наталия рогожа
Развитие у детей дошкольного возраста навыков общения познавательно-исследовательского характера
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Говоря о познавательно-исследовательской деятельности, мы имеем в виду активность ребенка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.
Публикация «Развитие у детей дошкольного возраста навыков общения познавательно-исследовательского характера» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Эта деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование, с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.
В период дошкольного детства «островок» познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.
К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни.
Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошко-льника в естественной форме проявляется в виде так называемого дет-ского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как)
Путей развития потенциала личности существует много, но собственно исследовательская деятельность, бесспорно, один из самых эффектив-ных.
Считаю необходимым остановиться более подробно на характеристике этапов процесса познания окружающей дейст-вительности
Первый этап характеризуется проявлением любопытства.
ребенок – дошкольник в процессе восприятия окружающего мира од-новременно организует свои психические функции, активно обследует свое окружение, сам ищет впечатления, необходимые ему как «пита-тельный материал» для развития. Жизнь в дошкольном детстве, по мысли М. Монтессори, соответствует состоянию «психического эмбриона», а ребенок в этот период подобен «сухой губке», впитывающей влагу.
Отличительной особенностью второго этапа восприятия окру-жающего мира у дошкольников является резкое увеличение его осмыс-ленности. Дети уже не просто смотрят на яркий, незнакомый окружаю-щий мир, они выделяют интересные, значимые для них объекты. Не-обычное, несовпадающее с их прежними представлениями явление дает толчок мышлению, развитию любознательности, что приводит к зарождению исследовательской деятельности.
Основное значение третьего этапа в познании дошкольником окружающего мира приобретает наглядно-образное мышление и вооб-ражение. Они дают ребенку возможность усваивать обобщенные знания о предметах и явлениях действительности. Пользуясь образным мышлением, изучая заинтересовавший их объект, дошкольники могут обобщать свой собственный опыт, устанавливать новые связи и отношения вещей, если ребенок действительно заинтересован в данном объекте, то он может без особого труда усваивать полученные понятия о нем и научиться использовать их при решении исследовательской деятельности. Отсюда начинают закладываться основы логического мышления. Наблюдаются практические действия – ориентировочно-исследовательские.
Четвертый этап характеризуется удовлетворением исследовательской деятельности; используя разные (приобретенные) способы действий, ребенок начинает ориентироваться на процесс и на конечный результат, достижение которого приводит к тому, что он получает удовлетворение, в результате чего потребности становятся «ненасыщенными». У ребенка формируется механизм вероятностного прогнозирования, он учится предвидеть результат своей деятельности.
Целями занятий познавательно – исследовательского характера являются :
- развитие познавательных способностей детей, умение находить ответы на вопрос “почему?”
-формирование умений: поставить цель, найти способы её решения и обобщить полученный результат;
-речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, умение грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, умение строить доказательную речь).
-приобщение детей к исследовательской деятельности,
-личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельно-сти, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точ-ку зрения, согласовывать её с другими и т. д.);
Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину тради-ционно рассматриваются как важнейшие индикаторы детской любо-знательности.
Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленное «зачем?», «как?», «почему?». Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос.
Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особен-ность заложена от природы. Предметная исследовательская деятель-ность развивает и закрепляет познавательное отношение ребенка к ок-ружающему миру. С овладением речью познавательная деятельность дошкольника поднимается на новую качественную ступень. В речи обобщаются знания детей, формируется способность к аналитическо-синтетической деятельности не только в отношении непосредственно воспринимаемых предметов, но и на основе представлений.
Если рассматривать структуру детского исследования, то неслож-но заметить, что оно так же, как и исследование, проводимое взрослым ученым, неизбежно включает в себя
следующие конкретные этапы:
- Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);
- Выдвижение гипотезы;
- Поиск и предложение возможных вариантов решения;
- Сбор материала;
- Обобщение полученных данных.
Для каждого конкретного познавательно-исследовательского взаимодействия нужен привлекательный от-правной момент - какое-либо событие, вызывающее интерес дошкольников и позволяющее поставить вопрос для исследования.
Отправными моментами могут быть:
-реальные события, происходящие данный период: яркие природные явления ( например: листопад) и общественные события ( например: предстоящий Новый год, о котором все говорят и к которому готовятся).
-специально «смоделированные» воспитателем: внесение в группу предметов с необычным эффектом или назначением, ранее неизвестных детям и вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую ак-тивность: «Что это такое?», «Что с этим делать?» «Как это действует?». Такими предметами могут быть магнит, коллекция минералов, иллюст-рации-вырезки на определенную тему и т. п.
-воображаемые события, происходящие в художественном произведении, которое воспитатель читает или напоминает детям (например, полет на воздушном шаре персонажей книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей» или путешествие «Чука и Гека» из одноименной повести А. Гайдара и т. п.).
-стимулом к исследованию могут быть события, происходящие в жизни группы, «заражающие» большую часть детей и приводящие к довольно устойчивым интересам (например, кто-то принес свою коллекцию, и все, вслед за ним, увлеклись динозаврами, марками, сбором красивых камней и т. п.).
-Организация совместных с детьми опытов и исследований в повседневной жизни.
