Елена Моисеева
Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Волшебная соль» для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
познавательно-исследовательской деятельности
на тему «Волшебная соль»
для детей 5-6 лет
Цель: развитие у детей представлений о значении соли в жизни человека.
Задачи:
уточнить знания детей о свойствах соли;
познакомить с видами соли (каменная, поваренная, морская);
развивать навыки экспериментирования;
воспитывать бережное отношение к соли, прививать навыки культурного ее потребления.
Материалы и оборудование:
Публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности „Волшебная соль“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
иллюстрации, разные виды соли (каменная, поваренная, морская, крупного и мелкого помола, стаканы с кипяченой водой и чайные ложки (по количеству детей, две емкости со льдом, стаканы с насыщенным раствором соли и веточками с кристаллами, заготовки для рисования (листы картона с нанесенным слоем соли, краски, толстые кисти, баночки с водой, салфетки.
Предварительная работа:
беседа о применении обычной соли в домашних условиях; проведение опыта «выращенные кристаллы соли»; создание заготовок для рисования по соли. Дидактические игры «Определи на ощупь», «Узнай на вкус».
Словарь:
каменная, поваренная, йодированная соль, кристаллизация, минеральное вещество, рудник, выпаривание. Палеозойская эра.
Безопасность:
нельзя пробовать и осторожно обращается с морской солью.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Структура
I. Вводная часть:
1. Организационный момент.
Отгадывание загадки.
Опыт с водой и солью.
II. Основная часть:
1. Показ слайдовой презентации.
2. Игра «Живые весы».
3. Беседа с детьми о морской соли.
4. Физкультминутка.
5. Рассматривание емкости со льдом.
III. Заключительная часть.
1. Подведение итогов.
Ход образовательной деятельности:
I. Вводная часть:
Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу побеседовать с вами о веществе, с которым вы хорошо знакомы. Чтобы узнать, о чем пойдет речь, предлагаю отгадать загадку: «Отдельно я не так вкусна, но в пище каждому нужна» (соль).
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, это соль. Прежде, чем я начну свой рассказ, хотелось бы услышать, что вы знаете о соли.
Воспитатель: Хорошо. Теперь моя очередь поделиться с вами знаниями. Но перед этим, давайте проведем опыт: возьмем две емкости со льдом, одну из них «посолим» и выставим за окно на мороз. Через некоторое время мы посмотрим, что произойдет (дети проводят опыт самостоятельно под присмотром воспитателя).
II. Основная часть.
1. Показ слайдовой презентации.
И так – соль. В глубокой древности люди добывали соль, сжигая в костре некоторые растения, а золу использовали в качестве приправы. Прошло очень много времени, прежде, чем люди научились получать соль из морской воды, путем выпаривания. Что значит – выпаривание?
Ответы детей.
В наше время – соль – это единственное минеральное вещество, которое люди употребляют в чистом виде. Соль – это пищевой продукт, и мы ее знаем, как мелкие кристаллы белого цвета. На самом деле, соль природного происхождения имеет сероватый оттенок. Производится соль в разных видах : неочищенная (каменная) и очищенная (поваренная, крупная и мелкая, морская ( детям предлагается рассмотреть разные виды соли и упоминается о безопасности: нельзя пробовать и осторожно обращаться с морской солью).
На гербах разных городов отмечено изображением то, чем он знаменит или то, что добывают в этом городе (например, в Тамбове добывают мед, поэтому на гербе изображен улей с тремя пчелами).
А изображение соли можно встретить на гербах города Энгельса (бык везет чашу с солью) и Солигалича (три ступки с солью). В этих городах издавна добывают соль.
Каменную соль добывают в глубоких рудниках. Как она туда попала? – спросите вы. Все очень просто. Месторождения каменной соли находят высоко в горах. В Палеозойскую эру на месте этих гор был океан. В условиях сухого и жаркого климата морская вода испарялась, а соль кристаллизовалась и спрессовывалась в мощные пласты. Что значит кристаллизовалась?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, превращалась в кристаллы. Давайте рассмотрим кристаллы, которые мы с вами начали выращивать на прошлой неделе.
Дети рассматривают образовавшиеся кристаллы соли, и объясняют весь процесс проведения опыта.
2. Игра «Живые весы».
А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Живые весы». Мы с вами ребята, должны определить, какие мешочки тяжелые, а какие легкие (воспитатель предлагает детям взять в одну руку зеленый мешочек с ватой, а в другую красный, с солью). Задача: определить, какой из мешочков тяжелый, а какой легкий. В итоге ребята делают вывод, что соль тяжелее ваты.
3. Беседа с детьми о Морской соли.
Воспитатель: А вот это ребята что за соль? (воспитатель показывает детям баночку с морской солью). Морская соль.
Каким путем эта соль добывается из моря? — Путем испарения воды под воздействием Солнца.
В морской соли есть полезные минеральные вещества? Или нет? — Йод. Значит. Если в соли есть полезные минеральные вещества, то и сама соль – полезна.
Для кого? –(ответы детей). И не только полезна, но и жизненно необходима, не только для людей, но и для всех живых существ (например, люди специально дают лошадям соль, которой нет в траве и сене).
Конечно, это не значит, что нужно употреблять в пищу много соли. Слишком большое ее количество, может нанести вред. Поэтому — все хорошо в меру.
За многообразие полезных свойств соль называют «белым золотом». Целебные свойства соли были известны с древности. В наше время эти свойства учитывают при изготовлении различных косметических средств и для лечения (например, соляные комнаты). Вывод: свойства соли — убивает микробы.
4. Физкультминутка.
Мы капусту рубим, рубим
Мы морковку трём, трем (ручками показываем как мы трем морковку)
Мы капусту солим, солим (пальчики щепоткой — солим)
Мы капусту мнем, мнем (ручками «мнем» капусту).
5. Рассматривание емкостей со льдом.
А теперь, давайте вернемся к нашим емкостям со льдом. Воспитатель достает емкости, дети рассматривают и делают вывод – лед, который посыпали солью, растаял ( вывод: соль — растворяет лед).
Воспитатель: Действительно, соль растворяет лед. Поэтому в гололед улицы посыпают солью.
Но и это еще не все. При помощи соли можно создавать картины. И мы сейчас попробуем это сделать.
Воспитатель раздает детям соляные листы картона, на которые они с помощью приема «примакивания» наносят гуашевую краску.
Воспитатель обращает их внимание, на то, как кристаллы соли передают друг другу цвет, в результате получаются красивые рисунки.
III. Заключительная часть
Дети заканчивают рисовать, рассматривают работы друг друга, воспитатель хвалит их за интересные рисунки.
Воспитатель: Ребята, вот и подошло к концу наше знакомство с такой «обычной необычной» солью. Что нового вы узнали о соли? (подведение итогов). Ответы детей.