Любовь Русын
Конспект познавательного занятия в старшей группе «Ложка — универсальный предмет»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия : создать условия для развития познавательно - исследовательской деятельности, через формирование представлений об окружающих предметах и их свойствах.
Задачи:
Образовательные:
познакомить детей с историей возникновения ложки, с процессом ее преобразования человеком
дать представления о разнообразии ложек: размер, форма, цвет. Материал: легкий – тяжелый; тонет – не тонет.
Публикация «Конспект познавательного занятия в старшей группе „Ложка — универсальный предмет“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Ложка. Все о ложках для детей
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2020
формировать умение высказывать свои суждения. Обогащать словарный запас детей: музей, алюминий, керамика, фарфор, ложкари, ложечки, подарочки, сувенир.
обогащать опыт сотрудничества, дружеских взаимоотношений со сверстниками и с взрослыми
Развивающие:
развивать познавательный интерес к скрытым свойствам материалов (дерево, металл, стекло, керамика, пластмасса, алюминий)
развивать внимание, память, ассоциативное мышление, воображение
умение самостоятельно рассуждать, высказывать свое мнение
Воспитывающие:
воспитывать любознательность
воспитывать ответственность, аккуратность
Планируемые результаты: повышение познавательного интереса, поддержка самостоятельности и инициативности в открытии новых фактов о знакомом предмете, проявление творческого подхода для реализации поставленных целей
Предполагаемая работа с родителями : рассматривание разных ложек, применяемых в быту, чтение стихотворений, отгадывание загадок, заучивание поговорок и пословиц о ложках, опытно – экспериментальная деятельность с водой
Материалы и оборудование: камни, ракушки, коллекция ложек из разных материалов. Презентация «Путешествие в музей ложки», емкость с водой, ИКТ
1. Орг. момент
Проблемная ситуация. Ребята, давайте встанем в круг, улыбнемся друг другу, чтобы у всех было хорошее настроение.
Придумано кем – то
Просто и мудро
При встрече здороваться!
- Доброе утро!
- Доброе утро
Солнцу и птицам!
- Доброе утро!
Приветливым лицам!
И каждый становится
Добрым, доверчивым!
Доброе утро длится до вечера!
Ребята, у каждого из нас есть своей день рожденья. Вы любите этот праздник? Я тоже люблю День рождения. В этот день, человек у которого день рождение, нарядно одевается и ему дарят подарки. Ребята, я вот узнала интересную новость. Оказывается, что День рождения бывает не только у людей, но и у предметов тоже. Сегодня День рождение у предмета, который нам необходим в жизни.
Послушайте внимательно загадку и догадайтесь, о чем идет речь.
Если я пуста бываю,
Про тебя я забываю,
Но когда несу еду –
Мимо рта я не пройду.
(ложка)
Правильно, ребята это ложка (показывает ложку). Сегодня день рождения у ложки. А вы знаете, как называется то здание, где находится очень много разных ложек (предполагаются ответы детей)
Правильно, это музей ложки «Ложкин дом».
А вы бы хотели побывать в музее ложек? (ответы детей).
Давайте произнесё м волшебные слова: «Раз, два, три покружись и в музее окажись».
(Дети выполняют и оказываются в музее «Ложкин дом», где представлено большое количество разных ложек.) Дружественное приветствие,
активный
отгадывание загадки.
2. Основная часть:
Актуализация знаний и умений
Просмотр презентации Ребята, посмотрите, сколько здесь ложек. Какие они? (Дети рассматривают ложки).
Посмотрите, из какого только материала не изготавливают ложки!
Ответы детей:
Из металла – металлические
Из алюминия – алюминиевые
Из дерева – деревянные
Из пластмассы – пластмассовые
Из стекла – стеклянные
Из керамики – керамические
Из фарфора – фарфоровые.
- А сейчас из какого материала изготавливают ложки? Верно, современная ложка сделана из металла.
- Посмотрите, а чем ещё отличаются ложки друг от друга? (форма, размер, цвет).
А ещё чем? Не знаете? Попробуем узнать – одинаково ли ведут себя ложечки в воде.
