Елена Дунаева
Конспект занятия по аппликации на основе регионального компонента «Наклей красивый узор»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по аппликации на основе регионального компонента
Программное содержание:
1) Расширять и углублять представления детей об особенностях быта, северной одежды, обуви (внешний вид, материал, назначение)
2) Закреплять знания детей об особенностях элементов ненецких орнаментов
3) Упражнять в вырезывании ненецких орнаментов по трафарету, создавать симметричное расположение узора
4) Закреплять умение аккуратно наклеивать изображение
Темочки:
- Аппликации. Конспекты с аппликациями
- Аппликация. ВСЕ виды аппликации
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Орнамент, узоры. Аппликации
- Республика, область, край. ВСЕ, список
- Темочки
5) Поощрять композиционное умение
6) Обогащать словарь детей ненецкими словами - названиями: хаяр -солнце, Пэвдя Пи- тёмная ночь, Сава Не- хорошая, добрая женщина, мадавы- узоры)
Материал:
Образцы ненецких орнаментов, фотографии с изображением чума, мужской, женской одежды, обуви, силуэты паницы, тучейки, кошелька, кукла в ненецкой одежде, трафареты с ненецкими узорами «уши зайца», «подобие чума», «рога оленя», кисти, клей, полоски бумаги.
Ход занятия:
1. Всё прекрасное, подмеченное в природе, северный человек переносит в свой быт, создавая своё народное искусство Заимствуя сюжет у природы, северные люди украшали одежду, обувь, головные уборы, предметы быта.
-Как называют жилище ненцев в тундре? (чум, зимний и летний, состоит из длинных шестов, летний чум покрывают сукном, брезентом, а раньше сшивали бересту - было берестяное покрытие, зимний чум покрывали крупными шкурами взрослого оленя)
- Что такое малица? Паница? (это мужская и женская одежда, сшитая мехом внутрь). – Чем отличается паница от малицы? (паница имеет разрез спереди, украшают ненецким орнаментом плечевую часть одежды, полы, рукава, подол)
-Кроме одежды, орнаментом украшали сумочки для хранения швейных принадлежностей, остатков различного материала - меха, сукна.
-Как называются такие сумочки? (маленькие - тучейки, большие - падко, в них хранили выделанные камусы, пимы).
2. Дидактическая игра «Найди правильный узор»
Большинство видов орнамента имели ненецкие названия. Узор в переводе с русского языка на ненецкий – мадавы. Я буду называть мадавы-узор, а вы должны найти его на фланелеграфе, правильно назвать и показать.
Физминутка «Оленёнок»
3. Послушайте одну историю.
В тундре жила женщина, да такая мастерица! Звали её Сава Не – в переводе с ненецкого хорошая, трудолюбивая женщина. Она любила шить и украшать узорами паницы, тучейки, кошельки и дарить их своим родным и знакомым. Приближалась весна. Время тёмной ночи заканчивалось. Пэвдя Пи – Тёмная ночь- очень хотела властвовать над всеми и очень рассердилась, когда узнала про добрую женщину. Однажды Пэвдя Пи ворвалась в чум Сава Не и заколдовала, всё, что там находилось: и тучейки, и паницы с кошельками. Все предметы стали серыми, бесцветными, некрасивыми. В чуме сразу стало пусто и неуютно. Сава Не горько-горько заплакала. Тогда решила она позвать на помощь молодого юношу-Хаяр (Солнце) и он на своих лучах отправил вам, ребята, послание о помощи. Оказывается, Сава Не от пуночек-первых вестников весны - узнала о том, что в городе Нарьян- Маре в подготовительной группе есть отзывчивые ребята, которые могут помочь ей. Она послала в конверте свои изделия и даже подписала ваши имена. Поможем Сава Не в её беде?
4. Практическая работа
Обратить внимание детей, как расположен узор на панице - по подолу, на рукавах, вдоль паницы; на тучейке и на кошельке – по кругу, по центру. Узор состоит из геометрических фигур - треугольников, квадратов, из узких полосок.
Предложить детям трафареты узоров, аккуратно перевести их на узкую полоску белого цвета, вырезать и наклеить на силуэт.
5. Итог занятия
Мы с вами, ребята, составили композицию, узор, а украшать изделия, раскрашивать будем на рисовании. Спасибо вам за отзывчивость, вашу доброту. Сава Не, я думаю, будет очень довольна вашим трудом и у неё будет всегда хорошее настроение!