Юлия Кислухина
Конспект по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшей группы «Эти загадочные камни!»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшей группы Тема : «Эти загадочные камни!»
Автор-составитель воспитатель: Кислухина Юлия Валерьевна
Цель: Знакомство детей с разнообразием камней, их свойствами и особенностями.
Задачи: Учить классифицировать камни по различным признакам (цвет, форма, размер, вес, температура, плавучесть).
Публикация «Конспект по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшей группы „Эти загадочные камни!“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Камни. Знакомство с камнями
- Камни. Свойства камней, опыты и эксперименты
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2018
Развивать познавательную деятельность в процессе экспериментирования, визуальную и мышечную память; стимулировать самостоятельное формулирование выводов. Воспитывать интерес к объектам неживой природы, аккуратность в работе.
Материалы: набор схем-рисунков, наборы камней, деревянный брусок, коврограф, фартуки, кусочки теста, песок речной, стаканы с водой, ложки, подносы и салфетки на каждого ребёнка, подарки.
Ход занятия:
Воспитатель: Давайте, поделимся, друг с другом своим теплом и добротой, обнимемся крепко- крепко!
И поприветствуем гостей.
Доброе утро.
-Сегодня утром я получила посылку от Гном Гномыча, но открыть её сможем только тогда, когда отгадаем загадку.
Он может быть мелкий-в ладошке лежать,
Тяжелый, большой, одному не поднять
В пыли на дороге ненужным лежать
Кто может предмет по приметам узнать.
Как вы думаете, что это? (камень)
Правильно!
Сегодня говорить мы с вами будем сегодня о камнях.
— Ребята, а что вы знаете о камнях?
Природный камень – это горная порода (твердая) или минерал естественного происхождения, кроме любых видов металлов и песка. Драгоценные камни – это минералы. По обыкновению, натуральный камень приобретает красивые очертания только после огранки или полировки. Такие минералы достаточно редко встречаются в природе, потому имеют высокую стоимость.
Где мы можем с вами увидеть камни? (море, пруд, реки, горы, дороги).
А хотите узнать о них больше? Для более полного их изучения я предлагаю вам пройти в лабораторию.
Воспитатель: Но сначала скажите мне, что такое лаборатория?
Дети: Это специальный кабинет, где проводят исследования, ставят опыты, эксперименты.
Воспитатель: Для работы в лаборатории нужно знать некоторые правила поведения. Вспомним их? (воспитатель показывает схемы-правила, дети говорят обозначения). Хорошо.
Проходят в лабораторию
Чтобы запомнить всю информацию о камне мы будем с вами карточки схемы вывешивать на доске.
Опыт № 1. Определение цвета, формы и размера.
Дети делятся наблюдениями, какого цвета и формы камни.
— Покажите мне самый большой ваш камень.
— Выложите все камни в ряд от самого большого к самому маленькому.
— Все ли камни одинакового размера, цвета, формы?
Вывод: камни бывают разными по цвету, форме и размеру.
(На магнитную доску вывешивается первая схема).
Опыт № 2. Определение характера поверхности.
Звучит шум моря. Релаксация.
— Сейчас нужны будут ваши чувствительные пальчики. Закройте глаза, погладьте ваши камешки. Все ли камни одинаковы на ощупь?
- попробуйте выбрать самый неровный, шершавый камень.
— А теперь самый гладкий камешек? Подумайте, где можно чаще всего встретить такой камень? (У моря)
Почему у него нет острых углов?
(Вода двигает камни, ударяет их друг о друга, трутся они о песок, острые углы постепенно стираются, исчезают. Камешек становится круглым.)
Погладьте ваши остальные камешки и скажите, какие они на ощупь?
Вывод: камни бывают гладкими и шероховатыми.
(На магнитную доску вывешивается вторая схема)
Опыт № 3. Определение твёрдости и прочности.
— В одну руку возьмите камешек, а в другую кусочек теста. Сожмите обе ладони.
— Что произошло с тестом? Почему?
— А с камнем? Почему?
— Вы думаете, камень тверже дерева? Давайте проверим. Я возьму молоток, гвоздь и брусочек из дерева и попробую вбить гвоздь в дерево. Что получилось? (Гвоздь вошел в дерево).
Воспитатель. А сейчас я попробую вбить гвоздь в камень. Забивает — не получается. Гвоздь гнется, но не вбивается.
— Ну что, смогла я забить гвоздь в камень? Что случилось с гвоздем? А как вел себя камень? Какой можно сделать вывод?
Вывод: Камень твёрдый, прочный.
(Вывешивается третья схема)
Опыт № 4. Определение температуры.
Наша кожа может быстро определять температуру.
— Сейчас у нас будет очень сложный опыт. От вас потребуется внимание и сосредоточенность.
Возьмите камень в руку, какой он теплый или холодный?
Как можно сделать так чтобы камень стал теплым?
(Зажать в ладонях)
-Я предлагаю вам согреть его своим тёплым дыханием.
Дыхательная гимнастика: Дети берут самый холодный камень, кладут его на ладони.
Делают глубокий вдох через нос, а выдох через рот.
Вывод: камни имеют разную температуру.
(Вывешивается четвертая схема)
Физкультминутка:
Стоит гора – старушка, (поднимают руки вверх)
До небес макушка (тянутся на цыпочках)
Её ветер обдувает, (обмахивают себя кистями рук)
Её дождик поливает, (встряхивают кистями рук)
Стоит гора, страдает, камешки теряет (прикладывают ладошки к щекам и качают головой)
И каждый день, и каждую ночь (педагог дотрагивается до нескольких детей, которые должны изобразить камешки).
Катятся, катятся камешки прочь (дети отходят в сторону).
Опыт № 5. Плавучесть.
— Что будет, если положить камешек в воду? (Версии детей)
— Как это можно проверить?
-Дети осторожно кладут камень в воду. Наблюдают. (Камень утонул, от него на поверхность поднимаются пузырьки воздуха, цвет изменился, стал более ярким.)
Достают камень из воды, вытирают его салфеткой
Вывод: камни тонут в воде, потому, что они тяжёлые.
(Вывешивается пятая схема)
Опыт № 6. Камни издают звуки.
-Как вы думаете, могут ли камни издавать звуки?
— Постучите ими друг о друга. Что вы слышите?
-Это камни разговаривают друг с другом и у каждого из них свой голос.
— А сейчас, ребята, на один из камешков я капну лимонный сок. Что происходит?
(Камень шипит, злится, ему не нравится лимонный сок)
Вывод: камни могут издавать звуки.
(Вывешивается шестая схема)
Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску. Карточка за карточкой мы составили целый рассказ о камнях. Получился рассказ в схемах. Кто желает стать настоящим ученым, и прочесть о свойствах камней? Ребята из камней можно составлять узоры.
Рефлексия. - Ребята, наша работа по знакомству с камнями не закончена. Нам предстоит узнать о них ещё много интересного. А наши карточки – схемы с проведенными опытами мы положим в наш центр экспериментирования, чтобы потом вы смогли самостоятельно провести эти опыты и рассказать о них тем детям, которые не были на нашем занятии. — А в шкатулке находится что-то ещё. Это волшебные, разноцветные и очень вкусные камешки. Возьмите их и угостите своих друзей.