Аксинья Веселовская
Конспект подгруппового занятия по профилактике дисграфии на основе нарушений фонемного распознавания
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект подгруппового занятия по профилактике дисграфии на основе нарушений фонемного распознавания
Класс: 2
Тема: Животные. Дифференциация звуков «ш», «щ» и букв Ш, Щ. Правописание сочетаний ши, щу.
Тип урока: обобщение полученных знаний.
Цель урока: Научить различать на слух звуки «ш», «щ» и написание букв Ш, Щ.
Задачи:
Публикация «Конспект подгруппового занятия по профилактике дисграфии на основе нарушений фонемного распознавания» размещена в разделах
- Дисграфия и дислексия. Профилактика и коррекция
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Темочки
1. Образовательные: Расширять активный словарь учащихся по теме «Животные». Закреплять названия основных цветов. Закреплять правописание сочетаний ши, щу.
2. Коррекционно-развивающие: Развивать фонематический анализ. Развивать слуховое внимание. Развивать зрительное внимание. Развивать графо-моторные навыки. Сравнить артикуляторно-акустические признаки звуков «ш», «щ».
Сравнить написание букв Ш, Щ.
3. Воспитательные: воспитывать самостоятельность; воспитывать аккуратность в процессе письма. Воспитывать бережное отношение к животным. Формировать умение работать в коллективе.
Оборудование: колокольчики, доска, слоговая таблица (слоги разного цвета, карточки с изображением животных, маленькие мячики с шипами (ежики, цветные карандаши, тетради.
Ход урока
Этапы:
I. Организационный момент
- Здравствуйте, дети! Сядьте ровно, красиво. Мы начинаем наш урок.
1. Развитие слухового внимания.
Логопед демонстрирует разные колокольчики. Просит детей запомнить их звучание. Дети закрывают глаза, а логопед звенит колокольчиками.
II. Постановка цели и задач урока
- Послушайте стихотворение и скажите, какой звук в нём главный:
Чищу щёткой я щенка,
Щекочу ему бока.
Мишка шишку увидал.
Шлёп, и лобик с шишкой стал.
- О каких звуках мы с вами будем сегодня говорить?»
III. Основной этап
1. Развитие зрительного внимания.
- А теперь посмотрите на доску. Что на ней написано?
Логопед просит одного из детей прочитать слоги со звуком «щ».
Затем другого ребёнка логопед просит прочитать слоги со звуком «ш».
Следующего ребёнка логопед просит прочитать только жёлтые слоги.
Затем только синие слоги.
Последний ребёнок читает только белые слоги.
2. Сравнение букв Ш и Щ.
- Ребята, скажите, а буквы Ш и Щ похожи? Чем эти буквы похожи? А чем эти буквы отличаются?
3. Сравнение артикуляторно-акустических признаков звуков «ш», «щ».
- Давайте хором произнесём «ш-ш-ш». Рот у нас открыт? А губы вытянуты или нет? А зубы разомкнуты? А язык делает чашечку? Звук звонкий или глухой? А мягкий или твёрдый? А звук «щ» какой? Вот видите, отличаются не только буквы, но и звуки «ш», «щ».
4. Развитие фонематического анализа.
- Ребята, я вам буду читать слова, а вы, если услышите звук «ш», хлопните в ладоши. Если услышите звук звук «щ», то топните ногой.
Логопед читает слова: мышка, ящерица, кошка, мишка, щенок, щука, лошадь, лещ, индюшка, уж, еж, щегол, лягушка, хрюшка.
5. Физ. минутка.
Логопед вместе с детьми крутит мячик между ладошками по кругу, затем по парте. Потом логопед просит детей сильно сжать мячик рукой. Затем дети катают мячик взад и вперёд между ладошками, потом по одной руке, потом по другой. После этого логопед просит похлопать по мячику.
6. Развитие графо-моторных навыков.
Логопед раздаёт карточки с изображением животных.
- Кто нарисован на ваших листочках? Раскрасьте только те картинки, в названиях которых есть звук «щ». Какие это картинки?
7. Закрепление правописания сочетаний «ши», «щу»
- Возьмите ручки и подпишите картинки.
Логопед пишет слова на доске.
- Посмотрите, ребята, мы говорили, что «щ» мягкий звук, хочется написать его мягко, но есть правило, что «щу» пишется с какой буквой?
Логопед просит детей подчеркнуть слог «щу» в словах.
- О каком звуке мы ещё сегодня говорили? Какие картинки нужно раскрасить? А зайчика будем раскрашивать? Правильно. Его нарисовали, чтобы нас запутать, но сделать это не так легко.
- А теперь сами подпишите картинки. С какой буквой напишите сочетание «ши»?
Логопед пишет на доске стихотворение с пропущенными буквами Ш и Щ в словах:
Кошка ушки намывала,
Кошка шубку начищала.
Но у кошки нету щётки,
Только лапки моют щёчки.
- Какие буквы нам встретились? Чем отличаются эти буквы? А звуки?
V. Подведение итогов урока
- Что мы делали сегодня на уроке со звуками и буквами «ш», «щ»?
Логопед выставляет детям оценки в дневники.