Ирина Герасева
Конспект познавательного занятия в подготовительной группе для детей с ОНР «Давайте землю оживим!»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширение и закрепление представлений детей о свойствах земли.
Образовательные задачи:
1. Познакомить детей с составом земли;
2. Познакомить детей с некоторыми свойствами почвы, камней, глины;
3. Активизировать и актуализировать словарь по теме «Земля».
4. Формировать у дошкольников представления о значении почвы в природе и в жизни человека.
Коррекционно-развивающие задачи:
1. Упражнять в умении сравнивать, анализировать;
2. Формировать у детей познавательную и речевую активность.
3. Развивать общую и мелкую моторику у детей.
Публикация «Конспект познавательного занятия в подготовительной группе для детей с ОНР „Давайте землю оживим!“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
Воспитательные задачи:
1. Формировать коммуникативные навыки в работе парами;
2. Воспитывать любовь к природе;
3. Формировать основы экологической культуры.
Методы и приёмы.
Материал:
1. Мисочки с песком, глиной, почвой, камнями;
2. Вода, ложечки для воды; салфетки; трубочки для коктейля;
3. Поднос для «создания» земли; поднос с землей и проросшими побегами овса;
4. Дидактическая игра «Откуда горсть земли?»
Предварительная работа:
1. Занятия по теме «Земля»,
2. Беседа с детьми о значении и свойствах воды,
3. Просмотр фильма
4. Чтение и обсуждение сказок
5. Чтение стихотворений по теме
6. Отгадывание загадок
7. Рисование на тему: «Матушка - земля»
Ход занятия.
1. Вводная часть. Организационный момент.
Воспитатель предлагает детям отгадать загадки.
- И топчут ее, и режут ее,
Она не серчает,
Добром отвечает.
Кто нам общая мать? (Земля)
Воспитатель.
2. Основная часть.
Сегодня мы с вами поговорим о земле. О той самой земле, по которой мы ходим каждый день. Ее еще называют почвой.
- Почему говорят, что она всем «добром отвечает»? Почему землю называют «мать-земля», «матушка»?
- Земля добрая, потому на ней все растет.
- Какая земля у нас под ногами — твердая или мягкая?
- Твердая, крепкая
- А что же делает землю такой твердой? Почему на ней могут расти растения? Из чего состоит почва?
- На все эти вопросы мы с вами сегодня постараемся ответить. Для этого я предлагаю вам всем стать учеными. Кто знает, чем занимаются ученые?
- Пишут, исследуют, наблюдают, проводят опыты.
Экспериментирование.
Исследование песка.
Воспитатель. Для проведения опытов ученым нужна лаборатория. Давайте представим, что эта комната стала лабораторией.
Дети садятся по 2 человека за стол. На столах стоят 4 мисочки: с песком, глиной, камнями, почвой.
В: Ученые часто советуются друг с другом, обсуждают свои исследования. Поэтому вы будете работать парами, договариваться о том, что делать, помогать друг другу. На каждом столе лежат предметы для исследования. Пока что они накрыты салфетками. Снимите салфетки и посмотрите, что там лежит.
Дети называют предметы.
- Какие предметы вы узнали быстрее всего?
- Камни, песок
- Свои исследования мы начнем с изучения песка. Рассмотрите его внимательно. Из чего состоит песок?
- Из маленьких песчинок.
- Похожи ли песчинки друг на друга?
- Да
- Какие они? Возьмите песок пальцами и насыпьте в мисочку. Хорошо ли он сыплется? Какой песок?
- Сыпучий.
- А теперь возьмите трубочки и аккуратно подуйте на песок, что получилось?
- Песчинки сдуваются
- Песчинки передвигаются, потому что они лежат отдельно друг от друга. А что будет, если в песок налить немного воды? Как вы думаете?
- Он станет мокрым, тяжелым.
Проведение опыта.
- Куда девалась вода?
- Она в песок впиталась
- Можно ли сказать, что мокрый песок сыпучий?
