Петрова Оксана Владимировна
Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Путешествие в бумажное царство» для детей второй младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Путешествие в Бумажное царство»
Цель:
Расширение кругозора и развитие познавательно-исследовательских способностей у детей через ознакомление детей с качествами разных видов бумаги (тонкая, непрочная, мнётся, рвётся); развитие пассивного и активного словаря по теме.
Задачи:
Образовательные:
• Продолжать знакомить детей с качествами и свойствами разных видов бумаги (цвет, гладкость, степень прочности, впитывающая способность, мнётся, рвётся, используя модели.
Публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности „Путешествие в бумажное царство“ для детей второй младшей группы» размещена в разделах
- Бумага. ИЗО, поделки
- Бумага. Свойства бумаги
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2023
• Научить выявлять общие качества и различия бумаги;
• Расширять словарный запас детей за счет слов, определяющих свойства бумаги, а также прилагательными (бумажный, разноцветная, гладкая, шершавая, мятая, непрочная).
Развивающие:
• Развивать у детей тактильную чувствительность, мелкую моторику;
• Совершенствовать опыт восприятия сенсорных свойств предметов путём активного включения органов чувств.
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к познанию, бережное отношение к окружающим предметам.
• Формировать доброжелательность, желание помочь
• Воспитывать интерес к совместной деятельности.
Оборудование:
персонажи – Бумажный змей, Бумажная фея, оборудована «мастерская» на 2-х столах, которые накрыты клеенкой, подносы с образцами бумаги разной фактуры, подносы для использованной бумаги, бумажные предметы : журнал, салфетка, коробочка, книга, открытка, газета: предметы из пластмассы: бутылка для воды, стаканчик, игрушка, деталь конструктора; предметы из дерева: деревянная ложка, деревянное яйцо, деревянная машинка).
клей – карандаш по количеству детей, салфетки, бантики из цветной бумаги, заготовки для украшения бантов, таз с водой, карточки, указывающие на качество бумаги.
Предварительная работа:
поисковая деятельность : ищем деревянные вещи, предметы из пластмассы, опыты с водой и бумагой, определение качества бумаги, изготовление поделок оригами, рисование, аппликация
Ход мероприятия.
I часть. Организационная.
Мотивация к занятию. В группе воспитатель находит конверт, достаёт письмо, читает: Бумажная фея приглашает нас к гости в Бумажное царство. А как добраться? Кто знает дорогу? А почему называется Бумажное царство? /приходят к мысли о том, что в этом царстве всё бумажное/, и решают отправиться. Дети вместе с воспитателем ищут дорогу в царство, выходят на лестницу, замечают там следы. Воспитатель говорит, что попробуем пойти по следам, может быть, они приведут нас к Бумажному царству. Дети с педагогом спускаются по следам по лестнице, подходят к кабинету Познания. На двери прикреплен бумажный дворец. Написано: «Бумажное царство». Предлагается зайти и посмотреть, здесь ли бумажное царство.
II часть. Основная
1. Сюрпризный момент.
Дети заходят в кабинет. В окне появляется Воздушный змей, уточняет, знают ли дети, кто он. Да, я воздушный змей, охраняю Бумажное царство.
Высоко летаю,
зорко охраняю.
Воспитатель за ниточку подтягивает Змея поближе к детям.
Скажу вам по секрету, что в этой стране всё сделано из бумаги : и дома, и одежда, и транспорт и всё-всё-всё. И даже сама Фея. Думаю, вам будет интересно. Тогда полетели со мной!
Физкультминутка
Вместе с детьми воспитатель проговаривает слова и выполняет действия:
Мы поднимаемся всё выше, /поднимают руки вверх/
Достаём руками крыши. /делают руками «крышу» над головой/
Мы за змеем полетим, /бегут на носочках за змеем,
И на царство поглядим. осматривая вокруг/
Воздушный змей обращает внимание детей на волшебную полянку.
«Посмотрите, перед нами Волшебная поляна. Бумажная фея вместо цветов и травы выращивает бумажные вещи. Но что такое! Наверное, шаловливый ветерок перепутал все вещи по поляне. Фея огорчится из-за этого. Ребята, помогите, пожалуйста, навести порядок в Бумажном царстве.
Найдите и отберите е вещи из бумаги для Бумажной Феи. Она будет рада. К замку феи нужно принести только бумажные вещи, назвать их и рассказывать так: Это журнал. Он сделан из бумаги». (журнал, салфетка, коробочка, книга, открытка, газета).
Воспитатель может создать ситуацию: находит деревянную матрешку и хочет отнести Фее. Дети останавливают, доказывая, что эта вещь не бумажная. Дети находят на полянке бумажные вещи и относят их к замку Бумажной феи, проговаривая, что вещь бумажная, сделана из бумаги.
Оставшиеся предметы из: дерева, пластмассы - дети оставляют на столе, только кладут под карточки с символами (пластмассовая бутылка и деревянный стол).
