Оксана Кардаш
Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Путешествие в страну резиновых деревьев»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи:
- дать представление о деревьях, дающих каучук, о способах его добычи людьми, расширять представления о резине и ее свойствах (гладкая, упругая, непромокаемая, прочная);
- учить детей делать выводы на основе опытно-экспериментальной деятельности;
- совершенствовать характер и содержание обобщенных способов, обследование предметов;
- закреплять умения, выделять признаки предметов, называть их;
- развивать в детях интерес к экспериментально – исследовательской деятельности; логическое мышление, память, внимание, наблюдательность,
Публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности „Путешествие в страну резиновых деревьев“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между материалом и предметом;
- воспитывать интерес к окружающему миру, желание помогать друг другу, чувство уверенности в себе, самостоятельность.
Методы и приемы: вопросы, объяснение, напоминание, показ, эксперимент.
Предшествующая работа: игры по ознакомлению со свойствами различных материалов, отгадывание загадок, опыты и эксперименты.
Материалы и оборудование: воздушный шарик, глобус, образцы резины, воздушные шарики, ножницы, емкости с водой, резиновые перчатки, бумажные салфетки, резиновые предметы.
Ход:
- Ребята, у нас необычный гость - веселый воздушный шарик! А вы знаете из чего он сделан?
- Правильно из резины. Прилетел он к нам из далека, чтобы рассказать о своей родине и о своих родителях – резиновых деревьях! Хотите отправиться со мной в веселое путешествие – в страну резиновых деревьев? (ответы детей).
– Ребята, посмотрите на глобус. Вот наш континент – Евразия, а вот родина резиновых деревьев – Южная Америка. Отправляемся в путешествие? (включается звук самолета, поезда, лошади. Дети имитируют их движения).
Звуки дикой природы. На экране – дикие джунгли. СЛАЙД 2
– Ребята, прислушайтесь к этим звукам, по - моему мы на месте – в Южной Америке! Присаживайтесь и послушайте мой рассказ.
- Вот они - родители воздушного шарика - резиновые деревья по-научному называются гевеи. Гевея – это высокое дерево высотой с пятиэтажный дом. С густой кроной и плотными листьями. СЛАЙД 3
В стволе этого дерева бежит белый млечный сок. Когда дерево достигает 10-12 лет, на его стволе делают надрез и сок стекает по стволу вниз. СЛАЙД 4
- Его собирают в специальные емкости. Застывая на воздухе, сок становится густым и тягучим, как жевательная резинка. Его называют природный каучук. СЛАЙД 5-6
Каучук отвозят на фабрики где из него делают различные резиновые изделия, так нужные людям! Так каучук обрабатывают местные умельцы и демонстрируют процесс туристам СЛАЙД 7- 9
- История резины начинается с открытием американского континента. Издревле коренное население Центральной и Южной Америки - индейцы, собирая млечный сок деревьев гевеи получали каучук. СЛАЙД 10 Ещё знаменитый путешественник Колумб обратил внимание, что применявшиеся в играх индейцев тяжёлые монолитные мячи из чёрной упругой массы, отскакивают намного лучше, чем известные европейцам кожаные. СЛАЙД 11. Но сообщение Колумба о неизвестном веществе с необычными свойствами осталось незамеченным в Европе.
- Кроме мячей каучук применялся в быту: для изготовления посуды, герметизации днищ пирог (чтобы в лодку не набиралась вода, для создания непромокаемых «чулок» ( правда способ был довольно болезненным: ноги обмазывались каучуковой массой и держались над костром, в результате получалось непромокаемое покрытие); применялся каучук и как клей: с помощью него индейцы приклеивали перья к телу для украшения СЛАЙД 12.
- Первое время практического применения в Европе каучук не получил из – за того, что в жару изделия из каучука начинали плавиться, а в холод – становились твердыми и хрупкими.
