Яшкина Марина Николаевна
Конспект познавательного занятия в подготовительной группе «Удивительный мир часов»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
1. Познакомить детей с историей возникновения часов, рассказать и показать разные виды часов, подвести к элементарному осмыслению времени.
2. Вызывать интерес к понятию «время» через отдельные интересные факты и сведения о разных способах и средствах измерения, фиксирования времени.
3. Формировать заинтересованность, желание научиться разбираться во времени.
4. Развивать и активизировать устную речь детей.
5. Воспитывать желание познавать что-то новое, уверенность в своих силах, умение высказывать свои мысли, слушать друг друга.
Материал и оборудование:
- выставка различных часов;
- фото «Кремлёвские часы-куранты»;
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
- аудиозапись «Бой курантов», «Крик петуха», песни про часы;
- плакаты с изображением солнечных часов, песочных, водяных, масляных;
- макет солнечных часов, песочные часы, водяные.
Ход занятия:
Ребята, иду я сегодня утром и слышу, что кто-то плачет. Посмотрела я и увидела, что это вот этот маленький медвежонок. Я его спросила: «Что случилось?». Он рассказал, что его пригласили в гости, а когда он пришел, то было уже поздно – все гости разошлись, а главное, ему не досталось меда. Мне стало жалко медвежонка, и я взяла его с собой, надеюсь, ему у нас в гостях понравится.
- Ребята, как вы думаете, почему мишка опоздал?
- А как же узнать, что уже пора выходить из дома? (посмотреть на часы)
- Как вы думаете, у медведя в лесу есть часы?
- Что будет, если у нас пропадут все часы (Да, видимо, нам всем будет очень трудно. Опоздаем на работу, в школу, в детский сад, не посмотрим мультики и т. д).
- А скажите, часы всегда были или было время, когда не было часов (Было время, когда не было часов).
- А как люди определяли, когда надо вставать, когда ложиться спать?
1. Люди определяли время по солнцу. Солнышко вставало, и люди просыпались; солнышко закатывалось – ложились спать.
- Подумайте и скажите, когда они дольше спали – летом или зимой? (Люди спали дольше зимой, потому, что солнце зимой встает позже, чем летом.)
2. Узнавали люди время и по живым часам. Эти часы важно ходят по двору, хлопают крыльями и, взлетев на забор, кричат: «Ку-ка-ре-ку! Просыпайтесь! Скоро утро!»
(включается аудиозапись крика петуха)
Но хотя и кричит петух в одно и то же время, и с ним оплошности бывали: то во сне с жёрдочки свалится – раньше времени поднимет крик, то лисы испугается и начнёт кричать.
3. Первыми часам, которые придумали люди - были солнечные часы (2 тысячи лет назад).
(Показ макета часов.)
У них не было ни стрелок, ни циферблата. Это была большая палка, воткнутая в землю. Если тень от палки короткая, значит день в самом разгаре. Чем ниже солнце опускается, тем длиннее тень, и значит, скоро вечер.
-Как вы думайте, удобны ли такие часы (Нет, если нужно узнать время всегда придется к ним бегать.)
И еще они не удобны тем, что в пасмурную погоду или ночью не определишь время.
4. Человек изобрел песочные часы (показ песочных часов).
- Что в них было хорошо, а что плохо?
Конечно, эти часы надо было все время переворачивать. Часы, которые я вам показала, рассчитаны на 1 минуту. Нужно через каждые 1 минуту их переворачивать. Поэтому их нельзя брать с собой, когда уходишь из дома.
5. Вместо песка в часы наливали масло, изобрели масляные часы.
(Показ иллюстрации масляных часов.)
-Как они устроены? Горит огонь, и масло в пробирке потихоньку сгорает. По отметкам на пробирке люди узнавали, сколько прошло времени.
-Как вы думайте, а удобны ли эти часы (Нет. Часы могут упасть и возникнет пожар.)
6. Пользовались вместо часов свечкой, на которую были нанесены деления. Свечка сгорала, уменьшалась в размере и по делениям – можно было определить, сколько сейчас время.
- Как вы думаете, что плохого было в этих часах (Но эти часы работали только в помещении, где нет ветра.)
