МААМ-картинки

Конспект подгруппового занятия с логопедом для дошкольников с ОНР в группе компенсирующей направленности (5–7 лет)

Татьяна Кузнецова
Конспект подгруппового занятия с логопедом для дошкольников с ОНР в группе компенсирующей направленности (5–7 лет)
▼ Скачать + Заказать документы

Лексическая тема «Космос». Автоматизация звука [Р] в словах и предложениях. путешествие звука [Р] в поисках сокровища.

Цель: закрепить чёткое произношение звука [Р] изолированно, в слогах, в словах и предложениях, знания, умения и навыки, полученные при знакомстве со звуком.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Публикация «Конспект подгруппового занятия с логопедом для дошкольников с ОНР в группе компенсирующей направленности (5–7 лет)» размещена в разделах

Совершенствовать правильное произношение звука [Р] изолированно, в слогах, словах, предложениях, чистоговорках; уточнить артикуляцию звука [Р]; дать характеристику звука Р; закреплять зрительный образ буквы [Р]; формировать навыки анализа и синтеза слов на примере изучаемого звука; уточнять и расширять словарь по лексической теме занятия.

Коррекционно-развивающие:

развивать зрительное и фонематическое восприятие, память, мышления, координацию речи с движением, артикуляционную, мимическую и мелкую моторику; формировать правильное речевое дыхание (силу и длительность выдоха, корректировать лексико-грамматический строй речи.

Коррекционно-воспитательные:

формировать навыки сотрудничества, самостоятельности, доброжелательности, инициативности, умение поддерживать беседу, слушать педагога и ответы товарищей; стимулировать речевую активность.

Методы и приемы:

Словесные: составление рассказа, беседа.

Наглядные: рассматривание картинок, презентация.

Практические: артикуляционная и пальчиковая гимнастика, дыхательное упражнение, физминутка, самомассаж, дидактические игры.

Оборудование: зеркала; магнитная доска; персональный компьютер, авторская презентация «Поиграем с Ромой»; игры для развития правильной воздушной струи (вата, макеты бумажных ракет, трубочки для коктейля); шарики Су-Джок; кукла-перчатка Рома и игрушка робот; изображения ракеты, робота, буквы Р; предметные картинки со звуком Р для дидактических игр, картинки с артикуляционной гимнастикой (АГ) “Приключения язычка”; коробка с игрушками. Схемы слов на ракетах и схема ракеты для выкладывания из счетных палочек. Карточки-поощрения «солнышко».

Ход занятия

I. Организационный момент. Приветствие.

Логопед: Здравствуйте и поздоровайтесь с гостями.

II. Мотивационный момент.

Логопед: Сегодня мы отправимся в путешествие. На чём можно путешествовать?

Дети: (Виды транспорта).

Логопед: Чтобы узнать, куда мы направимся, садитесь удобнее, слушайте внимательнее.

Загадки

1. Пространство без воздуха с точками света,

там мчится с хвостом своим длинным комета,

мерцают галактики, кружат планеты,

летят к дальним звёздам наши ракеты.

Дети: (Космос)

2. Чудо птица, алый хвост

Улетела в стаю звёзд.

Наш народ построил эту

Межпланетную

Дети: (Ракету)

Логопед: В космос отправимся на ракете. Кто управляет ракетой?

Дети: космонавт.

Логопед: Чтобы стать космонавтом, нужно быть?

Дети: Здоровым, сильным, смелым, умным.

Логопед: Он каждый день делает зарядку, умывается холодной водой, закаляет свой организм, тренируют тело. Космонавты говорят чётко и внятно. Давайте мы тоже будем тренировать и укреплять мышцы язычка. Что нам поможет? (АГ). Посмотри, кто сегодня к нам пришел в гости. Это знайка Рома и Робот, они грустят, так как не умеют правильно и красиво говорить. Расскажем им историю о язычке и его друзьях? Приготовьтесь, возьмите волшебное зеркало.

III. Упражнения на формирование и развитие артикуляционной моторики (для челюстей, губ, языка, мимические упражнения). Иголочка, маляр, лошадка, грибок, гармошка, дятел, пулемёт, завести мотор.

1. Артикуляционная гимнастика с зеркалом «Путешествие язычка».

Язычок проснулся утром. Выглянул в окно (высовывание языка). Посмотрел вверх, вниз (“качели”, влево и вправо (“часики”, почистил зубки (верхние/нижние, покрасил дом («маляр», попил чай с вареньем («чашка» и «варенье»). Затем отправился на прогулку. Сел на корабль (“парус”). Кораблик приплыл к лягушке (“лягушка”). Лягушка улыбнулась и позвала слоника (“слоник”). Язычок отправился дальше гулять. На полянке встретил змею (“змея”). Со змеей поиграл и дальше побежал. Язычок встретил белку в лесу (“орешки”). Белочка с язычком поиграла и убежала. Встретил язычок лошадку (“лошадка”). Чтобы у лошадки была красивая грива, язычок ее расчесал (“расческа”). А вот и обед наступил. Язычок посмотрел на часы (“часики”) и решил отправиться домой. Сел на машинку, завел мотор и вернулся домой (“мотор”).

2. Пальчиковые игры. Сказка «Чай с бубликами».

Язычок подошёл к дому («крыша», открыл «замок». Он сел на «стул», у него на «столе» стоял «чайник». Из «чайника» налил чай в «чашку», выпил с «бубликами» и вышел во двор. За кустом он увидел «зайку» и под кустом колючего «ёжика».

3. Су-джок упражнения. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

«Ёж»

Гладь мои ладошки, ёж!

Ты колючий, ну и что ж!

Я хочу тебя погладить,

Я хочу с тобой поладить

«Астрономическая считалка».

На Луне жил звездочет.

Он планетам вел учет:

Раз – Меркурий,

Два – Венера,

Три – Земля,

Четыре – Марс,

Пять – Юпитер,

Шесть – Сатурн,

Семь – Уран,

Восьмой – Нептун.

4. Упражнения на развитие силы и длительности речевого дыхания.

Подул «ветерок» (пальчики вверх пошевелить). Какой? (Свежий, весенний, лёгкий).

Логопед: Вдыхаем счастье, выдыхаем доброту.

Упражнения «Приятный запах», «Бабочки», «ВоздухоБол», «Фокус», «Ветерок», мыльные пузыри.

Логопед: Космонавты, мышцы укрепили? К полёту готовы? 5-4-3-2-1-Взлетаем! (Упражнение «Запусти ракету», дуем посильнее вверх. Наши ракеты дружно взлетели и долетели в космос к планетам.

IV. Изолированное произнесение звука [р]. Связь звука с буквой.

1. Сообщение темы занятия.

Планета Звуков и букв. Поможем Роме и Роботу научиться произносить правильно звук «Р».

Логопед: Кто как произносит звук «р»? (тигр, кот, ворона). Давайте проверим, правильно ли работает наш мотор. Как правильно нужно произносить звук [Р]? Какое положение языка, губ? «Рычать» должен кончик языка, а не горло. Звук [Р] тянем долго (на этапе автоматизации).

Дети произносят изолированный звук [р]. Смотрят в зеркало и произносят звук [р] (губы растянуты в улыбке, кончик языка упирается в бугорки за верхними зубами). Воздушная струя создает вибрацию. Анализируют артикуляцию.

Дают характеристику звука. Звук [р] согласный или гласный? (звук [р] согласный, так как воздух встречает преграду – язык и зубы). Звук [Р] на письме обозначается буквой Р. На этой планете все предметы становятся похожими на букву Р. Вот и наша ракета стала похожа на букву Р (изображения). «Р» как ручка у дверей, открывай-ка поскорей.

V. Закрепление звука [P] в слогах и словах

Логопед: Наша ракета отправляется дальше, впереди планета Слов.

1. Игра «Пропой песенку», пропевая слоги (ра-ро-ру-ры-рэ, ря-рё-рю-ри-ре).

2. Игра «Повторялки» (повтори чистоговорки):

ра-ра-ра – начинается игра

ры-ры-ры – у мальчиков шары

ро-ро-ро – у нас новое ведро

ру-ру-ру – продолжаем мы игру

ре-ре-ре – стоит домик на горе

ри-ри-ри – на ветках снегири

ар-ар-ар – кипит наш самовар

ра-ра-ра – у мышки есть нора

VI. Физкультминутка (движения выполняют в соответствии с текстом).

В тёмном небе звёзды светят,

Космонавт летит в ракете.

День летит и ночь летит

И на Землю вниз глядит.

Ра-ра-ра - марширует детвора (маршировать)

Ру-ру-ру - встанем рано поутру (тянуться на носочках вверх)

Ро-ро-ро – сыпем мы песок в ведро (выполнять наклоны вниз)

Ры-ры-ры - надуваем мы шары (делать большой круг руками)

Ор-ор-ор - подметаем двор (имитировать подметание)

Ры-ры-ры – у нас чистые дворы (широко разводить руками).