Возьмем по одной деревянной, пластмассовой и металлической ложке. (Дети подходят к столу, на котором стоит емкость с водой.)
Воспитатель демонстрирует опыт: ложки одну за другой опускаем в воду и определяем, что одна ложка утонула сразу (из чего она) – железная, другая плавает в воде (из чего) – деревянная, а ложка из пластмассы держится на поверхности воды.
- Как вы думаете, почему одна ложка утонула? (Она тяжёлая – железная). А почему плавают на поверхности две другие ложки? (Они лёгкие – из пластмассы и дерева). А если ложки в воде ведут себя по-разному, они одинаковые? (Разные)
- Ребята, а для чего человеку нужна ложка? (Ответы).
- Молодцы, оказывается, ложка - очень важный предмет. И без него невозможно обойтись. Ложка предназначена для переноса жидкой и полужидкой пищи;
её можно использовать и в качестве вилки, и в качестве ножа, и в качестве поварёшки.
- А кто-нибудь из вас задумывался, когда и как появилась эта незаменимая помощница? (ответы детей).
- А хотите ли вы об этом узнать?
- А как мы это можем сделать? (предположения детей).
- Сегодня я хочу вам предложить отправиться в путешествие по реке времени в прошлое ложки, и узнать, как появился этот необходимый предмет. Закроем глазки и послушаем, как шумит река и относит нас далеко, далеко. (Звучит в аудиозаписи шум реки)
- Смотрите куда мы с вами попали, в самые древние времена, когда люди ели мясо руками.
Но однажды человек выронил горячий кусок мяса, который упал на острую палочку. Человек поднял кусок мяса за палочку и понял, что с палочки есть удобнее. С тех пор люди стали пользоваться палочками.
- Как вы думаете, удобно ли было есть суп палочкой? (предположения детей).
Палочкой суп не поешь, неудобно.
- Как вы думаете, из чего сделал человек самую первую ложку?
- Древний человек брал камень и долбил его другим острым камнем.
- Посмотрите, что у меня на столе? (камни).
- Какие они? (Дети обследуют камни, рассказывают об их свойствах – гладкие, шершавые, тяжелые)
- Как вы думаете, удобно было есть такой ложкой? Почему? Да, она была очень тяжёлая, края у неё были неровные, и во время еды она обжигала рот.
Постепенно люди поняли, что деревянные и глиняные ложки гораздо удобнее. Первые деревянные и глиняные ложки были очень простые, без украшений. Люди,
живущие около морей, использовали ракушки, которыми было удобно загребать пищу. Позднее к ракушкам приделали ручки.
Но такие ложки были достаточно хрупкими.
- Что это? (Ракушки). Представьте, что вы кушаете горячий суп. Удобно вам? А почему?
(Ответы детей) Края острые, неровные. А чего не хватает? (Ручки).
(Проведение эксперимента удобно ли есть ракушкой)
- Там, где не было деревьев и глины, люди научились делать ложки из костей. Эти ложки были более гладкими и легкими и не обжигали губы во время еды, как это случалось с каменными ложками.
- Например, в древнем Египте ложки вырезали из слоновой кости.
- А в Японии люди пользовались и пользуются до сих пор ложками-палочками, которые люди называют хаси.
- Как вы думаете, какими ложками ели раньше на Руси? (ответы детей).
На Руси ложку изготовили довольно рано. Простые русские люди с незапамятных времён ели щи да кашу деревянными ложками.
Так выглядела старинная ложка, а это мастера-ложечники.
Посмотрите, как изготавливали деревянные ложки :
а) раскалывали полено на чурбаки;
б) разбивали чурбаки на мелкие чурочки – баклуши;
в) снимали все ненужное (сучки, неровности);
г) придавали ложке окончательную форму, украшали резьбой или узорами.
- Прошло время, и мастера-ложечники стали украшать ложки резьбой по дереву. А богатые люди использовали серебряные и золотые ложки.
- Время шло, и вид ложки изменился, стал простым и удобным. Но на этом человек не останавливается, и материалы, из которых их делают, тоже меняются. А еще есть ложки не простые, а подарочные, сувенирные. Их дарят или покупают на память о каких-нибудь памятных местах, или событиях.
