Татьяна Кузнецова
Конспект подгруппового занятия с логопедом для дошкольников с ОНР в группе компенсирующей направленности (5–7 лет)
▼ Скачать + Заказать документы
Лексическая тема «Космос». Автоматизация звука [Р] в словах и предложениях. путешествие звука [Р] в поисках сокровища.
Цель: закрепить чёткое произношение звука [Р] изолированно, в слогах, в словах и предложениях, знания, умения и навыки, полученные при знакомстве со звуком.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Публикация «Конспект подгруппового занятия с логопедом для дошкольников с ОНР в группе компенсирующей направленности (5–7 лет)» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Темочки
Совершенствовать правильное произношение звука [Р] изолированно, в слогах, словах, предложениях, чистоговорках; уточнить артикуляцию звука [Р]; дать характеристику звука Р; закреплять зрительный образ буквы [Р]; формировать навыки анализа и синтеза слов на примере изучаемого звука; уточнять и расширять словарь по лексической теме занятия.
Коррекционно-развивающие:
развивать зрительное и фонематическое восприятие, память, мышления, координацию речи с движением, артикуляционную, мимическую и мелкую моторику; формировать правильное речевое дыхание (силу и длительность выдоха, корректировать лексико-грамматический строй речи.
Коррекционно-воспитательные:
формировать навыки сотрудничества, самостоятельности, доброжелательности, инициативности, умение поддерживать беседу, слушать педагога и ответы товарищей; стимулировать речевую активность.
Методы и приемы:
Словесные: составление рассказа, беседа.
Наглядные: рассматривание картинок, презентация.
Практические: артикуляционная и пальчиковая гимнастика, дыхательное упражнение, физминутка, самомассаж, дидактические игры.
Оборудование: зеркала; магнитная доска; персональный компьютер, авторская презентация «Поиграем с Ромой»; игры для развития правильной воздушной струи (вата, макеты бумажных ракет, трубочки для коктейля); шарики Су-Джок; кукла-перчатка Рома и игрушка робот; изображения ракеты, робота, буквы Р; предметные картинки со звуком Р для дидактических игр, картинки с артикуляционной гимнастикой (АГ) “Приключения язычка”; коробка с игрушками. Схемы слов на ракетах и схема ракеты для выкладывания из счетных палочек. Карточки-поощрения «солнышко».
Ход занятия
I. Организационный момент. Приветствие.
Логопед: Здравствуйте и поздоровайтесь с гостями.
II. Мотивационный момент.
Логопед: Сегодня мы отправимся в путешествие. На чём можно путешествовать?
Дети: (Виды транспорта).
Логопед: Чтобы узнать, куда мы направимся, садитесь удобнее, слушайте внимательнее.
Загадки
1. Пространство без воздуха с точками света,
там мчится с хвостом своим длинным комета,
мерцают галактики, кружат планеты,
летят к дальним звёздам наши ракеты.
Дети: (Космос)
2. Чудо птица, алый хвост
Улетела в стаю звёзд.
Наш народ построил эту
Межпланетную
Дети: (Ракету)
Логопед: В космос отправимся на ракете. Кто управляет ракетой?
Дети: космонавт.
Логопед: Чтобы стать космонавтом, нужно быть?
Дети: Здоровым, сильным, смелым, умным.
Логопед: Он каждый день делает зарядку, умывается холодной водой, закаляет свой организм, тренируют тело. Космонавты говорят чётко и внятно. Давайте мы тоже будем тренировать и укреплять мышцы язычка. Что нам поможет? (АГ). Посмотри, кто сегодня к нам пришел в гости. Это знайка Рома и Робот, они грустят, так как не умеют правильно и красиво говорить. Расскажем им историю о язычке и его друзьях? Приготовьтесь, возьмите волшебное зеркало.
III. Упражнения на формирование и развитие артикуляционной моторики (для челюстей, губ, языка, мимические упражнения). Иголочка, маляр, лошадка, грибок, гармошка, дятел, пулемёт, завести мотор.
1. Артикуляционная гимнастика с зеркалом «Путешествие язычка».
Язычок проснулся утром. Выглянул в окно (высовывание языка). Посмотрел вверх, вниз (“качели”, влево и вправо (“часики”, почистил зубки (верхние/нижние, покрасил дом («маляр», попил чай с вареньем («чашка» и «варенье»). Затем отправился на прогулку. Сел на корабль (“парус”). Кораблик приплыл к лягушке (“лягушка”). Лягушка улыбнулась и позвала слоника (“слоник”). Язычок отправился дальше гулять. На полянке встретил змею (“змея”). Со змеей поиграл и дальше побежал. Язычок встретил белку в лесу (“орешки”). Белочка с язычком поиграла и убежала. Встретил язычок лошадку (“лошадка”). Чтобы у лошадки была красивая грива, язычок ее расчесал (“расческа”). А вот и обед наступил. Язычок посмотрел на часы (“часики”) и решил отправиться домой. Сел на машинку, завел мотор и вернулся домой (“мотор”).
2. Пальчиковые игры. Сказка «Чай с бубликами».
