МААМ-картинки

Детское экспериментирование как основа развития познавательно-исследовательской деятельности детей

Юлия Иванова
Детское экспериментирование как основа развития познавательно-исследовательской деятельности детей
▼ Скачать + Заказать документы

Ребёнок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детского

поведения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и

впечатлений, стремление к экспериментированию и поиску новых сведений об

окружающем ребёнка мире. Задача взрослых – помочь детям сохранить эту

исследовательскую активность как основу для таких важных процессов как самообучение,

Публикация «Детское экспериментирование как основа развития познавательно-исследовательской деятельности детей» размещена в разделах

самовоспитание и саморазвитие.

Исследования дают ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и

«почему?». Знания, полученные во время проведения опытов и экспериментов,

запоминаются надолго. Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты. Он

должен делать все сам, а не только быть в роли наблюдателя. Китайская пословица гласит:

«Расскажи и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Усваивается

все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано

активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских

дошкольных учреждений.

Я хочу поделиться опытом своей работы по организации исследовательской

деятельности. Почему я выбрала эту тему? Я считаю, что исследовательской деятельности

уделяется недостаточно внимания в нашем детском саду, а мне бы хотелось глубже

вникнуть в её суть. Главное достоинство применения метода экспериментирования в

детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента :

– Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого

объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

– Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные

процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и

синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.

Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном,

формулировать обнаруженные закономерности и выводы.

– Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые

рассматриваются как умственные умения.

Детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности,

целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для

достижения определенного результата.

– В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера

ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет

повышения общего уровня двигательной активности.

И я не отступила от своей задумки, т. к. считаю, что в нашей группе имеются все

условия для проведения данной работы:

Достаточно высокий уровень развития речи, интеллектуальных способностей,

коммуникативных качеств детей; высокая познавательная активность воспитанников, что

явилось результатом ежедневной, систематической общеобразовательной работы.

Организация поисково-познавательной деятельности детей не только на занятиях, но

и в свободное от занятий время.

Я уделяю большое внимание формированию навыков экспериментирования у детей,

начиная с младшей группы. Для этого организую игры-экспериментирования с разными

материалами:

- игры с песком и снегом («Лепим колобки», «Делаем фигурки», «Делаем дорожки и

узоры из песка», «Цветной снег», «Разные ножки бегут по дорожке»);

– игры с водой и мыльной пеной («Веселые путешественники», «Веселые

кораблики», «Нырки», «Вот какая пена!», «Бульбочки»);

– игры с бумагой («Снежки», «Блестящие комочки», «Бумажный вихрь»);

– игры с тенью, предложенные программой «Детство».

Проводила опыты и эксперименты по книге «Неизведанное рядом: занимательные

опыты и эксперименты для дошкольников» (О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В.

Щетинина, в которой даны практические указания по организации поисково-

познавательной деятельности детей 3-7 лет. Опыты сопровождались у детей

проговариванием и выдвижением множества гипотез, догадок, попытками предугадать

ожидаемые результаты. Это положительно сказалось на развитии речи, умении

выстраивать сложные предложения, делать выводы. Многократное повторение одних и тех

же опытов, свойственное многим детям, выработало у них определенный алгоритм

6

действий, четкость выполнения отдельных операций, аккуратность в работе. Учитывая все

это, мной была поставлена цель: разработать комплексно-тематический план "Опытно-

исследовательской деятельности дошкольников на занятиях по окружающему миру".

Для этого я сделала следующее:

- изучила литературу и опыт других образовательных учреждений по исследуемой

проблеме;

- обобщила и систематизировала опыт педагогической деятельности по опытно-

исследовательской работе дошкольников;

- систематизировала научно-методическую базу (дидактические материалы,

диагностические разработки, конспекты занятий, консультации для родителей,

воспитателей, детские работы и т. д.);

- провела диагностику на основе перечня знаний и умений, которые должны иметь

дети после занятий опытно-исследовательской деятельностью;

- разработала план мероприятий по детскому экспериментированию в семье.

Опыт, накопленный при проведении занятий по окружающему миру, позволил

выделить те из них, которые содержат эксперименты и упражнения для развития

отдельных исследовательских навыков и систематизировать их в комплексно-

тематический план "Опытно-исследовательская деятельность дошкольников на занятиях

по окружающее миру. Кроме того, в план введены игры, упражнения, эксперименты.

Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в

детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и

оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями,

предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития

активной самостоятельной детской деятельности. В моей группе оборудован

экологический уголок, присутствует и мини-лаборатория, которая постоянно пополняется

материалом и оборудованием в соответствии с возрастом детей, количеством проведенных

опытов

Публикации по теме:

Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду «Зайчик»Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду «Зайчик» Ребенок-исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детского поведения является любознательность, жажда новых открытий, стремление.

Выращивание кристаллаВыращивание кристалла Дети по своей природе – исследователи. Важной чертой детского поведения является любознательность, жажда новых открытий, и стремление к.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Детское экспериментирование как основа развития познавательно-исследовательской деятельности детей
Опубликовано: 1 декабря 2014 в 19:26
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Детское экспериментирование как основа развития познавательно-исследовательской деятельности детей» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Иванова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД