Мелихова Екатерина
Конспект подгруппового занятия в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи «Транспорт»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект подгруппового занятия в подготовительной группе
для детей с общим недоразвитием речи.
Тема «Транспорт»
Образовательные области: социально-коммуникативное, физическое, речевое, познавательное развитие.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная, коррекционно-развивающая.
Цель: Обогащение и расширение словарного запаса по теме транспорт.
Программные задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект подгруппового занятия в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи „Транспорт“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Транспорт. Занятия по развитию речи
- Транспорт. Конспекты занятий
- Темочки
- Формирование представлений о транспорте и его назначении.
- Совершенствование грамматического строя речи (употребление предложно-падежных конструкций).
Развивающие:
- Развитие диалогической речи, зрительного внимания, фонематического восприятия, артикуляционной, тонкой и общей моторики, развитие речевого дыхания.
Воспитательные:
- Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности, активности, инициативы при выполнении предложенных заданий.
Планируемые результаты:
-Развитие коммуникативности и умения работать в группе.
Формы организации совместной деятельности:
Беседа, обсуждение, физкультминутка, пополнение словарного запаса.
Словарная работа: транспорт, наземный, подземный, водный, воздушный, грузовой, пассажирский.
Активизация детской деятельности: беседа, демонстрация наглядного материала.
Мотивация и поддержание интереса: использование музыки, физкультминутки, компьютерной игры на развитие речевого дыхания, смена видов деятельности.
Методы и приемы:
- словесный;
- наглядный;
- игровой;
Предварительная работа: Беседа о транспорте и его назначении, правила поведения на улице и в общественном транспорте, заучивание физкультминутки «Самолет», выполнение пальчиковой гимнастики «Шла машина», выполнение артикуляционных упражнений и упражнений на развитие речевого дыхания.
Оборудование и материалы:
- коробка («шкатулка») с кодовым замком на четыре цифры;
- слайд-презентация на тему транспорт;
- компьютер, интерактивная доска, проектор;
- конверты с заданиями;
- разрезная картинка;
- компьютерная игра «Заведи вертолёт» и артикуляционная гимнастика (программно-дидактический комплекс «Логомер»);
- шарик с шипами «Ёжик», колечко-пружинка для пальчиковой гимнастики;
- сюрпризный момент (сладости, конфеты).
Содержание организованной образовательной деятельности детей
I. Вводная часть.
1. Организационный момент:
Дети входят в кабинет, на столе стоит коробка («шкатулка», закрытая на кодовый замок.
Логопед: Ребята, что это за коробка? Чья она? Твоя? (спрашивает у детей) А может твоя? Откуда она взялась? Кто её оставил? Посмотрите, а тут и письмо есть.
2. Введение сюрпризного момента
(Логопед читает письмо)
«Я прилетал к вам в гости, а вас никого не было. Мне было очень скучно, пока я вас ждал и поэтому решил немного пошалить. Оставил вам подарок.
Но что бы открыть замок, нужно выполнить мои задания, которые я от вас спрятал».
Логопед: - Ребята, вы догадались, кто оставил коробку? (ответы детей - Карлсон) Читаем письмо дальше. Где же спрятал Карлсон задания.
1-й конверт с заданием находится за шкафом. (Дети ищут) (на каждом найденном конверте написано, где спрятан следующий)
Во время выполнения задания, логопед обращает внимание на то, где спрятан конверт и откуда взяли конверт, тем самым отрабатывает употребление предложно падежных конструкций (за шкафом, из-за шкафа, под стулом, из-под стула, за зеркалом, из-за зеркала, под столом, из-под стола)
На 4-м конверте написано: «Молодцы, вы справились с моим первым заданием, все конверты, которые я от вас спрятал, нашли!
А теперь приступайте к выполнению моих заданий. Если вы все верно сделаете, то сможете, открыть замок.
Даю вам маленькую подсказку. Все задания связанны с транспортом».
II. Основная часть.
Логопед: Что бы хорошо выполнить все задания Карлсона, нам нужно сделать разминку.
1. Артикуляционная гимнастика.
Использование программно-дидактического комплекса «Логомер», раздел артикуляционная гимнастика. Упражнения: «Трубочка» - «Улыбочка»-«Заборчик»; «Иголочка» - «Лопатка» - «Чашечка»; «Часики» - «Качели»- «Чистим зубки».
2. Дыхательная гимнастика «Вертолет» (программно-дидактический комплекс «Логомер», раздел «Дыхание, воздушная струя»)
3. Пальчиковая гимнастика «Шла по улице машина» с колечками-пружинками и шаром «Ежик»
Шла по улице машина,
Шла машина без бензина.
Шла машина без шофера,
Без сигнала светофора,
Шла, сама куда не зная,
(На каждую строчку прокатывать колечко-пружинку по пальцу, начиная с мизинца)
Шла машина заводная.
(Круговые вращения шарика между ладонями).
(Повторить, прокатывая колечко-пружинку по пальцам другой руки).
Открываем первый конверт (задание написано на одной из 4-х частей разрезной картинки)
4. Задание «Доскажи словечко»
Логопед: (читает задание) (По мере отгадывания загадок, на экране появляются картинки с изображением транспорта).
- Поиграем в игру с вами, я начну, а вы закончите стихотворение.
- Слово спряталось куда-то.
Слово спряталось и ждёт.
«Пусть найдут меня ребята
Ну-ка кто меня найдёт?»
Дом на рельсах тут как тут
Всех умчит он в пять минут.