Язычок подошёл к дому («крыша», открыл «замок». Он сел на «стул», у него на «столе» стоял «чайник». Из «чайника» налил чай в «чашку», выпил с «бубликами» и вышел во двор. За кустом он увидел «зайку» и под кустом колючего «ёжика».
3. Су-джок упражнения. Развитие мелкой моторики пальцев рук.
«Ёж»
Гладь мои ладошки, ёж!
Ты колючий, ну и что ж!
Я хочу тебя погладить,
Я хочу с тобой поладить
«Астрономическая считалка».
На Луне жил звездочет.
Он планетам вел учет:
Раз – Меркурий,
Два – Венера,
Три – Земля,
Четыре – Марс,
Пять – Юпитер,
Шесть – Сатурн,
Семь – Уран,
Восьмой – Нептун.
4. Упражнения на развитие силы и длительности речевого дыхания.
Подул «ветерок» (пальчики вверх пошевелить). Какой? (Свежий, весенний, лёгкий).
Логопед: Вдыхаем счастье, выдыхаем доброту.
Упражнения «Приятный запах», «Бабочки», «ВоздухоБол», «Фокус», «Ветерок», мыльные пузыри.
Логопед: Космонавты, мышцы укрепили? К полёту готовы? 5-4-3-2-1-Взлетаем! (Упражнение «Запусти ракету», дуем посильнее вверх. Наши ракеты дружно взлетели и долетели в космос к планетам.
IV. Изолированное произнесение звука [р]. Связь звука с буквой.
1. Сообщение темы занятия.
Планета Звуков и букв. Поможем Роме и Роботу научиться произносить правильно звук «Р».
Логопед: Кто как произносит звук «р»? (тигр, кот, ворона). Давайте проверим, правильно ли работает наш мотор. Как правильно нужно произносить звук [Р]? Какое положение языка, губ? «Рычать» должен кончик языка, а не горло. Звук [Р] тянем долго (на этапе автоматизации).
Дети произносят изолированный звук [р]. Смотрят в зеркало и произносят звук [р] (губы растянуты в улыбке, кончик языка упирается в бугорки за верхними зубами). Воздушная струя создает вибрацию. Анализируют артикуляцию.
Дают характеристику звука. Звук [р] согласный или гласный? (звук [р] согласный, так как воздух встречает преграду – язык и зубы). Звук [Р] на письме обозначается буквой Р. На этой планете все предметы становятся похожими на букву Р. Вот и наша ракета стала похожа на букву Р (изображения). «Р» как ручка у дверей, открывай-ка поскорей.
V. Закрепление звука [P] в слогах и словах
Логопед: Наша ракета отправляется дальше, впереди планета Слов.
1. Игра «Пропой песенку», пропевая слоги (ра-ро-ру-ры-рэ, ря-рё-рю-ри-ре).
2. Игра «Повторялки» (повтори чистоговорки):
ра-ра-ра – начинается игра
ры-ры-ры – у мальчиков шары
ро-ро-ро – у нас новое ведро
ру-ру-ру – продолжаем мы игру
ре-ре-ре – стоит домик на горе
ри-ри-ри – на ветках снегири
ар-ар-ар – кипит наш самовар
ра-ра-ра – у мышки есть нора
VI. Физкультминутка (движения выполняют в соответствии с текстом).
В тёмном небе звёзды светят,
Космонавт летит в ракете.
День летит и ночь летит
И на Землю вниз глядит.
Ра-ра-ра - марширует детвора (маршировать)
Ру-ру-ру - встанем рано поутру (тянуться на носочках вверх)
Ро-ро-ро – сыпем мы песок в ведро (выполнять наклоны вниз)
Ры-ры-ры - надуваем мы шары (делать большой круг руками)
Ор-ор-ор - подметаем двор (имитировать подметание)
Ры-ры-ры – у нас чистые дворы (широко разводить руками).
VII. Развитие фонематических процессов.
Упражнения на развитие навыков звукового анализа и синтеза.
Игра «Поймай звук»
Логопед: Наши слова состоят из звуков. Звук может прятаться в слове (в начале слова, в середине, в конце).
Логопед: Сейчас проверим как вы умеете отличать слова со звуком [Р] от других слов. Когда услышите слово со звуком [Р], хлопните (поднимите букву Р).
Ракета - космонавт - скафандр – астроном - планета - астролог – корабль
Логопед: Жители планеты Слов в своей речи используют только слова со звуком [Р].
Давайте покажем, что тоже знаем такие слова. А так как путешествие у нас космическое, слова наши тоже будут связаны с космосом. Сейчас я задам вам вопросы, а вы на них ответите, правильно произнося звук [Р].
- Как называется костюм космонавта? (скафандр). Где стоит звук [Р]? (конец)
- Кто изучает звезды, планеты? (астроном). Где стоит звук [Р]? (середина)
- На чем мы путешествуем по космосу (ракета). Где стоит звук [Р]? (начало).
Дидактическая игра «Найди звук [р]». Определить, где стоит звук [Р] словах.
Робот, горох, ворона, рак, перо, топор.