Исследовательская деятельность.
Воспитатель разговаривает с детьми: Дома строят из камня, одежду шьют из ткани. Потому что эти материалы прочные и надежные. А можно ли это сделать из бумаги? Какая она? Проверим.
Я хочу пригласить вас в мастерскую, где мы будем проводить опыты с бумагой. Вы хотите там побывать? Тогда покружитесь, и скажем все вместе:
Раз, два, три, в мастерскую заходи.
Воспитатель обращает внимание на столы, где находятся тарелочки с листочками разного вида бумаги.
ОПЫТ № 1. «Разноцветная бумага»
-Какого цвета бумага? (Красного, жёлтого, синего, зелёного, белого)- /Спрашивает каждого/ Дети называют цвета.
-Бумага одного цвета? (нет, разного цвета)
Можно сказать, что бумага бывает разных цветов? /Дети отвечают/
Значит, она какая?
Вывод: бумага бывает разного цвета, разноцветная. Повторите это слово : разноцветная. Дети повторяют
/Показывается карточка/ Эта карточка нам поможет запомнить, что бумага бывает разноцветная, разного цвета.
ОПЫТ № 2. «Гладкая и шершавая бумага».
- Потрогайте, погладьте поверхность бумаги и скажите, какая бумага на ощупь? Эта гладкая? шершавая? Поднимите гладкий листочек бумаги, а теперь шершавый.
Вывод: бумага бывает гладкая и шершавая. /Показывается карточка/ Эта карточка подскажет, что бумага бывает гладкая и шершавая.
ОПЫТ № 3. «Бумага рвётся»
-Ребята, оторвите кусочек бумаги. И ещё. Получается?
-Что случилось с бумагой? (Она рвётся.) Потяните бумагу в разные стороны. Что с ней случилось? Бумага прочная?
-Вывод: бумага непрочная, она рвётся. /Показывается карточка/ Вот почему надо беречь книги. Они из бумаги, могут быстро разорваться, а бумага рвётся.
ОПЫТ № 4. «Бумага мнётся».
-Дети, возьмите бумагу и сомните её.
-А теперь разверните бумагу и разгладьте ее ладошкой.
-Какая стала бумага? (Мятая. (спрашиваю 2-3 детей). Стала ли она такой же красивой, как была?
-Вывод: Бумага мнётся, и разгладить её нельзя. /Выставляется карточка)
Физкультминутка.
Мы бумагу рвали, рвали
Мы бумагу мяли, мяли
Так, что пальчики устали.
Мы немножко отдохнём
И опять её порвём.
ОПЫТ № 5.
Воздушный змей: Вы знаете, у меня испачкались бантики с хвостика. Сможете их постирать?
Воспитатель предлагает пройти в другую комнату мастерской – где стоят ёмкости с водой – и положить бантики в прозрачные ёмкости.
Воспитатель кладет в воду бумажные бантики : Давайте замочим бантики. Дети наблюдают за бантиками. Что произошло с бумажными бантиками? (Они стали мокрыми) Что стало с бумагой? Обычная бумага размокла и стала хрупкой (Мокрая бумага рвётся, расползлись)
Воздушный змей: Почему мои бантики расползлись?
Вывод: бумага боится воды. /Показывается карточка/ Дети повторяют.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, наш друг загрустил. Он расстроился, что у него не будет красивых бантиков на хвосте. Предлагаю помочь: сделать ему новые бантики. Скатайте из салфетки по 2 шарика одинакового цвета, намажьте клеем и приклейте к хвосту змея.
Вывод: Бумагу можно наклеить, склеить. /Показывается карточка/
Посмотри, Воздушный змей, дети тебе подарили новые бантики. У тебя хвост стал намного лучше. Такие яркие бантики! Змей благодарит детей и улетает.
III часть. Заключительная.
Воспитатель: Бумажная Фея вышла из своего замка. Посмотрите на саму Фею. Даже она сама сделана … из чего? Значит она какая?
Появляется Бумажная Фея : Я – бумажная фея. Хочу поблагодарить вас, дети, что помогли моему стражу, сумели сделать приятное: у него теперь новые бантики. И мне хочется сделать вам приятное: подарить карточки. В группе вы посмотрите на них и вспомните, какая бывает бумага. Бумажная фея рада, что вы побывали у неё в гостях. Она говорит вам: «До свидания!» И ждёт еще в гости. (Прощается с детьми.)
Воспитатель: Ребята! У нас прошло увлекательное путешествие. Сегодня мы познакомились с необычными свойствами бумаги. Что нового о бумаге вы узнали из нашего приключения? (Бумага бывает разноцветной, рвётся, мнётся, намокает, бывает гладкой и шершавой.) Вам интересно было в бумажной стране? О том, что вы узнали о бумаге, вы расскажете маме и папе.