- Нет, сыпучий только сухой.
- Из какого песка легче делать постройки — из мокрого или сухого?
- Из мокрого.
- А кто из вас знает, как называются места на нашей планете, где очень много песка в одном месте? Там очень жарко, растений мало. Чаще всего там растут кактусы, колючие растения, живут ящерицы, черепахи, тушканчики, верблюды. Такие места называются песчаными пустынями.
Дети рассматривают иллюстрацию пустыни.
- По песку тяжело передвигаться — ноги утопают, песок забивается в обувь.
В заключение воспитатель вместе с детьми делает вывод: «Песок состоит из множества маленьких песчинок, как правило, разных. Песок (сухой) сыпучий, поэтому ветер легко может передвигать песчинки. Если его намочить, песчинки склеиваются, прилипают к рукам и друг к другу».
Исследование глины.
Воспитатель. Теперь перейдем к исследованию глины. Возьмите мисочки с глиной. Как вы догадались, что это глина?
- Тяжелая, темная, кусками
- Внимательно рассмотрите ее. Какая она?
- Твердая
- Глина состоит из множества крохотных частичек, которые крепко держатся друг за друга. Давайте нальем в мисочку с глиной немного воды и посмотрим, что получится. Куда делась вода?
- Она плохо проходит сквозь глину.
- Как изменилась глина?
- Стала как пластилин, мягкой, из нее можно лепить.
- Давайте вспомним, как после дождя по глине тяжело ходить: она прилипает к обуви, на глиняной дорожке легко поскользнуться.
Еще в древние времена люди узнали об этом свойстве глины и научились лепить из нее посуду. Посуду обжигали на огне, и она становилась твердой и не пропускала воду.
В заключение воспитатель делает вывод: «Глина состоит из множества мельчайших частичек. Когда глина сухая, она крепкая, твердая, но если ее намочить, она становится мягкой, пластичной. Из глины лепят посуду.
Физкультминутка.
Педагог читает текст, а дети выполняют разные упражнения:
РАЗ — и стану я землей,
Мягкой, теплой и живой!
Очень сильной, очень крепкой,
Очень доброй и большой.
ДВА — и вмиг я глиной стану»
Может, к обуви пристану.
И бросать в окошко нас
Никому не надо.
ПЯТЬ — я почва — верхний слой,
Дружат травы все со мной,
И деревья, и кусты,
Червяки, жуки, кроты.
Если дождик во дворе.
Не ходите вы по мне!
ТРИ — сейчас я холм зыбучий,
Очень желтый и сыпучий.
Осторожней, люди, будьте,
Если вы не на верблюде!
А ЧЕТЫРЕ — камни мы,
Крепкие ребята.
Всем живущим говорю:
«Чтите матушку свою!»
Наша круглая планета
Называется ЗЕМЛЯ,
Все живущие под солнцем
Братья нам.
И мы друзья!
После физкультминутки дети садятся за столики и продолжают экспериментирование.
Исследование камней.
Воспитатель. А сейчас мы будем исследовать камни. Рассмотрите их, потрогайте, постучите ими друг о друга. Какие они?
- Твердые, холодные, шероховатые, неровные.
- Налейте на камни немного воды. Что получилось? Стали ли камни от этого мягче, как глина? Может, они слиплись? Куда делась вода? Она впиталась в камни?
- Нет.
- Как они изменились?
- Стали мокрыми, стали ярче, красивее.
- Стали блестеть.
- Кто знает, где «живут» камушки?
- В горах, в море, в реке, в озере, в пещерах.
- Кто из вас видел камни, и где это было?
Дети рассказывают.
В заключение воспитатель с детьми делает вывод:
«Камни твердые, крепкие. Они "живут" на земле, под землей, в земле, на дне морей, озер, рек, в вулканах. Камни бывают очень разными по цвету и форме. Если их намочить, они меняют цвет, становятся ярче, загадочнее, но не делаются мягче».
Исследование почвы.
Воспитатель. Возьмите оставшуюся мисочку. Что в ней?
