Роговая Алеся Викторовна
Конспект подгруппового занятия по звукопроизношению «Дифференциация звуков [Л], [Л’]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: учить детей дифференцировать звуки Л и ЛЬ в слогах, в словах, в
предложениях.
Задачи:
обучающие:
• формировать понятие «согласные звуки», уточнить особенности артикуляции звуков Л и ЛЬ;
• формировать навыки образования глаголов прошедшего времени единственного и множественного числа;
• пополнение словарного запаса.
коррекционные:
• закреплять правильное произношение звуков Л и ЛЬ;
Публикация «Конспект подгруппового занятия по звукопроизношению „Дифференциация звуков [Л], [Л’]“» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [Л], [Л’]. Автоматизация, дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
• закреплять навыки дифференциации звуков Л и ЛЬ на слух и в произношении.
развивающие:
• развивать мелкую и общую моторику;
• развивать фонематическое восприятие;
• развивать внимание, память, мышление.
воспитательные:
• воспитывать самоконтроль за речью;
• воспитывать умение выслушивать мнение товарищей;
• воспитывать чувство взаимовыручки и взаимоподдержки.
Методические приемы:
• упражнения;
• игровая мотивация;
• игры;
• поощрения.
Материалы и оборудование:
• предметные картинки: ложка, лейка, бокал, медаль, платье, пальто,
мыло, лента, лопата, лимон;
• куклы Луша и Люба;
• кружки синего и зеленого цвета;
• звуковые линейки;
• мяч.
Предварительная работа:
• Отработка упражнений мелкой и общей моторики.
• Выработка артикуляционных умений и навыков, необходимых для правильного произношения звуков Л и ЛЬ.
• Постановка звуков Л и ЛЬ.
• Автоматизация звуков Л и ЛЬ в слогах, словах, чистоговорках, фразах, текстах.
• Дифференциация звуков в слогах, словах.
Последующая работа:
• Дифференциация звуков Л и ЛЬ в связной речи.
Ход занятия
I. Организационный момент.
II. Основная часть.
1. Сообщение темы занятия.
Логопед: К нам в гости пришли куклы Луша и Люба. Какие звуки слышим в этих именах? Сегодня на занятии мы будем правильно произносить и различать звуки
Л и ЛЬ.
2. Акустико-артикуляционный образ звуков.
Логопед: Когда мы произносим звуки Л и ЛЬ, что делают губы и язычок?
- Губы улыбаются, язык поднимается за верхние зубки к бугорочкам.
Логопед: Но в чем их отличие?
- Когда мы произносим звук ЛЬ, язычок больше прижимается к бугорочкам.
Логопед: Дайте характеристику звуков.
- Звук Л - согласный, твердый, звонкий.
- Звук ЛЬ – согласный, мягкий, звонкий.
Логопед: И цветовые сигналы у них разные.
Л – синий кружок с колокольчиком.
ЛЬ – зеленый кружок с колокольчиком.
3. Игра «Топни – хлопни» на развитие фонематического восприятия.
Логопед: Я буду говорить слова, а вы топните ногой, если услышите в слове звук Л, хлопните в ладоши, если услышите в слове звук ЛЬ. Будьте внимательны!
Слова: лапа, шляпа, лёд, ложка, кукла, слон, болото, колесо, мел, пельмени,
кольцо, стул, цель, улыбка, одеяло, колбаса, туфли, улитка, клубок.
- Молодцы, ребята!
4. Игра «Твердый – мягкий».
Логопед: Произнеси слоги и покажи кружок нужного цвета.
ла –ля ал - аль
лы – ли ол - оль
ло – лё ул - уль
лу – лю ил – иль
- Молодцы, вы были внимательны и правильно произносили слоги.
5. Повторение серии слогов. Игра «Сыграй по нотам»
Логопед: Послушай и повтори слоги.
ла – ла – ля лю – лу – лю ли-ли-лы
ля – ля – ла лу – лу – лю ли-лы-ли
ла – ля – ля ля – лю – лу лы-лы-ли
При произнесении слогов дети нажимают пальчиком на нотки.
6. Звуковой анализ слогов ЛА и ЛЯ.
7. Пальчиковая гимнастика.
Пальчик, пальчик, Руки лежат на столе ладонями вниз.
Непоседа, Поднимаем поочередно большой палец
Где ты бегал, то левой, то правой руки.
Где обедал?
Я с мизинцем Соединяем большие пальцы с мизинцами.
Ел калинку,
С безымянным Соединяем большие пальцы рук с
Ел малинку. безымянными пальцами.
Ел со средним Соединяем большие пальцы рук со
землянику, средними.
С указательным – Соединяем большие пальцы рук с
Клубнику. указательными.
- Какие ягоды ел пальчик-непоседа?
Дети перечисляют названия ягод (полный ответ).
- Пальчик ел калинку, малинку, землянику, клубнику.
- В названии каких ягод мы слышим звук Л?
- Клубника.
- В названии каких ягод мы слышим звук ЛЬ?
- Калинка, малинка, земляника.
8. Упражнение по преобразованию слов «Замени звук» (с мячом).
Логопед: Послушай и замени звук Л на звук ЛЬ. Какое слово получилось?
лук – люк угол - уголь
дал – даль пыл - пыль
ел – ель галка – галька
был – быль юла - Юля
цел - цель мел - мель
Словарная работа: уточнение значений слов: даль, пыл, галька, быль, мель.
Логопед: Послушайте предложения и исправьте ошибки.
В огороде вырос молодой люк.
Около дорожки железный лук.
Машина привезла черный угол.
Мячик закатился в уголь.
Корабль сел на мел.
Ученик взял мель.
Миша кашу ель.
В лесу растет высокая ел.
9. Физкультминутка (речь с движением).
Наши алые цветки Исходная позиция: стоя, руки сложены на
груди.
Распускают лепестки. Руки разводят в стороны.
Ветерок чуть дышит - Плавные движения руками.
Лепестки колышет.
Такие настоящие, весёлые,
живые, Кружатся на месте.
Блестящие, красные и
нежно-голубые.
10. Игра «Отбери правильно».
Логопед: Ребята, помогите Луше и Любе разобрать картинки.
для Луши для Любы
ложка лента
платье туфли
бокал медаль
лопата лейка
мыло лимон
-Придумайте предложения с этими словами.
11. Работа со звуковой линейкой.
Определить место звуков Л, ЛЬ в словах из предыдущего задания.
12. Произнесение чистоговорок.
Ла – ла – ла – летит пчела.
Ля – ля – ля – зеленые поля.
Лу – лу – лу – сломали пилу.
Лю – лю – лю – маму я люблю.
Лы – лы – лы – девочки малы.
Ли – ли – ли - малину мы несли.
Ло – ло – ло – дома тепло.
Ле – ле – ле - еду на осле.
11. Игра «Сегодня – вчера».
Логопед: Дети, я вам буду называть слово-действие, а вы измените слово и скажите, что делала Луша сегодня, и что делали Луша и Люба вчера. Отвечайте полным ответом.
Слова: ходить, писать, рисовать, петь, играть, танцевать, читать.
Индивидуальные ответы детей.
- Луша ходила.
-Луша и Люба ходили.
- Луша писала.
- Луша и Люба писали и т. д.
III. Итоги занятия.
Логопед: Молодцы, ребята! Вспомним, чем мы сегодня занимались. Сегодня на занятии мы с вами различали на слух звуки Л и ЛЬ и старались их правильно произносить. Считаю, что с заданиями вы справились. Луше и Любе тоже понравилось, как вы занимались и вели себя на занятии.