Американский изобретатель Чарльз Гудьир (СЛАЙД 13) нашёл способ исправить эти температурные изменения - он смешал сырой каучук с химическим веществом - серой и нагрел полученную смесь. Так появилась резина, а процесс ее получения получил название вулканизация. После открытия Гудьира резина стала широко использоваться. (Можно просмотреть ролик Галилео – история изобретения)
- В нашей стране такие деревья не растут, и приходилось покупать каучук в других странах. И русский учёный Сергей Васильевич Лебедев изобрёл способ получения искусственного каучука из спирта и нефти. Теперь и во многих других странах используется это изобретение нашего учёного. СЛАЙД 14
- В настоящее время резина широко применяемый материал, из него делают множество полезных и нужных людям вещей.
- Назовите, какие предметы делают из резины на заводах и фабриках (ответы детей) СЛАЙД 15 - 16
- В том числе из резины делают сапоги и калоши СЛАЙД 17
- Зачем нам нужна обувь из резины? В какую погоду мы наденем её?
- Верно, в дождливую погоду нам пригодятся не только сапоги из резины, но и плащ. Кстати придумал наносить каучуковый раствор на ткань Чарльз Макинтош. Проводя опыты с каучуком, он испачкал им одежду, а когда попал под сильный дождь заметил, что сухим остался только тот участок одежды, который был испачкан каучуком. Плащи из прорезиненной ткани получили название «макинтош» по имени своего создателя. СЛАЙД 18
- Резина – очень нужный материал для людей. А какие у резины свойства мы с вами проверим в научной лаборатории, где проведем опыты.
- Итак, первый опыт. Изучим резину на цвет.
- Какая она бывает? (белая, черная, желтая, синяя).
— Значит она? (разноцветная, разного цвета).
- Переходим ко второму опыту. У каждого материала есть свой запах.
- Какой же запах у резины? (дети нюхают резину).
- Имеет свой запах – запах резины. Запомните его.
- Третий опыт. Проведите рукой по поверхности резины.
- Какая она на ощупь? (гладкая, шелковистая, не шершавая).
- Повторите, пожалуйста.
- Четвертый опыт. Возьмите бумажную салфетку и потяните ее.
- Что с ней случилось? (она порвалась).
- Возьмите резину и потяните ее.
- Что происходит с резиной? (не рвется, а тянется, когда отпускаем – становится прежнего размера и формы).
- Почему? (резина не рвется, потому что она прочная, эластичная).
- Повторите, пожалуйста.
- Пятый опыт. Сожмите салфетку в кулаке. Откройте кулак.
- Что произошло с салфеткой? (она смялась).
- Попробуйте сжать резину в кулаке. Откройте кулак.
- Что случилось с резиной? (она разогнулась, распрямилась).
— Это свойство резины называется упругость.
— Значит резина какая? (упругая).
- Шестой опыт. Отгадайте загадку: Два кольца, два конца, а посередине - гвоздик.
- Правильно, ножницы! Для чего же здесь они лежат? Что ими можно сделать?
- Порежьте кусочки резины.
- Что происходит? (она хорошо режется).
- Седьмой опыт. (Воспитатель показывает резиновую перчатку).
- Что это такое? Из чего она сделана? (перчатка, из резины). Что мы можем проверить, с ее помощью?
- Давайте оденем перчатку на руку и опустим ее в воду.
- Какая стала перчатка? (мокрая).
- А теперь выньте руку из перчатки.
- Она какая? (сухая). Почему? (резина не промокла, она непромокаемая или водонепроницаемая).
-Резина так же не пропускает воздух.
- Давайте надуем перчатку и закрутим отверстие.
- Что произошло? (воздух остался в перчатке)
- Теперь вопрос на сообразительность: при производстве какого предмета из резины особенно необходимы такие свойства резины как упругость, и воздухонепроницаемость?
Бьют его рукой и палкой,
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут!
- Правильно, это мяч. Сегодня вы были самые настоящие ученые.
- А теперь я предлагаю вам немножко поиграть, чтобы запомнить все свойства резины.
Мы резину мнем, мы резину режем,
Мы резину тянем, только не порвем (имитация движений руками).
– Молодцы ребята! Теперь вы все знаете о свойствах резины! А теперь снова летим в детский сад!
Звук самолета. СЛАЙД 19
– Ребята! Вам понравилось наше путешествие? Что вы узнали нового? С чем познакомились? Что вам понравилось больше всего? (ответы детей).