Юлия Иванова
Детское экспериментирование как основа развития познавательно-исследовательской деятельности детей
▼ Скачать + Заказать документы
Ребёнок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детского
поведения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и
впечатлений, стремление к экспериментированию и поиску новых сведений об
окружающем ребёнка мире. Задача взрослых – помочь детям сохранить эту
исследовательскую активность как основу для таких важных процессов как самообучение,
Публикация «Детское экспериментирование как основа развития познавательно-исследовательской деятельности детей» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
самовоспитание и саморазвитие.
Исследования дают ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и
«почему?». Знания, полученные во время проведения опытов и экспериментов,
запоминаются надолго. Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты. Он
должен делать все сам, а не только быть в роли наблюдателя. Китайская пословица гласит:
«Расскажи и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Усваивается
все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано
активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских
дошкольных учреждений.
Я хочу поделиться опытом своей работы по организации исследовательской
деятельности. Почему я выбрала эту тему? Я считаю, что исследовательской деятельности
уделяется недостаточно внимания в нашем детском саду, а мне бы хотелось глубже
вникнуть в её суть. Главное достоинство применения метода экспериментирования в
детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента :
– Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого
объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
– Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные
процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и
синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.
– Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном,
формулировать обнаруженные закономерности и выводы.
– Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые
рассматриваются как умственные умения.
– Детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности,
целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для
достижения определенного результата.
– В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера
ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет
повышения общего уровня двигательной активности.
И я не отступила от своей задумки, т. к. считаю, что в нашей группе имеются все
условия для проведения данной работы:
Достаточно высокий уровень развития речи, интеллектуальных способностей,
коммуникативных качеств детей; высокая познавательная активность воспитанников, что
явилось результатом ежедневной, систематической общеобразовательной работы.
Организация поисково-познавательной деятельности детей не только на занятиях, но
и в свободное от занятий время.
Я уделяю большое внимание формированию навыков экспериментирования у детей,
начиная с младшей группы. Для этого организую игры-экспериментирования с разными
материалами:
- игры с песком и снегом («Лепим колобки», «Делаем фигурки», «Делаем дорожки и
узоры из песка», «Цветной снег», «Разные ножки бегут по дорожке»);
– игры с водой и мыльной пеной («Веселые путешественники», «Веселые
кораблики», «Нырки», «Вот какая пена!», «Бульбочки»);
– игры с бумагой («Снежки», «Блестящие комочки», «Бумажный вихрь»);
– игры с тенью, предложенные программой «Детство».
Проводила опыты и эксперименты по книге «Неизведанное рядом: занимательные
опыты и эксперименты для дошкольников» (О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В.
Щетинина, в которой даны практические указания по организации поисково-
познавательной деятельности детей 3-7 лет. Опыты сопровождались у детей
проговариванием и выдвижением множества гипотез, догадок, попытками предугадать
ожидаемые результаты. Это положительно сказалось на развитии речи, умении
выстраивать сложные предложения, делать выводы. Многократное повторение одних и тех
же опытов, свойственное многим детям, выработало у них определенный алгоритм
6
действий, четкость выполнения отдельных операций, аккуратность в работе. Учитывая все
это, мной была поставлена цель: разработать комплексно-тематический план "Опытно-
исследовательской деятельности дошкольников на занятиях по окружающему миру".
Для этого я сделала следующее:
- изучила литературу и опыт других образовательных учреждений по исследуемой
проблеме;
- обобщила и систематизировала опыт педагогической деятельности по опытно-
исследовательской работе дошкольников;
- систематизировала научно-методическую базу (дидактические материалы,
диагностические разработки, конспекты занятий, консультации для родителей,
воспитателей, детские работы и т. д.);
- провела диагностику на основе перечня знаний и умений, которые должны иметь
дети после занятий опытно-исследовательской деятельностью;
- разработала план мероприятий по детскому экспериментированию в семье.
Опыт, накопленный при проведении занятий по окружающему миру, позволил
выделить те из них, которые содержат эксперименты и упражнения для развития
отдельных исследовательских навыков и систематизировать их в комплексно-
тематический план "Опытно-исследовательская деятельность дошкольников на занятиях
по окружающее миру. Кроме того, в план введены игры, упражнения, эксперименты.
Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в
детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и
оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями,
предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития
активной самостоятельной детской деятельности. В моей группе оборудован
экологический уголок, присутствует и мини-лаборатория, которая постоянно пополняется
материалом и оборудованием в соответствии с возрастом детей, количеством проведенных
опытов