VII. Развитие фонематических процессов.

Упражнения на развитие навыков звукового анализа и синтеза.

Игра «Поймай звук»

Логопед: Наши слова состоят из звуков. Звук может прятаться в слове (в начале слова, в середине, в конце).

Логопед: Сейчас проверим как вы умеете отличать слова со звуком [Р] от других слов. Когда услышите слово со звуком [Р], хлопните (поднимите букву Р).

Ракета - космонавт - скафандр – астроном - планета - астролог – корабль

Логопед: Жители планеты Слов в своей речи используют только слова со звуком [Р].

Давайте покажем, что тоже знаем такие слова. А так как путешествие у нас космическое, слова наши тоже будут связаны с космосом. Сейчас я задам вам вопросы, а вы на них ответите, правильно произнося звук [Р].

- Как называется костюм космонавта? (скафандр). Где стоит звук [Р]? (конец)

- Кто изучает звезды, планеты? (астроном). Где стоит звук [Р]? (середина)

- На чем мы путешествуем по космосу (ракета). Где стоит звук [Р]? (начало).

Дидактическая игра «Найди звук [р]». Определить, где стоит звук [Р] словах.

Робот, горох, ворона, рак, перо, топор.

Слова на изображении буквы «Р». Рыба, рак, корыто, робот, горшок, радуга, рюкзак.

Дидактическая игра «Собери слово». Звуковой анализ и синтез.

Р А К. Составить схему слова “рак”.

Сколько звуков в слове рак? (3 звука). Какой звук 1? ([Р], какой звук 2? (А, какой звук 3? (К). Слово обозначить цветовыми символами звуков.

Игра «Телеграф»

Логопед: Давайте зашифруем слово ракета. Сколько слогов в слове ракета?

Дети: В слове ракета 3 слога.

Логопед: Сколько звуков в слове ракета?

Дети: В слове ракета 6 звуков.

Логопед: Какой 1 звук? Он гласный или согласный, звонкий или глухой, твёрдый или мягкий? Каким цветом обозначаем? Какой 2,3 -6 звук?

Игра «Телеграф 2».

Делить слова на слоги. Сколько раз стучит бубен, посчитать и подобрать количество окошек в ракете (1, 2 или 3). Материал: палочки, хлопки.

Дидактическая игра «Рассели пассажиров». В какую ракету поместим картинку?

Разложить картинки по ракетам с 1, 2 или 3 окошками в соответствии с количеством слогов. Работа над слоговой структурой слова. Учить подбирать слова с заданной слоговой схемой. Материал: ракеты с окошками, набор предметных картинок, схемы слоговой структуры слов. Ход игры: помочь «рассадить пассажиров».

Дидактическая игра «4 – лишний».

Среди картинок найти 1, в названии которой нет звука «Р».

Дидактическая игра «Звук потерялся?» («Исправь слово»).

Вместо точек вставить нужную букву, если с мячом, на слух – потерявшийся звук. Мяч нужно вернуть, добавив звук в неправильном слове.

VIII. Закрепление звука [Р] в предложении.

Коррекционная работа по исправлению нарушенного звукопроизношения:

дифференциация звуков (поставленного и смешиваемого, автоматизация поставленных звуков в предложениях в спонтанной речи с использованием лексических и грамматических упражнений).

Логопед: Полетели дальше, впереди нас ждет планета “Предложений”. Жители планеты отправили нам послание, но сигнал очень плохо доходит. Давайте попробуем расшифровать послание.

Игра “Исправь предложение”. Составьте предложения.

Логопед: А теперь – самое сложное задание. И если мы с ним справимся, Робот непременно научится красиво говорить. Исправьте предложения:

Ракета, космос, в, отправляется. Луна, вращается, Земли, вокруг. Астроном, звездами, за, наблюдает. Мяч в Рому играет (Рома играет в мяч). Пруд в рыбе плавает (Рыба плавает в пруду). Нора роет крота (Крот роет нору).

Теперь зашифруем послание - предложение. Составьте схему предложения, которое у него получилось.

Игра «Скажи наоборот»

В солнечный день на Земле светло, а в космосе …. Темно.

Летом на солнце горячо, а в космосе …. Холодно.

На Земле работать легко, а в космосе …. Тяжело.

Земля – наша планета родная, а другие планеты…. Чужие.

Игра «Что возьмём с собой в путь».

Выбрать фрукты со звуком «Р» для 5 пассажиров. Проговорить изменения названий фруктов в соответствии с количеством.

Игра “Доскажи словечко”. Определить недостающие слова.

