Оксана Филиппова
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Путешествие в бумажную страну»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширять представления детей о бумаге, ее видах, свойствах, использовании человеком;
познакомить детей с копировальной бумагой, с историей бумаги; развивать обследовательские действия, внимание, память, мышление; воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
Задачи: развитие любознательности и наблюдательности, воспитание активности во взаимодействии со взрослыми и друг с другом, самостоятельности.
Словарная работа: папирус, береста, пергамент, копировальная бумага.
Публикация «Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе „Путешествие в бумажную страну“» размещена в разделах
- Бумага. Свойства бумаги
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Поделки из бумаги
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
Предварительная работа: проведение опытов «Тонет - не тонет», «Свойства тканей».
Работа с родителями: собрать материал об истории бумаги, ее происхождения, обсудить с детьми, где они нашли источник информации: прочитали в книге, узнали в интернете, посмотрели развивающий мультфильм, узнали у специалиста.
Оборудование: подбор разных видов бумаги, ножницы, фломастеры, карандаши.
Ход:
Создание игровой ситуации: воспитатель показывает детям кораблик, сделанный из бумаги, читает отрывок из стихотворения Владимира Юркова “Бумажный кораблик”.
Кораблик непрочный, кораблик бумажный
В потоке весеннем несётся отважно
К неведомым странам, в чужие места.
Кораблик бумажный с названьем – “Мечта”.
- Ребята, предлагаю вам отправиться на этом бумажном кораблике в путешествие в бумажную страну.
Дети садятся за столы. На столах лежат образцы бумаги разных видов.
Постановка задачи.
- В бумажной стране много бумаги. Возьмите бумажные листочки в руки. Рассмотрите их, потрогайте, погладьте. Вся бумага одинаковая? Чем они отличаются?
Поиграем в игру “Нади такой же листочек”. Сейчас, тот, кого я порошу, возьмет один из листочков бумаги в руки, назовет его, и мы все найдем такой же и отложим его в сторону.
Детям предлагаются для игры листы бумаги разных видов : оберточная, газетная, картон, бархатная, гофрированная, самоклеющаяся, санитарная, альбомная.
Проблема.
- Как вы думаете, люди сначала научились писать или придумали бумагу для письма? (Гипотезы детей).
Использую схему «Подумать»
- Из чего делают бумагу?
- В древние времена люди редко ездили из одной страны в другую. Телефонов тогда тоже еще не было. Но им нужно было общаться. Они писали друг другу письма. Писать люди научились гораздо раньше, чем изобрели бумагу. В Греции писали на сырых глиняных плитках, или на дощечках, залитых воском. На них буквы выдавливали острой палочкой. (Слайд 1). В Египте на берегах реки Нил растут тростниковые растения под названием папирус, которые напоминают нашу осоку, только много больших размеров. Листья папируса разрезали на кусочки и склеивали между собой. (Слайд 2.)
-Длина склеенных полосок папируса достигала сто шагов. На таких полосках писали долгое время, пока в Турции в городе Пергам не изобрели пергамент. Пергамент изготавливали из кожи целых стад телят и овец. (Слайд 3).
А на Руси писали на берёзовой коре – бересте. (Слайд 4).
Впервые бумага была изобретена в древнем Китае. Изобрел ее китаец Цай Лунь. Бумагой восхищались все страны, но китайцы держали в тайне чудесный способ ее изобретения. Прошло много времени, пока секрет изготовления бумаги узнали все. В наше время бумагу по китайской технологии изготавливают на специальных бумажных фабриках из деревьев. (Слайд 5).
Мы с вами должны бережно относиться к бумаге, не тратить ее зря. Бережным отношением к бумаге мы спасаем деревья. Помните об этом.
Назовите предметы, сделанные из бумаги. (Дети перечисляют бумажные предметы).
Физкультминутка. “Бывает, не бывает”.
Если я назову вам предмет, и он может быть выполнен из бумаги, вы хлопаете в ладоши. Если нет, приседаете. Будьте внимательными. ( Слова: книга, стул, обувь, альбом, газета, зеркало, шкаф, яблоко, журнал).
Загадка Станислава Костенко.
Она бывает документом,
Плакатом, фантиком, конвертом,
Письмом, обоями, листовкой,
Альбомом, книгой, упаковкой,
Салфеткой, веером, талоном,
Неувядаемым пионом.
Она бывает и деньгами.
А что? Догадывайтесь сами! (Бумага).
-Может ли быть так, чтобы все предметы и вещи были сделаны из бумаги?
Как вы думаете, почему из бумаги не делают мебель, не шьют одежду? (ответы). Возьмите по листочку бумаги и попробуйте его смять, разорвать. А Что бы стало с одеждой и мебелью.
-Давайте нарисуем на листе бумаги разными карандашами : простым, цветным и фломастером. А теперь возьмите ластик и попробуйте стереть. Что получается?
- Какие еще свойства бумаги вы знаете? (рвется, режется, мнется, намокает, горит).
Бумага может скручиваться. Это тоже ее свойство.
- Опустим бумагу в воду. Что получилось? (дети рассматривают, рассуждают).
- Нарежу бумагу тонкими полосками. Возьму одну полоску, прижму ее к ножницам и протяну ножницы по бумаге. Что получилось? (скрутилась).
- А еще бумага горит. Посмотрите, я покажу сама. (Поджигаю лист бумаги и тушу его).
-Есть такие сорта бумаги, которые прочнее камня, крепче кирпича. Они в огне не горят и в воде не тонут, выпускают не шелестящую, непромокаемую бумагу, есть бумага тоньше человеческого волоса.
-У меня есть интересная бумага. Вот такая. (Показываю копировальную бумагу).
Вы встречались с ней раньше?
-Как вы думаете, для чего она нужна? (схема «Подумать»).
Бумага нужна для получения нескольких штук одного и того же изображения – копий.
Обследуем копировальную бумагу.
-Какие стороны у бумаги? (схема «Исследовать»).
Совместно с детьми делам вывод, что одна сторона у копировальной бумаги “жирная”, с краской, а другая “матовая”.
Чтобы нарисовать два рисунка, сколько нужно взять листов бумаги?
Для того чтобы рисунки получились одинаковые между листами положу копировальную бумагу. Как вы думаете, какой стороной нужно положить копировальную бумагу? (Проверяем две версии и делаем вывод – копировальную бумагу нужно положить на лист жирной стороной, потом положить еще бумагу и тогда можно рисовать).
Дети складывают бумагу, рисуют рисунок по своему замыслу. Рассматривают работу.
-Сколько рисунков у вас получилось?
- Как вам удалось это сделать?
- Как вы думаете можно ли получить 5 копий сразу?
Предлагаю детям рассказать истории о бумаге, которые они подобрали с родителями, при этом каждый ребенок выбирает схему, где была найдена информация (прочитали в книге, узнали в интернете).
Подводиться итог.
- Возвращаемся обратно. Расскажите, что вам больше всего запомнилось в бумажной стране?
Предлагаю выбрать и приклеить смайлик на мольберт с нужным настроением.