Алленова Наталья Федоровна
Конспект познавательной беседы в комбинированной группе «Часы. История часов»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия: Познакомить детей с историей изобретения часов.
Задачи:
1. Познакомить детей с циферблатом часов, сформировать представления об определении времени по часам (с точностью до часа). Закрепить и расширить знания детей о разных видах часов, о принципах их работы, их роли в жизни человека.
2. Развивать творческое воображение и логическое мышление, умение делать выводы, излагать мысли. Способствовать развитию самостоятельности мышления.
Публикация «Конспект познавательной беседы в комбинированной группе „Часы, История часов“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2021
3. Воспитывать интерес к технике, целеустремленность, взаимопомощь и умение взаимодействовать со сверстниками.
Словарная работа:
Активизация - часовой, часовщик, водяные, солнечные, масляные;
Пассивный словарь - циферблат, механические, электронные.
Материалы
Для воспитателя: картинки с изображением разных часов (настенных, напольных, ручных, каминных); макет часов с движущимися стрелками, ТСО для демонстрации фото, тетради, карандаши простые, кролик – Волшебник Времени, мольберт.
Для детей: макет часов с движущимися стрелками.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Дети стоят в кругу, взявшись за руки.
-Мы с вами большая, дружная семья, через наши руки мы передаём своё тепло, хорошее настроение. Посмотрите друг на друга и передайте свою самую очаровательную улыбку
От улыбки в хмурый день светлей
От улыбки в небе радуга проснется
Поделись улыбкою своей
И она к тебе не раз ещё вернётся.
II. Основная часть.
ебята, вы любите путешествовать? (Да)
-Мы сегодня с вами отправимся в необычную страну, Страну «Времени». Как вы думаете на чём можно до неё добраться? (называют варианты, в том числе и машину времени).
- Отправляемся, встали в круг, положили руки друг другу на плечи, закрыли глаза. (звучит космическая музыка)
- Вот мы и добрались. Смотрите, нас встречает Волшебник Времени (появляется кролик).
- Здравствуйте ребята, наверное, вы любите узнавать что-то новое и поэтому пожаловали ко мне в гости? Ну, тогда отгадайте мою загадку:
На руке и на стене,
И на башне в вышине,
Ходят, ходят ровным ходом
От восхода до захода. (Часы)
- Все так думают? Верно - это часы. Человек, который их делает и ремонтирует, называется часовой мастер или часовщик. Место, где собирают часы – часовой завод, мастерская по ремонту – часовая мастерская. Ребята, как вы думаете, часы существовали всегда? Кто-нибудь знает, как люди узнавали время раньше, когда не было часов? (ответы детей)
Волшебник Времени предлагает детям занять места перед ТСО.
-Давным - давно, когда не было часов, люди узнавали время по солнцу. Солнце взошло – пора вставать; темнеет – пора заканчивать работу, готовиться ко сну. Но однажды люди заметили, что тени от всех предметов двигаются по кругу; становятся длиннее и короче в зависимости от положения солнца на небе и придумали часы : вкопали столб в землю, начертили круг вокруг столба и разделили на равные части. Каждая часть равнялась 1 часу. Назвали такие часы – солнечные. Но пользоваться ими человек не всегда мог.
- А как вы думаете, почему? ( Дети рассуждают: если нужно узнать время, всегда придется к ним бегать, в пасмурную погоду не определишь время).
- Да, такими часами люди пользовались не долго, а изобрели водяные часы, которые сообщали о времени и ночью, и в хмурый день. В высокий сосуд с маленьким отверстием внизу наливали воду. На сосуде черточки: сколько воды вылилось, столько и времени прошло. Как вы думаете, удобны ли такие часы? (Нет, воду нужно было постоянно доливать)
- Не случайно с тех пор говорят «Сколько воды утекло!»
- Затем изобрели часы - свеча, или огненные часы. На свечу наносили деления, которые равнялись промежутку времени. Но в чём же опасность таких часов? (Свеча может упасть и случится пожар.)
- Верно.
С тех пор прошло немало лет,
И люди поняли ответ,
Что лишь песок он есть один
И бог, и царь и господин.
И придумали песочные часы. Они состоят из двух конусов соединенных вместе, внутри – песок. Такие часы рассчитаны на определенный промежуток времени: 3, 5, 10 минут. Часы переворачивают и счет продолжается. Пользуются ли теперь песочными часами? Где и кто?
- Но все эти часы не совсем точные и ими неудобно пользоваться тогда люди изобрели механические часы, затем электрические, электронные.
Давайте познакомимся с часами (рассматриваем настоящие часы). Этот круг называется – циферблат движущиеся стрелки указывают на цифры – так мы узнаём, сколько времени в данный момент. Стрелки у часов разные : одна длиннее, другая короче. Длинная стрелка движется быстрее, она показывает минуты. Короткая ходит по кругу очень медленно. Она показывает часы. Минута - небольшой промежуток времени, а час – большой. Когда минутная стрелка проходит весь круг по циферблату, значит прошёл час, когда длинная стрелка на цифре 12, а короткая, например на 6 – это значит, что сейчас ровно 6 часов. Давайте поиграем.
Для того чтобы узнать, сколько сейчас времени, надо посмотреть, как расположены стрелки. Поставьте обе стрелки на 12, сделайте это так как у меня (показывает). Сейчас они показывают ровно 12 часов. Теперь короткую часовую стрелку поставьте на цифру 1, а длинную минутную — на 12. Часы показывают ровно час.
Дети выполняют задание.
— Сколько времени показывают ваши часы? (Ровно час.)
— Мы будем вращать короткую часовую стрелку, минутную длинную установим на 12. Поставьте минутную стрелку на 12, а часовую на цифру 2. Это значит сейчас ровно 2 часа. Который час показывают часы? (Ровно 2 часа.)
— Когда мы говорим, что на часах ровно 2, 3, 4 часа, большая стрелка часов всегда будет на цифре 12, а маленькая—около той цифры, которая показывает данный час.
— Поставьте на своих часах стрелки так, чтобы они показывали ровно 5 часов. Который час показывают часы? (5 часов.)
— Как расположены стрелки? (Минутная, длинная стоит на цифре 12, а часовая короткая — на цифре 5.)
— Поставьте стрелки так, чтобы часы показывали ровно 7, 9, 12 часов.
При этом воспитатель каждый раз просит детей рассказать, как должны быть расположены стрелки.
Физминутка.
Игра “Ходят стрелочки по кругу”
На полу разложены карточки с цифрами от 1 до 12 по кругу. Дети встают около карточек. Педагог встает в центре и произносит с детьми слова.
Мы часы - наш точен ход,
Водят стрелки хоровод.
ходят стрелочки по кругу
И хотят догнать друг друга,
(дети ходят по кругу, взявшись за руки)
Стрелки, стрелки не спешите
Вы нам время подскажите.
(дети садятся на корточки рядом с ближайшей карточкой).
Игра повторяется 2-3 раза.
III. Самостоятельная работа.
Воспитатель: А теперь, давайте сядем за столы и выполним задание
Я сейчас вам предлагаю сделать часы, которые поставим в групповой комнате.