Куратова Любовь
Конспект познавательно — исследовательского занятия в подготовительной группе детей с ОВЗ «Эти загадочные камни»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
познавательно – исследовательского занятия
в подготовительной группе
Тема: «Эти загадочные камни»
Куратова Любовь Анатольевна
воспитатель МБ ДОУ № 153 г. Твери
Образовательная область: познавательное развитие
Интеграция с другими областями: социально – коммуникативное развитие; речевое развитие; художественно – эстетическое развитие.
Программное содержание:
1. Обучающие задачи:
Публикация «Конспект познавательно — исследовательского занятия в подготовительной группе детей с ОВЗ „Эти загадочные камни“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Камни. Знакомство с камнями
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- расширить представления детей о камнях (их происхождении, применении); познакомить с ониксом, янтарем;
- учить детей выявлять свойства и качества камней в процессе экспериментальной деятельности, используя в своей работе предыдущий опыт исследовательской деятельности;
2. Развивающие задачи:
- развивать познавательно - исследовательскую деятельность детей, используя способ распознающего наблюдения;
- развивать любознательность в процессе исследовательской деятельности;
3. Воспитательные задачи:
- воспитывать желание сотрудничать, договариваться в ходе совместной деятельности.
4 Речевые задачи:
-расширить словарный запас
Структура:
Игровая мотивация: рассматривание необычной шкатулки (3мин)
1 часть Приглашение совершить путешествие. Выявление знаний о камнях
(5 мин.)
2 часть Знакомство с камнями (оникс и янтарь) (15 мин)
3 часть Посещение выставки камней (5 мин)
4 часть Подведение итогов путешествия (2 мин)
Итог: Дети вспоминают и запоминают новые камни; через исследовательско - экспериментальную деятельность выявляют свойства камней; умеют сравнивать два камня; находят в развивающей среде (в коллекции) эти камни; узнают о применении камней.
Общее время: 30 мин.
Контроль за усвоением детьми программного содержания:
1. Беседа с детьми по выявлению знаний о камнях.
2. Объяснение, экспериментально – исследовательская деятельность по сравнению янтаря и оникса.
3. Нахождение камней в коллекции камней в группе и рассматривание изделий из оникса и янтаря
4. Выявление усвоенных знаний детей в процессе посещения групповой мини -выставки.
Организация детей :
1. Рассматривание необычной шкатулки (стоя у стола).
2. Путешествие на воздушных шарах (имитирование полета.
2. Обследование камней в экспериментальной лаборатории (сидят за столами).
3. Посещение выставки изделий из камней (наблюдение в познавательной зоне).
4. Подведение итогов занятия у мольберта (альбом с фотографиями предметов из камней).
Оборудование: коллекция камней; шкатулка, украшенная янтарем и ониксом; украшения и предметы из камней; воздушные шары; лупы; стаканы с водой; магниты, салфетки; ноутбук (для демонстрации картинок); мольберт; альбом с фотографиями изделий из камней.
Демонстрационный материал: набор картинок (добыча янтаря и оникса)
Раздаточный материал: камни : янтарь и оникс
Предварительная работа: создание коллекции камней в группе
Содержание (ход)
Игровая мотивация: приглашение отправиться в путешествие
Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас отправиться в удивительное путешествие. А вот куда мы отправимся, нам подскажет вот эта волшебная шкатулка. Прислала эту шкатулку нам хозяйка «Медной горы».
(Дети с воспитателем подходят к столу, на котором стоит шкатулка, украшенная ониксом и янтарем.) сюрпризный момент
1.
Воспитатель: Посмотрите, какая необычная, красивая шкатулка.
Воспитатель обращает внимание на то, что шкатулка украшена камнями. Дети рассматривают шкатулку, любуются.
Воспитатель: Мне кажется, что это не простая шкатулка, наверное она с каким – то секретом. Давайте заглянем внутрь шкатулки.
(Внутри лежит записка с загадкой)
демонстрация шкатулки
2.
Воспитатель: «Если вы отгадаете загадку, то вы сразу же отправитесь в необычное путешествие» - говорится в записке. Ну что, попробуем отгадать?
«Крупным может быть и мелким
На земле и в море есть
Может ярким быть и серым
Его столько, что не счесть.
Добывают его в море
Также могут и в горе
Кто загадку отгадает
И предмет этот узнает?»
(Дети отгадывают загадку)
Воспитатель: Правильно, это камни. А как вы думаете, ребята, зачем к нам попала шкатулка, украшенная камнями? Здесь спрятана какая – то тайна. Как вы думаете, какая?