7. В это же время люди придумали водяные часы, которые сообщали о времени и ночью, и в хмурый день. В высокий узкий сосуд с маленьким отверстием внизу наливают воду. На сосуде делают пометки – черточки: сколько воды вылилось, столько и времени прошло.
-Как вы думайте, удобны ли эти часы (Нет, так как в них надо постоянно подливать воду.)
Не случайно с тех пор говорят о времени: «Сколько воды утекло!»
- А как вы думаете, 1 минута – это много или мало? Что можно сделать за 1 минуту?
Сейчас мы проверим, много ли это – 1 минуты.
Физминутка:
Тик-так, тик-так,
Все часы идут вот так.
Тик-так, тик-так,
И мы тоже можем так!
Смотри скорей, который час,
Тик-так, тик-так,
Налево раз, направо раз,
Тик-так,тик-так.
- Ну, как? Долго ли мы играли?
Игра «Молчанка»
- А хотите, проведем еще один опыт?
Вы сами согласились. Я предлагаю вам помолчать ровно 1 минуту. Но мы будем не просто молчать, а будем экспериментировать. Сейчас мы с вами превратимся в ученых. Мы с вами сделаем водяные часы и посмотрим сколько воды вытечет за 1 минуту.
(макет водяных часов)
- Играем? – Да!
Дети молчат ровно 1 минуты, пока сыплется песок.
- А теперь 1 минуты – это много или мало? – много.
- Как вы думаете, почему, когда мы играли в подвижную игру, время проходит быстро, а когда мы просто сидели и молчали, время тянулось долго?
Правильно, время долго тянется, когда делать нечего, а когда есть интересные дела, время проходит быстро. Поэтому, есть такая пословица «Скучен день до вечера, когда делать нечего».
- Как вы думаете, удобны ли эти все часы? Вы сказали правильно. Все эти часы – солнечные, песочные, масляные – были не очень удобными,
8. человек придумал простой механизм. Смастерили большой механизм и повесили его на высокую башню. Каждый час, эти часы били и люди знали, который час.
Эти башни строили в центре города, чтобы всем было видно их. При таких часах был мастер. Как вы думайте, его называли?
(Часовщик.)
-Часовщик – это человек, который ремонтирует часы.
(Самыми главными являются Кремлевские часы. Они установлены на Спасской башне в Москве. Каждый новый день начинается и заканчивается боем часов на Спасской башне. Торжественный бой курантов разносится над Красной площадью и проникает во все уголки нашей необъятной Родины.)
-Но все-таки, эти часы, тоже были неудобны. Почему (Их было видно не из всех домов. Надо было выходить на улицу и смотреть, который час.)
-И люди придумали другие часы, какие? – которые, можно было повесить в каждом доме.
Появились разные часы.
- Как называются часы, которые висят на стене? – настенные часы.
- Которые стоят на полу? – напольные.
- Которые стоят на столе? – настольные.
- Которые человек носит на руке? – наручные и т. д.
Но и у них есть недостатки. Их надо часто заводить и пружинка, которая есть в них, ломается. Если забудешь завести эти часы, они останавливаются.
9. Поэтому человек придумал электронные часы, они работают на батарейках. Это – чудо часы. Их можно поставить на то время, которое нужно и они подадут вам сигнал.
Игра. «Какие часы живут у вас дома?»
- Я буду кидать вам по очереди мяч, а вы, назовите мне виды часов, которые есть у вас дома?
- А сейчас, я вам предлагаю, сделать подарок медвежонку- часы. (дети подходят к столу по очереди и приклеивают детали часов, дарят их мишке)
Говорят: часы стоят,
Говорят: часы спешат,
Говорят: часы идут,
То немножко отстают,
Мы смотрели с Мишкой вместе,
А часы стоят на месте.
Итог:
-О чём сегодня говорили?
-Какие часы запомнили?
-Какие часы есть у вас дома?
-Что больше всего понравилось?
-Что запомнилось и о чем расскажешь дома?
Всем спасибо за работу. За то, что вы так хорошо поработали, Мишка принес вам подарок мультфильм. Он называется «Живые Часы».