Светлана Ихсанова
Конспект познавательного занятия в старшей группе с использованием регионального компонента «Путешествие в Каповы пещеры»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель: Ихсанова Светлана Филуровна
МАДОУ №138 г. Уфы
Цель: - развивать познавательные процессы детей, закрепить и уточнить знания детей о достопримечательностях Башкирии.
Задачи:
1. Обучающие:
Формировать представления детей о Родине, о родном крае.
Познакомить с достопримечательностью Башкирии «Каповые пещеры»
2. Развивающие:
Развивать и активизировать речь, память, внимание и мышление.
3. Воспитательные:
Воспитывать нравственно-патриотические чувства.
Воспитывать любовь и бережное отношение к родному краю.
Публикация «Конспект познавательного занятия в старшей группе с использованием регионального компонента „Путешествие в Каповы пещеры“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
Материал: Презентация на тему «Каповые пещеры», ортопедический коврик, игрушка «Башкирская пчела», карта маршрута Башкортостана
Ход занятия
Воспитатель: Много сказок, легенд, преданий дошло к нам из седой старины. Но самая главная легенда башкирского народа - это легенда «Урал Батыр». И сегодня в гости к нам пришел Урал Батыр.
В. : Здравствуй Урал Батыр.
У. Б. : Здравствуйте, ребята. Я вырос батыром, которому не было равного на белом свете. Случилось так, что в ту самую пору, когда я начал ходить на охоту, землю постигла страшная беда: высохли реки и озера, пожухли травы, пожелтели листья на деревьях, трудно стало дышать. И тогда дал мне отец алмазный меч и сказал: «Говорят, где-то очень далеко отсюда есть живая вода. Добудь её и всё снова оживёт». Взял я отцовский меч и пошёл, куда глаза глядят. Шёл я, пока не вышел на перекрёсток семи дорог. Там повстречал седобородого старика и обратился к нему с вопросом: «Как найти родник с живой водой?»
Старик указал дорогу и добавил, что по дороге встретится мне табун лошадей, и будет среди них конь Акбузат. Вскочи на него и мчись дальше верхом.
Мчался я и попал к вам. Ребята поможете мне найти живую воду?
Дети: Да
В. : Урал Батыр, а как же мы узнаем, где находится живая вода?
У. Б. : Старик по секрету мне рассказал, что находится она в каповых пещерах.
В. : Ребята, что такое пещера?
Д. : Пещера это углубление, находится под землей, в горах с выходом наружу.
В. : Ребята, а вы знаете, что на территории нашей Башкирии есть капова пещера. (Просмотр презентации на тему «Каповая пещера».
В. : Теперь мы с вами, все знаем о каповой пещере, пора отправится в путешествие. Для этого надо произнести слова и повторять движения за мной:
Ветер веет над полями,
И качается трава.
(Дети плавно качают руками над головой.)
Облако плывет над нами,
Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.)
Ветер пыль над полем носит.
Наклоняются колосья —
Вправо-влево, взад-вперёд,
А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)
Мышки прячутся во ржи.
Как увидеть их, скажи?
В норке прячется полёвка.
Покажись, скорей, плутовка! (Приседания.)
Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)
И немного отдохнём. (Дети садятся.)
В. : Тропинка к пещере проходит через осиновый лес, потом по узкому мостику через реку Шульган со студеной и голубоватой водой и мы с вами окажемся прямо перед подножием каповой пещеры.
Вот и осиновый лес. Смотрите кто здесь?
Д. : Башкирская пчелка
В. : Правильно, давайте поздороваемся.
Д. : Здравствуйте.
Б. П. : Здравствуйте, ребята. Смотрю вы собрались в каповы пещеры? Но просто так я вас не пропущу. Повторяй за мной!
Логопедическое упражнение «Насекомые над лугом»
(развивает чувство ритма, фонематический слух, интерес к насекомым)
Жу-жу-жу – жужжит пчела, – дети расставляют руки в стороны,
Я лечу издалека. – ритмично помахивают руками.
Зу-зу-зу – комар пищит, – указательные пальцы выставляют
Укусить скорей спешит. – вперед, остальные поднимают,
делают ритмичные выбросы рук попеременно вперед.
Уф-уф-уф – как паровоз, – ритмично притоптывают ногами.
Шмель пыхтит, – пыльцу повез.
Жук гудит: гу-жу, гу-жу. – делают ритмичные хлопки.
Я любого разбужу.
Ребята прощаются с пчелкой, на последок она рассказывает о пользе Башкирского меда.
В. : Вот и узкий мостик. Но чтоб на него попасть, нужно загадку отгадать.
Маленькая собачка свернувшись лежит -
Не лает, не кусает, а в дом не пускает.
(Замок)
Протянулся мост на семь верст,
А в конце моста - золотая верста.
(Неделя)
Если б встала, до неба достала б.
(Дорога)
К вечеру умирает, по утру оживает.
(День)
Бегу я как по лесенке,
По камушкам звеня,
Издалека по песенке
Узнаете меня.
(Ручеек)
Мостик открывается, и дети идут по ортопедической дорожке в виде моста.
В. : Вот и капова пещера. (Просмотр иллюстраций «Капова пещера»).
У. Б. А вот и ларец с живой водой.
Дети с воспитателем открывают ларец и достают волшебную воду. (Она прозрачная).
Воспитатель. По-моему, это обыкновенная вода.
У. Б. А вот и нет! Смотрите. (У. Б. накрывает банку тканью, болтает, получается цветная вода.) Самая настоящая волшебная живая вода! А за помощь вам подарю медали настоящего исследователя.
Дети с воспитателем прощаются с Урал Батыром и возвращаются в группу.
В. : Вот и подошло наше приключение к концу пора возвращаться в группу. (проходят опять через мост, мимо леса и садятся на свои места).
Детям предлагается слепить Урал Батыра и капову пещеру.