(Выслушивает размышления детей и подводит к выводу)
Может быть, кто-то хотел, чтобы мы узнали, что это за камни, которые есть на шкатулке; похожи ли они друг на друга, где их добывают и как их использует человек? Давайте попробуем эту тайну разгадать.
Воспитатель: Предлагаю совершить сегодня путешествие на воздушных шарах. Занимаем места!
(Звучит музыка с шумом прибоя)
Воспитатель: смотрите, ребята, внизу большое море. Оно называется Балтийское море. Давайте здесь приземлимся!
( Подходят к компьютеру: на мониторе компьютера заставка «Море»)
Воспитатель:
«Вот оно, большое море
Прозрачное и голубое
Большие волны здесь шумят,
Чайки белые кричат
Такое необъятное, бликами солнечными отражается
И его же теплом согревается.
Воспитатель: Вы хотите заглянуть в морские глубины?
(На экране картинка необработанный янтарь в воде и на берегу моря)
Воспитатель: Посмотрите, как много камней. Вы знаете, что это за камни?
(Выслушиваются ответы детей)
Воспитатель:
Люди добывают янтарь в приморских карьерах, в море.
( Просмотр картинок на мольберте: добыча янтаря).
Воспитатель: Посмотрите, какого цвета янтарь, какой формы?
(Выслушиваются ответы детей по результатам наблюдения)
Воспитатель: янтарь в природе может быть разным: желтым, коричневым, красноватым, непрозрачным, прозрачным, гладким, с острыми краями, различной формы. Также он может иметь внутри себя какие-то частички. В море его находят необработанным. Давайте возьмем янтарь собой в группу.
Воспитатель: Внимание! Наше путешествие на воздушном шаре продолжается. Занимайте места!
( Аудиозапись: слышится шум падающих камней в горах)
Воспитатель: Ребята, что за шум такой под нами?
(Дети высказывают свои предположения)
Пора нам снова приземляться.
Воспитатель: Мы узнаем, что это за место, если отгадаем следующую загадку :
«Эта местность вся в вершинах
Для путешествий интересна
Здесь можно много интересного узнать
Лишь стоит туда только попасть!»
( Подходят к компьютеру: на мониторе заставка «Горы»)
Воспитатель: Посмотрите, какие высокие горы! В горах также можно добыть много разных камней. Люди научились добывать различные камни и в горах.
( Просмотр картинок на мольберте: горные работы).
Воспитатель: Посмотрите, ребята, какие необычные машины помогают людям в добыче камней в глубине гор. А вы хотите заглянуть внутрь горы?
(Просмотр фотографий)
Воспитатель: присмотритесь внимательнее, как много необычных камней находиться и внутри горы. Может быть, вы вспомните какие-нибудь камни?
(Дети называют, вспоминают камни).
Воспитатель: ребята, смотрите, мне попался необычный камень. Это - оникс. Вы хотите узнать о нем? Предлагаю и его взять с собой в группу.
(Отправляются в группу на воздушных шарах)
Воспитатель: Давайте попробуем найти янтарь и оникс в нашей группе в коллекции камней.
(Дети рассматривают коллекцию камней в группе, находят камни по названным признакам).
Воспитатель: предлагаю рассмотреть найденные камни в лупу, обследовать их, поэкспериментировать с ними.
(Дети садятся за стол рассматривают, обследуют, экспериментируют, делают выводы по итогам наблюдений)
Воспитатель: давайте немного отдохнем и полюбуемся этими камнями.
(Дети присаживаются на стульчики вокруг стола.)
Воспитатель: как вы думаете, чем эти камни похожи? Чем отличаются?
(Выслушиваются ответы детей)
Воспитатель: ребята, несмотря, на то, что эти камни разные, они созданы самой природой. Люди не вмешивались в процесс их происхождения. Как вы думаете, где люди могут использовать эти камни?
(Выслушиваются ответы детей, воспитатель подводит к мысли, что они помогают людям украсить их быт; янтарь оказывает лечебное действие)
3.
Воспитатель: сейчас я приглашаю посетить нашу небольшую выставку в группе изделий из янтаря и оникса.
(Дети рассматривают украшения, различные предметы из этих камней)
Воспитатель: у нас на выставке есть альбом фотографий различных предметов из этих камней. В свободное время вы сможете эти фотографии рассмотреть.
4.
Воспитатель: вот наша выставка и закрывается. А мы с вами давайте вспомним, что нового и интересного мы узнали сегодня о камнях, совершая путешествие?
(Подводится итог занятия).