- В России мастера-ложечники изготавливали и расписывали разными узорами ложки. А некоторые мастера расписывали ложки, как героев сказок и с помощью этих ложек люди показывали детям сказки.
- Ребята, а когда у вас День рождение, кого вы приглашаете? Вот и ложки на праздник пригласили гостей. А кого же они пригласили мы узнаем, поиграв в игру «Посуда».
Физминутка «Посуда».
Вот большой стеклянный чайник (надули животики, одна рука на поясе,
Очень важный, как начальник (другая рука изогнута, как носик)
Вот фарфоровые чашки - (приседают, одна рука на поясе)
Очень хрупкие бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца (кружатся, рисуя руками круг)
Только стукни, разобьются.
Вот серебряные ложки - (тянутся вверх, руки смыкают над головой)
Голова на тонкой ножке.
Вот пластмассовый поднос - (руки вытягивают перед собой в форме круга)
- Ребята, а когда у вас бывает День рождения вы, наверное, надеваете красивые платья, рубашки? А наши ложечки тоже хотят принарядиться на свой праздник, но у них нет нарядных платьев. А как мы может помочь ложкам, стать нарядными? (Предложения детей).
Самостоятельная творческая деятельность детей: дети надевают наряд для ложки. Дополняют свои работы другими предметами декора. (Ставят ложечки в хоровод).
Воспитатель комментирует:
Мы возьмём простую ложку и потрудимся немножко,
Нарисуем и поклеим, ложку нашу нарядим
Каждый может удивиться, вышла сказочной девица,
Вышел парень удалой, посмотрите, вот какой!
А теперь мы с вами вместе все на ложки поглядим!
- А еще ложки бывают не простые, а музыкальные. Ведь ложками можно не только кушать, но и играть и даже танцевать. Еще в старину ложки на Руси использовали, как музыкальный инструмент. Музыкантов, играющих на ложках, называют ложкарями.
- На день рождение принято дарить подарки. Давайте и мы сделаем подарок нашим ложкам. Сыграем для них небольшой праздничный концерт.
- Какими ложками мы будем играть? (деревянными)
Ложки разные бывают,
И на них порой играют.
Отбивают ритм такой,
Сразу в пляс пойдёт любой.
(Звучит народная музыка, дети играют на ложках).
- Какой замечательный подарок — концерт!
- А теперь, ребята, нам пора возвращаться домой в детский сад. Дети закрывают глаза, слушают звуки волн, произносят слова: «Раз, два, три, вот и в группе мы!»
Ребята, ничего не стоит на месте. Идёт время, и благодаря знаниям и умениям человека, всё вокруг изменяется. Изменяются условия жизни, изменяются бытовые приборы, изменяется одежда. Сегодня мы увидели, как появилась и изменилась ложка — простой столовый прибор. Мы увидели, как на смену каменным ложкам пришли удобные, прочные красивые ложки.
- Скажите, пожалуйста, что вам понравилось в нашем путешествии? (Дети делятся своими впечатлениями).
- Что вы узнали нового? О чем вы сегодня расскажите своим родителям придя домой?
Спасибо, ребята, меня сегодня ваши ответы очень порадовали. Вам небольшой сладкий приз варенье, которое мы будем кушать ложками.
Педагогическая находка «Ложка – универсальный предмет»
Предварительная работа.
Главная задача дошкольных образовательных учреждений состоит в том, чтобы создать благоприятные условия для интеллектуального, духовного, творческого, социального, эмоционального и физического развития ребёнка, то есть способствовать всестороннему развитию его личности. Дошкольник - это увлечённый исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. На помощь воспитателю приходят различные педагогические технологии. Одной из них является технология проблемного обучения. Суть проблемного обучения в детском саду заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Педагог увлекает воспитанников в совместный умственный поиск, оказывает им помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов. Каждое новое знание приоткрывает ребенку малоизвестные стороны познаваемого объекта, побуждает к вопросу, догадкам. Причем, объектом, побуждающим стремление детей к исследованию, поиску ответов, может стать даже обычная ложка. Не верите? А мы с ребятами это доказали. Идея показать воспитанникам, что за внешней простотой предмета прячется огромный интересный мир открытий, возникла у меня давно. Наблюдая за игрой детей, я часто замечаю, что привычные для их глаза предметы не вызывают у них познавательного интереса. Ну что может быть интересного в столе, стуле или обычной столовой ложке?