- Земля.
- Здесь находится особая земля — почва. Рассмотрите ее внимательно, исследуйте, из чего она состоит.
- Камешки есть, частички темного цвета, сухие листочки, веточки, песчинки, камешки.
- Почва образуется из опавших листьев и веточек, погибших животных, камешков, песчинок. В ней находится «еда» для растений. Чем больше такой «еды», тем лучше чувствуют себя растения. Налейте в мисочку немного воды. Что произошло?
- Вода впиталась, почва стала мокрой, влажной.
- Вспомните, как мы поливаем почву в горшках для комнатных растений, на клумбе. Куда при этом девается вода?
- Она уходит в горшок, почву, и растение может «напиться».
- А кто живет в почве?
Дети перечисляют, воспитатель показывает изображения крота, дождевого червя и т. п.
Воспитатель делает вместе с детьми вывод: «Почва — это "живая" земля. Без нее не могут жить растения, В почве обитает много разных животных. Она состоит из кусочков глины, песчинок, камешков, корней и других остатков растений.
- Мы с вами исследовали составные части земли. Назовите их, пожалуйста.
- Глина, камни, песок.
- У нас под ногами — песок, глина, камни. Самый верхний, самый плодородный слой земли называется почвой».
Давайте попробуем все содержимое ваших мисочек высыпать на поднос и перемещать. Что получилось?
- Земля.
- Все эти части можно обнаружить в земле, у нас под ногами. Люди часто называют землю «кормилицей», «матушкой-землей». Почему?
- На земле растут деревья, трава, кустарники.
- Земля — это еще и название нашей планеты.
Давайте скажем «матушке-Земле» несколько добрых слов и пожеланий. И тогда эта обычная земля превратится в волшебную, «живую землю», на которой все оживает. Пусть каждый из вас произнесет свое пожелание земле. Дети говорят добрые слова.
В это время поднос накрывается большим лоскутом ткани.
- А теперь давайте поиграем!
Игра «Откуда эта горсть земли?»
Описание игры.
На игровом поле находятся иллюстрации с изображениями разных природных ландшафтов нашей планеты. Они размещены в виде цветка с шестью лепестками: 1-й лепесток — пустыня, 2-й — лес, 3-й — цветники, 4-й — каменистый берег моря, 5-й — глинистая дорога, 6-й — горы. В комплект игры также входят пакетики с разной землей (песчаной, глинистой, каменистой, плодородной, гумусовой почвой).
Ход игры.
Воспитатель. Ребята, к лепесткам этого цветка прикреплены картинки, на которых изображены разные уголки нашей планеты.
Дети рассматривают игровое поле
Давайте отгадаем, из каких мест взяты «горсти земли» в пакетиках.
Дети по очереди берут пакетики и кладут их на тот или иной лепесток. Пакетик, в котором много камешков, — на лепесток с изображением гор, пакетик с черной, плодородной землей — на лепесток с изображением цветника и леса, с глиной — на глинистую дорогу, с песчаной — на лепесток с иллюстрацией пустыни, с морскими камешками — на лепесток с изображением морского берега.
3. Заключительная часть.
Воспитатель. Мы с вами провели интересные исследования. Что мы выяснили?
- Какая земля, из чего она состоит
- Теперь, может быть, вы по-другому будете смотреть на то, что у вас под
ногами. Когда пойдете на прогулку, посмотрите, какая земля на территории нашего детского сада. А теперь давайте «пообщаемся» с землей.
Воспитатель берет поднос, накрытый тканью, и снимает ткань.
Оказывается, что в земле выросли молодые побеги овса — во время игры педагог незаметно меняет поднос с землей, которую создали дети, на другой с такой же землей, но уже с проросшими побегами.
Смотрите, что произошло с нашей землей после того, как мы сказали ей ласковые слова. Своими добрыми словами и пожеланиями вы оживили землю. Возьмем этот поднос в группу, и будем наблюдать, что произойдет с землей и растениями дальше.