:
Образовательные: Познакомить детей с целебными свойствами брусники и их практическим применением в лечебных и профилактических целях – приготовлением морса.
Публикация «Конспект познавательной беседы в старшей группе „Наша ягода, красавица-брусника“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Фрукты и ягоды. Все на фруктовую тему для детей
- Фрукты и ягоды. Конспекты занятий
- Ягоды садовые
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2021
Развивающие: Развивать любознательность, наблюдательность, умение сравнивать и анализировать.
Воспитательные: Вызвать желание заботиться о своём здоровье. Воспитывать бережное отношение к объектам природы родного края.
Предварительная работа:
Беседы: «Ягоды – дары леса», «Польза и особенности ягод», «Полезные и опасные ягоды».
Рассматривание растения (брусники) и составление описательных рассказов.
Сюжетно-ролевая игра «В лес по ягоды»; дидактические игры: «Узнай по вкусу», «Найди по описанию», «Морс или компот?», «Какое, какой?»; подвижная игра «У медведя во бору.»
Чтение произведений: В. Зотова «Лесная мозаика», В. Маринина «Брусника», И. Виноградовой «По ягоды».
Заучивание скороговорок: «Люда любит клюкву, Лёля любит брюкву»,
«Милана Нилу дала малину».
Наблюдение за консервацией в домашних условиях (компоты, варенье).
Практическая деятельность: заваривание чая с плодами шиповника.
Материалы и оборудование: иллюстрации по теме беседы, ягоды брусники, сахар, кипяток.
Ход:
Воспитатель:
- Ребята, сейчас у нас горячая пора сбора урожая. Осень радует нас своими дарами в огородах и садах. И сегодня мы поговорим об удивительных лакомствах — ягодах. Послушайте стихотворение:
Ягодки, как шарики,
Россыпями бус.
Яркие фонарики,
Сочные на вкус.
Ягодки все разные:
Голубые, красные,
Кислые и сладкие,
Ворсистые и гладкие.
Соком ягоды полны.
И целебны и вкусны! (Т. Шорыгина.)
- Кто знает, что такое «ягоды»? И где они растут? (Ответы детей)
- Правильно! Ягода — небольшой сочный плод кустарников, мелких кустарничков и травянистых растений. (Показ слайдов)
Лесные ягоды растут в лесах, на лесных опушках и болотных кочках. К ним относятся брусника, голубика, калина, клюква, черника.
Садовые ягоды — те, которые созревают на кустарниках и кустиках в саду. Например, клубника, крыжовник, малина, смородина.
Некоторые ягоды встречаются и в лесу, и в саду. Когда в садах и лесах созревают ягоды, у ягодников много забот! «В ягодный год — дел невпроворот!» — говорится в народе.
Пальчиковая гимнастика «Корзина с ягодами»
Вот корзина — так корзина! (Изображают удивление, разводят руки в стороны.)
В ней крыжовник,
В ней малина,
И лесная земляника,
И садовая клубника,
Там брусника и черника! (Загибают пальцы, начиная с большого, одновременно на правой и левой руках.)
К нам ты в гости приходи-ка! (Делают приглашающий жест — движение руками на себя.)
Ягод, что найдём мы в ней,
Нет полезней и вкусней! (Поочерёдно ритмично ударяют о кулак и ладонь о ладонь.) С. Васильева
Игра «Лишняя ягода»
Цель: учить узнавать знакомые ягоды, закреплять названия ягод и закреплять понятия «лесные» и «садовые ягоды»; тренировать в определении наличия звука [а] в слове и его места в нём (начало, середина, конец, развивать зрительное внимание.
Ход игры.
Воспитатель выставляет перед детьми картинки с изображением ягод (например: клюква, черника, клубника, просит назвать ягоды и сказать, какая ягода лишняя. Воспитатель просит каждого ребёнка объяснить свой выбор.
Например: Лишняя клубника, т. к. она — садовая ягода, а все остальные — лесные. Ребёнок определяет, есть ли в названии ягоды звук [а] и в какой части слова он находится.
- Молодцы, ребята, все ягоды правильно назвали, (Обращаю внимание на пиалу с брусникой) Папа Арины принес для нас из леса ягоду. А вот как она называется, вы должны отгадать!
Листики - с глянцем,
Ягодки - с румянцем,
А сами кусточки –
Не выше кочки.
Дети: брусника.
- Верно! Брусника растет в нашем лесу. Это вечнозелёный небольшой кустарник. Созревает в августе на травяных кочках высохших болот. Когда алым соком нальется эта кисло-сладкая целебная ягода — то и овес в поле созрел. Это тоже народная примета. Брусника – долгожитель, может прожить и до 300 лет. Лакомства из этой ягоды очень любят дети, ведь недаром говорится: «У кого детки, у того и ягодки». Мастера из Хохломы использовали ягоды брусники в росписи деревянной посуды.
(Показ иллюстраций).
- В лесных ягодах содержится много полезных веществ: и витамины, и фруктовый сахар. Брусника считается лекарственным растением. Её ягоды содержат много витаминов, а чай, заваренный из листьев, помогает при различных болезнях. Компот, который мы заготавливаем на зиму, тоже содержит много полезных веществ. (Предлагаю попробовать ягоды на вкус).
- Вспомните, какие блюда можно приготовить, используя эти ягоды? (ответы детей)
- Правильно. Ягоды брусники употребляют в свежем виде, из них можно приготовить варенье, повидло, джемы, мармелады, соки, морсы.
Игра «Какой? Какое?»
Цель: развивать грамматический строй речи (образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными).
Ход игры:
Компот из брусники какой? (брусничный)
Варенье из брусники какое? (брусничное)
Морс из брусники какой? (брусничный)
Повидло из брусники какое? (брусничное)
- Предлагаю приготовить вкусный и очень полезный брусничный морс. Что нам для заготовки понадобиться? (предположения детей)
Сначала ягоды нужно очень хорошо размять, чтобы из них выделился сок.
Теперь всыпаем сахар, перемешиваем и даем ему немного раствориться.
Заливаем кипятком.
Пока наш морс настаивается, мы отправимся на прогулку!
(После возвращения с прогулки обращаю внимание на насыщенный цвет морса).
Разливаем морс. Очень вкусно!
Рефлексия: Лесные ягоды очень полезны для здоровья. Только собирать любые ягоды нужно обязательно со взрослыми, т. к. есть среди них и опасные для жизни!