Елена Ртищева
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Извержение вулкана»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Извержение вулкана»
Интеграция образовательных областей: «Познание» (познавательно- исследовательская деятельность, «Коммуникация», «Физическое развитие»
Цель: Познакомить детей с природным явлением – вулканом.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе по теме „Извержение вулкана“» размещена в разделах
- Вулкан. Извержение вулкана, эксперименты с детьми
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
1- способствовать развитию у детей познавательной активности, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению;
2- совершенствовать умение работать с различными материалами, проявлять стремление к преобразованию, творчески подходить к решению поставленных задач.
Материал: макет вулкана, поддон, сода, уксус; красная краска, моющая жидкость, чайная ложка, пипетка, посылка, пемза, камешки, салфетки, иллюстрации, мнемокарта.
Предварительная работа: сравнивание камней: гранит и пемза - рассматривание под лупой; взвешивание; опыт с водой «Тонет-не тонет».
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня утром нам принесли посылку. А давайте посмотрим от кого она, и что внутри нее находится? Это посылка от Мудрого Ворона.
В посылке есть письмо. Прочитаем, что же там написано.
«Дорогие ребята! Я очень много знаю и много видел, летал за моря и леса. Но вчера мой внук принес мне очень странный камень, его он нашел у горы с ямой на вершине и хотел узнать, как он называется, и почему он находился у этой странной горы. Но я не смог ему ответить. Но зато я знаю, что вы изучали разные камни у себя в лаборатории экспериментов. И я верю, что вы мне поможете»
- Ребята, мы же постараемся помочь ему? (ответы детей)
- А вот и сам камень.
- Кто знает, что это такое? Как называется, для чего он нужен? Может у кого-нибудь дома есть такой предмет (рассуждения, предположения детей).
- Ребята, но Ворон еще передал записку - подсказку (загадку-картинку) про странную гору. Послушаем.
Гора стоит, из нее дым валит,
Потом шум, да гром –
Все горит кругом. (вулкан) (загадка под картинка с изобр. вулкана)
Что это, как вы думаете?
- Но причем здесь наш камень - пемза и вулкан. Мне кажется, что эта подсказка не помогла, а только запутала нас. Давайте разбираться.
Воспитатель: Ребята, а мне Мудрый Ворон рассказал старую легенду о вулкане. Послушайте внимательно (демонстрация иллюстраций)
«Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря (картинка-кузнец). Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносился далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. «Вулкан работает», - со страхом говорили люди и уходили жить подальше от горы, чтобы не спалило огнем их жилища, не засыпало пеплом сады и поля (картинка-вулкан). Говорят, что с тех пор все огнедышащие горы стали называть вулканами».
Воспитатель: Ребята, понравилась вам легенда? Запомнили, в честь кого огненные горы назвали вулканами?
(Ответы детей)
Воспитатель: А давайте мы с вами превратимся в гору.
Физкультминутка
Стоит гора – старушка, (поднимают руки вверх)
До небес макушка (тянутся на цыпочках)
Её ветер обдувает, (обмахивают себя кистями рук)
Её дождик поливает, (встряхивают кистями рук)
Стоит гора, страдает, камешки теряет
(прикладывают ладошки к щекам и качают головой)
И каждый день, и каждую ночь
(педагог дотрагивается до нескольких детей, которые должны изобразить камешки).
Катятся, катятся камешки прочь. (часть детей отходят в сторону)
(Игра продолжается до тех пор, пока все “камешки” не раскатятся в стороны. “Укатившиеся камешки” продолжают чтение текста и движения вместе с остальными, оставаясь на своём месте).
Раскатились камешки, и с той самой поры
Ничего не осталось от нашей горы! (двумя руками показывают на пустое место).
Воспитатель: А давайте мы с вами рассмотрим, как же устроена «огненная гора» - ВУЛКАН (используется мнемокарта).
Воспитатель: Мы с вами узнали, что огненные горы назвали в честь бога Вулкана - вулканами. Сейчас я предлагаю вам рассмотреть, как же устроен вулкан.
Вулкан – это большая гора. На какое геометрическое тело похож вулкан? (конус).
На самой верхушке горы огромная яма. Эта огромная чаша с крутыми склонами называется кратер. Давайте все вместе повторим это новое слово. (Дети повторяют слово кратер)
А это желоб, продолжение кратера, уходит глубоко в землю - жерло вулкана. А на самой глубине вулкана - расплавленное горячее вещество - магма. (Дети вместе повторяют слова жерло и магма).
Лава кипит, бурлит, так она и застывает, превратившись вот в такой камень с дырочками. А уже из этого камня на спец. фабриках изготавливают вот такие маленькие аккуратненькие предметы-пемзы. Ребята, вы поняли, откуда появилась пемза? (из вулканической лавы).
А вы знаете, что изучением вулканов занимаются специальные ученые, которые называются вулканологи. Для изучения вулканов они одеты в специальные защитные костюмы, на ногах ботинки на толстой подошве. Без таких защитных костюмов и обуви к вулкану не приблизиться – невыносимо жарко (картинка)
Но есть вулканы, которые много лет могут спать, а потом неожиданно просыпаются. Такие вулканы называются спящими или уснувшими.
У меня для вас есть сюрприз, я предлагаю вам посмотреть на то, как оживает спящий вулкан и начинает извергаться. Конечно находиться возле настоящего вулкана очень опасно. Но у нас есть макет вулкана и я попробую разбудить его.
Вот перед нами вулкан. Сверху у него кратер, внутри – жерло и в само низу магма (вещество красного цвета).
Выполняется опыт воспитателем.
1. Насыпаем 2 ст. ложки белого порошка (питьевой соды).
2. Добавляем красной краски.
3 5 капель моющей жидкости (пипеткой).
А теперь внимание! Эта жидкость у меня с особым знаком. Что он означает? (самому пользоваться нельзя) это уксус, наливать можно только взрослому.
Воспитатель: Ребята, кажется наш вулкан «оживает», давайте отойдем от него подальше и посмотрим за его извержением.
Рефлексия.
Воспитатель: Что вы наблюдаете? (извержение вулкана).
Как оно происходит? (спокойно)
Вот, ребята, вы своими глазами увидели красивое зрелище - извержение вулкана.
Как вы думаете, вулканы опасны для жизни человека? (ответы детей).
Конечно. Опасно. Ведь извержение вулкана приносит людям гибель и неисчислимые беды (картинка)
Ребята, скажите мне, пожалуйста. Мы нашли ответы на вопросы Мудрого Ворона, что мы ему в письме будем отвечать? Давайте вспомним его вопросы. Что за камень? Почему у этой горы он лежал? Для чего нужна пемза? И как устроена огненная гора – вулкан? В честь кого названа? (ответы детей) Молодцы, ребята! Я думаю старый Мудрый Ворон будет рад.
(Дети приглашаются в центр группы, где стоит маленький столик, накрытый красивой салфеткой. Под салфеткой макет вулкана, а внутри сладкий сюрприз).
Воспитатель: Ребята, но не все вулканы такие грозные. У меня есть вулкан, который не извергает камни, лаву, а извергает сладости (из кратера вулкана достаются конфеты)