Слова на изображении буквы «Р». Рыба, рак, корыто, робот, горшок, радуга, рюкзак.
Дидактическая игра «Собери слово». Звуковой анализ и синтез.
Р А К. Составить схему слова “рак”.
Сколько звуков в слове рак? (3 звука). Какой звук 1? ([Р], какой звук 2? (А, какой звук 3? (К). Слово обозначить цветовыми символами звуков.
Игра «Телеграф»
Логопед: Давайте зашифруем слово ракета. Сколько слогов в слове ракета?
Дети: В слове ракета 3 слога.
Логопед: Сколько звуков в слове ракета?
Дети: В слове ракета 6 звуков.
Логопед: Какой 1 звук? Он гласный или согласный, звонкий или глухой, твёрдый или мягкий? Каким цветом обозначаем? Какой 2,3 -6 звук?
Игра «Телеграф 2».
Делить слова на слоги. Сколько раз стучит бубен, посчитать и подобрать количество окошек в ракете (1, 2 или 3). Материал: палочки, хлопки.
Дидактическая игра «Рассели пассажиров». В какую ракету поместим картинку?
Разложить картинки по ракетам с 1, 2 или 3 окошками в соответствии с количеством слогов. Работа над слоговой структурой слова. Учить подбирать слова с заданной слоговой схемой. Материал: ракеты с окошками, набор предметных картинок, схемы слоговой структуры слов. Ход игры: помочь «рассадить пассажиров».
Дидактическая игра «4 – лишний».
Среди картинок найти 1, в названии которой нет звука «Р».
Дидактическая игра «Звук потерялся?» («Исправь слово»).
Вместо точек вставить нужную букву, если с мячом, на слух – потерявшийся звук. Мяч нужно вернуть, добавив звук в неправильном слове.
VIII. Закрепление звука [Р] в предложении.
Коррекционная работа по исправлению нарушенного звукопроизношения:
дифференциация звуков (поставленного и смешиваемого, автоматизация поставленных звуков в предложениях в спонтанной речи с использованием лексических и грамматических упражнений).
Логопед: Полетели дальше, впереди нас ждет планета “Предложений”. Жители планеты отправили нам послание, но сигнал очень плохо доходит. Давайте попробуем расшифровать послание.
Игра “Исправь предложение”. Составьте предложения.
Логопед: А теперь – самое сложное задание. И если мы с ним справимся, Робот непременно научится красиво говорить. Исправьте предложения:
Ракета, космос, в, отправляется. Луна, вращается, Земли, вокруг. Астроном, звездами, за, наблюдает. Мяч в Рому играет (Рома играет в мяч). Пруд в рыбе плавает (Рыба плавает в пруду). Нора роет крота (Крот роет нору).
Теперь зашифруем послание - предложение. Составьте схему предложения, которое у него получилось.
Игра «Скажи наоборот»
В солнечный день на Земле светло, а в космосе …. Темно.
Летом на солнце горячо, а в космосе …. Холодно.
На Земле работать легко, а в космосе …. Тяжело.
Земля – наша планета родная, а другие планеты…. Чужие.
Игра «Что возьмём с собой в путь».
Выбрать фрукты со звуком «Р» для 5 пассажиров. Проговорить изменения названий фруктов в соответствии с количеством.
Игра “Доскажи словечко”. Определить недостающие слова.
Он высокий словно шкаф,
А зовут его. (жираф).
Удивленно смотрит Люда
На горбатого (верблюда)
Вот так чудо-огород,
Мы стоим, разинув (рот).
Игра с мячом «Передай дальше». Делим слова на слоги, одновременно выполняя механическое действие. Передать мяч друг другу и одновременно называть слог заданного слова.
Игра «Чудесный мешочек». Определить на ощупь космический корабль, ракету.
Логопед: Обычно с пустыми руками в гости не ходят. И робот нам принёс подарки. Только их нужно найти.
Дидактическая игра «Волшебные палочки». Выложи из счётных палочек ракету.
Профилактика оптико-пространственной дисграфии.
IX. Подведение итогов занятия и оценка деятельности детей
Логопед: Итак, наше космическое путешествие подошло к концу. Пора возвращаться на Землю. Обменяем «солнышки-баллы» на билет в обратный путь на Землю. К старту ракеты все готово. Заводим моторчик. Проверяем, как он работает. Начинаю обратный отсчёт. Внимание: 5,4,3,2,1.
Полет прошел успешно. Давайте вспомним, что мы делали сегодня?
На каких планетах побывали, что делали? Чему научились в космическом путешествии? Какой звук нам помогал путешествовать?
Сегодня вы ещё раз убедились в том, как хорошо дружить со звуками, словами.
Вспомним, о каком звуке говорили на занятии (дать ему характеристику).
Дети: отвечают на вопросы.
10. Релаксация.
Роботу у нас очень понравилось, он очень рад! Теперь он знает как правильно говорить звук Р! Он хочет рассказать об этом своему другу Лунтику и передать от вас привет! Что вам понравилось и запомнилось в нашем путешествии? Если понравилось путешествие, посадите смайлик-магнит в ракету (на магнитной доске) отправим привет Лунтику.