-Организация детского экспериментирования и исследований в процессе наблюдений за живыми и неживыми объектами, явлениями природы.
-Отработка различных приемов развития мысли ребенка : от анализа факта, рассуждений к обобщению, выводу, первым маленьким открытиям.
Для того, чтобы у дошкольники могли свободно общаться, решать задачи познавательного – исследовательского характера с ними нужно проводить предварительную подготовку:
- целевые прогулки и экскурсии («В уголок леса»)
- наблюдения природных явлений в реальной жизни;
- беседа «В мире интересного»;
- рассматривание иллюстраций в книгах с научным содержанием, дет-ских энциклопедиях;
-чтение художественной литературы («Большая энциклопедия для до-школьника», энциклопедия «Все обо всем»);
- рассматривание схем к опытам, таблиц, упрощенных рисунков;
- тренинг по активизации исследовательского поведения.
-игры дидактические; развивающие игры и упражнения.
В детской исследовательской лаборатории дети могут самостоятельно воспроизводить простые и более сложные опыты, рассчитанные на одаренных детей. Лаборатория постоянно пополняется все новыми материалами для экспериментирования, которые находятся в доступном для детей месте.
В уголке могут быть:
- Различные приборы: весы, увеличительные стекла, магниты, микроскопы, лупы;
- Разнообразные сосуды из различных материалов: стекла, металла, пластмассы;
- Природные материалы: листья, песок, глина, земля, семена;
- Гайки, скрепки, винтики, гвоздик, проволока;
- Медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки, вата, бинт;
-Бросовый материал: пластмасса, кусочки ткани, кожи, меха;
- Мука, соль, сода, свечи, фонарики;
- Детские халаты, фартуки;
- Схемы для проведения опытов;
- Журнал для фиксирования результатов.
Опытническая работа с детьми опирается на наблюдения в природе в теплый и холодный период. Особое внимание уделяется теплому периоду, когда дети много времени проводят на воздухе. Важно - закрепить, уточнить уже усвоенные детьми знания, познакомить с новыми материалами в занимательной, игровой форме.
В соответствие с новыми ФГОС ДО важно выстраивать и взаимодействие с родителями воспитанников:
Одной из форм работы с родителями является анкетирование.
Анкетирование родителей на тему: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома»
Цель: выявить степень участия родителей в экспериментальной дея-тельности ребенка и в поддержании его познавательного интереса. По результатам анкетирования будет видно - заинтересованы ли родители в развитии познавательного интереса детей, способствую ли постоянному совершенствованию их познавательно-исследовательских умений и навыков. Дети очень любят задавать разные вопросы. Родители могут ответить на них, либо предложить ребенку подумать и постараться самому найти ответ, развивая самостоятельность.
Привлечение к созданию познавательно-развивающей среды в группе. Родители помогают в оборудовании уголка экспериментирования, пополнении необходимыми материалами, способствуют удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях.
Оформление наглядной информации в родительском уголке
– Консультация на тему: «Роль семьи в развитии познавательной ак-тивности дошкольников»
– Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»
– Рекомендации: «Проведите с детьми дома»
В группе должна вестись работа с родителями по формированию навыков исследовательского поведения. С этой целью проводят-ся родительские собрания, на которых родители узнают о форме организации исследовательской работы, знакомятся с исследовательскими методами обучения, с разновидностью экспериментов.
Родительское собрание на тему: «Роль семьи в развитии интереса ре-бенка к опытно-экспериментальной деятельности»
Практическая часть: Открытое занятие для родителей.
Также для родителей проводятся консультации о том, как организовать условия для исследовательской деятельности дошкольников
Оформление папки «Мои открытия». Создаются тематические шир-мы-передвижки, выставки, мини-библиотечки и др.
Совместное детско-взрослое творчество. Родители с большим интересом организуют изготовление книжек-малышек, оформление альбомов, плакатов, организуют фотосессии и многое другое.
Совместная детско-взрослая познавательно-исследовательская деятельность. В условиях тесного взаимодействия с семьей в группе могут быть подготовлены и проведены следующие исследования: «Дом, в котором я живу»; «Портрет весны», «Осень – вкусное время года», «Лето, ах лето», «Что я знаю о воздухе?» и многие другие. Хорошо, когда родители ищут ответ на поставленный вопрос вместе с детьми в различных сферах деятельности (чтении, наблюдении, экскурсиях, экспериментах).
И другое…
И так, можно сделать вывод, что внедрение познавательно-исследовательских методов в образовательный процесс детского сада - это на сегодняшний день один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения. В ходе познавательно-исследовательской деятельности дети учатся совместно работать, искать и собирать информацию, анализировать и систематизировать ее, тесно общаться со сверстниками, родителями и сотрудниками ДОУ. Все это в полной мере способствует саморазвитию личности каждого ребенка, воспитанию в нем целеустремленности и самоуважения
Как сказал великий философ Конфуций «Что я слышу-забываю. Что я вижу - я помню. Что я делаю - я понимаю»
Мастер – класс: Предложить педагогам, используя полученные в ходе презентации знания, провести исследование объекта, или события. И представить сообщение по теме исследования. В ходе исследования выдвинуть гипотезу, собрать сведения, обобщить и представить сообщение по теме исследования.