Ты садись и не зевай-
Отправляется (Трамвай)
- Не поедет без бензина
Ни автобус, ни … (Машина)
-Едет он на двух колёсах,
Не буксует на откосах,
И бензина в баке нет -
Это мой … (Велосипед)
-Без разгона ввысь взлетает,
Стрекозу напоминает.
Отправляется в полёт
Винтокрылый … (Вертолёт)
-Мимо рощи, мимо сада,
Мчит без дыма и без пара
Паровоза сестричка…
Кто такая? … (Электричка)
- По волнам бежит отважно,
Не сбавляя быстрый ход,
Лишь гудит машина важно,
Что такое? … (Пароход)
5. Беседа по теме транспорт.
Логопед: Как одним словом можно назвать: трамвай, машину, велосипед, вертолёт, электричку, пароход? Слайд 1 (Ответы детей - транспорт)
Логопед: - Транспорт, который едет по земле (по дорогам, по рельсам) – называется НАЗЕМНЫМ ТРАНСПОРТОМ. Слайд 2
Это – машины, мотоциклы, трамвай, троллейбус, автобус, поезд, электричка.
- Транспорт, который передвигается по воде – это ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ. Слайд 3.
Это - лодка, яхта, катер, баржа, пароход, корабль.
- Транспорт, который передвигается по воздуху – это ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ. Слайд 4.
Это – самолёт, вертолёт, воздушный шар, дельтаплан.
- Транспорт, который передвигается под землёй – это ПОДЗЕМНЫЙ ТРАНСПОРТ. Слайд 5.
Это – метро.
- Транспорт, который перевозит людей – называется – ПАССАЖИРСКИМ ТРАНСПОРТОМ. Слайд 6.
Это – автобус, такси, трамвай, троллейбус, метро, самолёт, поезд.
- Транспорт, который перевозит грузы, называется ГРУЗОВЫМ ТРАНСПОРТОМ. Слайд 7.
Это – грузовики, самосвалы, грузовой поезд, грузовой самолёт.
6. Дидактическая игра «Где поедем, поплывем и полетим?»
Открывают второй конверт с заданием. Задание написано на 2-й части разрезной картинки. Логопед раздает детям картинки с изображением транспорта (автомобиль, самолёт, поезд, корабль)
На экране изображение: неба, моря, дороги и рельс. Слайд 8.
Ответы детей : - Моя машина поедет по дороге, потому что это наземный транспорт.
- Мой самолёт полетит по небу, потому что это воздушный транспорт.
- Мой поезд поедет по рельсам, потому что это наземный транспорт.
- Мой корабль поплывёт по морю, потому что это водный транспорт.
7. Физкультминутка «Самолёт»
Руки ставим мы вразлё т: (Руки в стороны)
Появился самолёт. (Полетели как самолёты)
Мах крылом туда-сюда, (Наклоны влево-вправо)
Делай «раз» и делай «два». (Повороты влево-вправо)
Раз и два! Раз и два! (Хлопать в ладоши)
Руки в стороны держите, (Руки в стороны)
Друг на друга посмотрите. (Повороты влево-вправо)
Раз и два! Раз и два! (Прыжки на месте)
Опустили руки вниз, (Опустить руки)
И на место все садись! (Сесть на стулья)
8. Дидактическая игра «Управляет чем?»
Открывают 3-й конверт с заданием. Задание написано на 3-й части разрезной картинки.
Составить предложения к данной схеме (__ __ .) по картинкам.
- Машинист управляет чем? (Машинист управляет трамваем)
- Летчик управляет чем? (Летчик управляет самолётом)
- Водитель управляет чем? (Водитель управляет автомобилем)
- Капитан управляет чем? (Капитан управляет кораблём)
- Машинист управляет чем? (Машинист управляет поездом)
9. Дидактическая игра «Четвёртый лишний»
Открывают 4-й конверт с заданием, которое написано на 4-й части разрезной картинки.
На экране изображение ряда предметов. Дети должны назвать лишний предмет и объяснить, почему он лишний.
Слайд 9. Корабль, лодка, парусник, грузовик.
Лишний – грузовик. Корабль, лодка, парусник – водный транспорт, а грузовик – наземный.
Слайд 10. Самолёт, вертолёт, поезд, воздушный шар.
Лишний – поезд. Самолёт, вертолёт, воздушный шар – воздушный транспорт, а поезд – наземный.
Слайд 11. Троллейбус, трамвай, автобус, самосвал.
Лишний – самосвал. Троллейбус, автобус, трамвай – это пассажирский транспорт, а самосвал – это грузовой транспорт.
Слайд 12. Метро, автобус, поезд, автомобиль.
Лишнее – метро. Автобус, поезд, автомобиль – это наземный транспорт, а метро – подземный транспорт.
III. Заключительная часть.
Логопед: - Ребята, вот мы с вами и выполнили все задания Карлсона. Но как же нам открыть замок? Мы же не знает код. А посмотрите, все задания он написал на картинке, которую нужно собрать. И может на ней мы и найдем код к замку?
1. Собрать разрезную картинку.
Собираю разрезную картинку, на которой изображен автомобиль. Дети догадываются, что номер машины, это и есть код к замку.
2. Итог занятия.
Дети подбирают код и открывают замок. В коробке («шкатулке») угощения и записка.
«Ребята, если вы открыли замок, значит, вы справились со всеми заданиями правильно! Вы молодцы! Угощайтесь!
Карлсон, который живёт на крыше».
Логопед: - Дети вам было интересно? Кто нам оставил задания? На какую тему были все задания Карлсона? (О машинах, о транспорте)