Свой педагогический «эксперимент» я начала с внесения в группу волшебного сундучка.
Дети стали делать предположения, что же там может быть? Варианты ответов были разные: от обычного яблока до игрушки. Было принято решение сыграть в игру «Горячо - холодно». И вот, предмет угадан. Торжественно достаю ложку из сундучка.
И вижу некоторое разочарование в глазах детей. Понимаю, что нужно спасать ситуацию. Задаю проблемную задачу: где в детском саду можно использовать ложку? Практически все дети отвечают, что ложка нужна нам для еды. Договариваемся с детьми, что они подумают, где еще можно найти применение этому предмету. На следующий день ребята уже с порога делились тем, что нового они узнали.
Сергей с гордостью заявил, что ложку можно использовать в эстафетах.
Маша рассказала, что из пластмассовых ложек можно сделать поделку.
Даша предположила, что пластмассовые ложки можно использовать в качестве счетного материала.
Полина тогда сказала, а если взять разноцветные ложки, то можно даже сравнить их по количеству.
Идея использовать ложки в процессе обучения грамоте пришла в голову Вике.
А что, если вместо хлопков отстукивать количество слогов в слове ложками?
Необычное решение.
Оказывается, с ложками можно экспериментировать. Предлагаю детям две ложки : металлическую и деревянную. Задаю вопрос: какая из ложек не утонет или они утонут обе, а может, будут плавать?
Дети начинают предлагать варианты ответов. Аргументируют, доказывают. Проверяем опытным путем: металлическая ложка утонула сразу, деревянная осталась плавать.
Надо искать объяснение. Оказывается, все предметы состоят из мельчайших частиц – молекул и те вещества, в которых эти частички располагаются очень близко, обладают большей плотностью и тонут в воде.
Даша предлагает сделать кукольный театр из ложек.
Лера предлагает рисовать мыльными пузырями.
Для работы необходимы: вода, жидкое мыло, гуашь, плотная бумага, трубочки для коктейля, ложка. В небольшом количестве воды растворяем гуашь. Чем больше краски добавим, тем ярче получится цвет пузырей. Затем берём трубочку для коктейля и начинаем пенить раствор (дуем в трубочку, чтобы образовались пузыри). Поднявшиеся пузыри аккуратно снимаем ложкой и выкладываем на лист.
Дальше мы фантазируем, на что же похожи наши изображения. У одних – на цветы, у других – на рыб. Такой вид рисования развивает у детей творческое воображение. А еще это очень весело! Что может быть интересней игры с мыльными пузырями?
Лиза предложила поиграть на ложках.
Ложки, оказывается, могут быть использованы для проведения упражнений с предметами.
Можно сказать, что обычная ложка стала универсальным средством всестороннего развития ребенка. Ведь благодаря использованию элементов проблемного обучения существенно повысился интеллектуальный уровень детей, обогатился их опыт. Все знания были получены детьми самостоятельно и проверены опытным путем. Ребята стали более целеустремленными, самостоятельными. Дети раскрыли свои способности и реализовали через театрализованную, изобразительную, музыкальную деятельность свой творческий потенциал.
Одновременно происходило и духовное развитие детей. Они приобщались к народной культуре, знакомились с ложкой как народным музыкальным инструментом, что очень важно в наш век популяризации информационных технологий. Не осталось в стороне и физическое развитие детей. Развивались такие физические качества как ловкость, быстрота, координация. В завершение темы хочется вспомнить стихотворение Самуила Яковлевича Маршака:
Он взрослых изводил вопросом «почему?»
Его прозвали «маленький философ».
Но только вырос он, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И с этих пор он больше никому
Не задает вопросов «почему?»
Давайте же будем поддерживать в маленьких исследователях интерес к познанию даже внешне простых и понятных предметов!