Он высокий словно шкаф,

А зовут его. (жираф).

Удивленно смотрит Люда

На горбатого (верблюда)

Вот так чудо-огород,

Мы стоим, разинув (рот).

Игра с мячом «Передай дальше». Делим слова на слоги, одновременно выполняя механическое действие. Передать мяч друг другу и одновременно называть слог заданного слова.

Игра «Чудесный мешочек». Определить на ощупь космический корабль, ракету.

Логопед: Обычно с пустыми руками в гости не ходят. И робот нам принёс подарки. Только их нужно найти.

Дидактическая игра «Волшебные палочки». Выложи из счётных палочек ракету.

Профилактика оптико-пространственной дисграфии.

IX. Подведение итогов занятия и оценка деятельности детей

Логопед: Итак, наше космическое путешествие подошло к концу. Пора возвращаться на Землю. Обменяем «солнышки-баллы» на билет в обратный путь на Землю. К старту ракеты все готово. Заводим моторчик. Проверяем, как он работает. Начинаю обратный отсчёт. Внимание: 5,4,3,2,1.

Полет прошел успешно. Давайте вспомним, что мы делали сегодня?

На каких планетах побывали, что делали? Чему научились в космическом путешествии? Какой звук нам помогал путешествовать?

Сегодня вы ещё раз убедились в том, как хорошо дружить со звуками, словами.

Вспомним, о каком звуке говорили на занятии (дать ему характеристику).

Дети: отвечают на вопросы.

10. Релаксация.

Роботу у нас очень понравилось, он очень рад! Теперь он знает как правильно говорить звук Р! Он хочет рассказать об этом своему другу Лунтику и передать от вас привет! Что вам понравилось и запомнилось в нашем путешествии? Если понравилось путешествие, посадите смайлик-магнит в ракету (на магнитной доске) отправим привет Лунтику.

Публикации по теме:

Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников с ОНР в группе компенсирующей направленностиНравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников с ОНР в группе компенсирующей направленности Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в наше время является одной из основных задач дошкольного образования.

Опыт работы «Формирование патриотических чувств у старших дошкольников в группе компенсирующей направленности» по теме «Россия, Славься Своими героями!» Великой победе посвящается Славим светлый День Победы Всех, кто в бой великий шли! Подвиг,.

Конспект интегрированного занятия в группе компенсирующей направленности «Здоровье — главная ценность»Конспект интегрированного занятия в группе компенсирующей направленности «Здоровье — главная ценность» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №6 Белоглинского района» Конспект интегрированного.

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности с ОНР «Путешествие в осенний лес» Конспект логопедического занятия по развитию связной речи в подготовительной группе компенсирующей направленности с ОНР по теме «Путешествие.

Конспект открытого занятия в группе компенсирующей направленности для детей старшей группы «Моя семья» Открытая НОД на тему: «Моя семья» (старший дошкольный возраст) Цель: Формировать представление детей о семье, как о людях, которые живут.

Конспект занятия по аппликации в группе компенсирующей направленности «Поздравительная открытка ко Дню Победы»Конспект занятия по аппликации в группе компенсирующей направленности «Поздравительная открытка ко Дню Победы» Конспект занятия по аппликации в группе компенсирующей направленности «Поздравительная открытка ко Дню Победы». Провела: Воспитатель В. В. Захарова.

Конспект занятия по ФЦКМ в подготовительной группе компенсирующей направленности на тему «День Победы» ОО «Познавательное развитие» ФЦКМ в подготовительной группе компенсирующей направленности на тему: «День Победы» Подготовила и провела:.

Конспект занятия по формированию звукопроизношения в старшей группе компенсирующей направленности «Звук [ч]» Конспект занятия по звукопроизношению в старшей группе компенсирующей направленности. Звук [Ч] Цели: Коррекционно-образовательные: закрепить.

Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности «Водный и воздушный транспорт» Конспект открытого занятия в старшей группе компенсирующей направленности по формированию лексико-грамматических категорий Тема: «Водный.

Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности «Знакомство с язычком и его домиком»Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности «Знакомство с язычком и его домиком» Тема занятия: «Знакомство с язычком и его домиком» Группа компенсирующей направленности детей 5-6 лет Цель: Сформировать у детей представление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект подгруппового занятия с логопедом для дошкольников с ОНР в группе компенсирующей направленности (5–7 лет)
Опубликовано: 29 апреля 2021 в 15:48
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект подгруппового занятия с логопедом для дошкольников с ОНР в группе компенсирующей направленности (5–7 лет)» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Кузнецова (УИ 800628) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД