Людмила Анатольевна Берлизова
Инновационные подходы по профилактике нарушений чтения и письма у дошкольников с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Инновационные подходы по профилактике нарушений чтения и письма у дошкольников с ОНР
В статье представлен опыт работы использования инновационных технологий и средств обучения по профилактике нарушений письменной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Сколько детей испытывают трудности в устной и письменной речи? Сколько детей не желающих читать и не умеющих писать? Много, очень много. И это беда нашего времени, беда наших детей.
Публикация «Инновационные подходы по профилактике нарушений чтения и письма у дошкольников с ОНР» размещена в разделах
Ребенок, поступающий в 1 класс, должен быть готов к усвоению школьной программы. Грамотная устная речь является одной из главных предпосылок успешного овладения чтением и письмом, потому что письменная речь определяется устной.
В соответствии с ФГОС ДО планируемым результатом освоения детьми программы дошкольного образования в образовательной области «Речевое развитие» являются следующие показатели : достаточно хорошее владение устной речью, развитая возможность выражать свои мысли, чувства и желания в ситуации общения, сформированные навыки звукового анализа и синтеза как предпосылки будущей грамотности в письме и чтении.
Отечественные исследователи (Р. Е. Левина, Л. Ф. Спирова, Г. А. Каше, Г. Е. Чиркина и др.) доказали, что возможность овладения детьми грамотой напрямую зависит от уровня речевого развития. Дети, имеющие логопедические заключения ОНР 2 и 3 уровня, находятся в группе риска в силу наличия имеющихся нарушений.
Прежде всего, следует отметить, что у детей с ОНР нарушены все компоненты речи: фонетика, грамматика и лексика.
Для воспитанников характерны недостаточная сформированность фонематического восприятия (умения дифференцировать и различать фонемы, фонетического анализа (умения выделять звуки из речи, зрительного восприятия, анализа и синтеза (определения сходства и различия букв, зрительного мнениза (способности к запоминанию образа буквы,а также неточность представлений о цвете и форме,величине предмета,недоразвитие памяти, пространственного восприятия и моторной координации, что может приводит к стойким проявлениям оптической дислексии и дисграфии. (буквы не осознаются как графемы). Ребёнок может видеть, списывать буквы, но не узнаёт их, т. е. не соотносит их с определенными звуками. Многие дошкольники изображают отдельные печатные буквы или элементы букв зеркально, заменяют графически сходные печатные буквы, пропускают элементы букв или добавляют,что является одним из признаков оптической дисграфии. ,
Следовательно, профилактическую работу по предупреждению нарушений чтения и письма необходимо начинать ещё до поступления в школу. Основная задача учителя-логопеда состоит в том, чтобы своевременно выявить нарушения и скорректировать ошибки с целью недопущения их перехода в стойкие специфические ошибки.
В наше современное время с помощью инновационно-коммуникационных технологий и средств обучения можно решить много актуальных проблем коррекционной педагогике, в том числе, связанных с профилактикой и коррекцией письменной речи. Шагая в ногу с требованием времени, в своей логопедической практике стараюсь активно отвечает привлекать работе возможности современных были информационно-коммуникационных технологий. Так как техническая использование технологий ИКТ позволяет средствами деятельностью мультимедиа, в доступной и подключение привлекательной здоровья, игровой форме электронной повысить положительную мотивационную готовность и речевую активность детей на коррекционных занятиях, достигнуть повышения направление качества полноправными коррекционного процесса в целом.
На фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях применяются следующие игровые компьютерные программы и электронные пособия:
- «Игры для Тигры»
Серия упражнений, входящие в блоки «Звукопроизношение», «Фонетика» позволяет работать над коррекцией звукопроизношения, фонематического слуха и восприятия, мелкой моторики пальцев рук, слухового и зрительного восприятия, зрительной памяти,словесно-логического мышления;
- «Баба Яга учится читать»
Задания в игровой форме помогают ребенку развивать навыки звукового анализа и синтеза, познакомиться с буквами, закрепить их зрительный образ, навык правильного написания букв, научиться читать;
- «Интерактивные речевые игры»
Логопедический тренажёр содержит оригинальные практико-ориентированнные интерактивные игры, способствующие предупреждению и устранению ошибок на письме у дошкольников и младших школьников, формированию навыка выполнения фонематического анализа, формированию орфографической зоркости, развитию коммуникативных умений.
- «Увлекательная грамота для детей 5-7 лет»
Мультимедийное пособие, разработанное по программе С. Г. Шевченко, является одной из составляющих частей системы работы педагога по развитию фонематического восприятия и подготовке к обучению грамоте 5-7 лет на основе интеграции образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие». Презентации имеют звуковое сопровождение, обладая минимальными умениями работы на компьютере (владеть мышкой, кликать на экран и значок звука), дети могут многократно использовать пособие при знакомстве со звуками и буквами родного языка.
- «Согласные и гласные- похожие, но разные»
Электронное пособие содержит практический материал по дифференциации гласных звуков, автоматизации и дифференциации согласных звуков, автоматизации свистящих и шипящих звуков;
- Электронное двухпанельное устройство
В электронной книжке ребенок выполняет разнообразные задания, направленные на закрепление представлений о цвете, форме, пространственных характеристиках (левая -правая сторона, верх-низ, под -над и т. д.) Ребенок с помощью стилиуса учиться печатать буквы и слова, при допущении ошибки им же удаляет. Данное электронное устройство позволяет развивать произвольную моторику пальцев, координационную деятельность зрительного и моторного аппарата детского организма.
В зависимости от поставленных задач в коррекционной деятельности использую собственные обучающие презентации и мультимедийные игры, созданные в PowerPoint и Word ,а также в сетевом сервисе LearningApps. Мультимедийные игры «В мире звуков», «Карнавал гласных звуков», «В гостях у согласных звуков», «Путешествие в страну Фонетики», «Помоги Лунтику найти место звука в слове», «Слоговой паровозик», «Подбери к схеме слово», презентации-картинки для автоматизации и дифференциации звуков способствуют развитию фонематического восприятия и формированию правильного звукопроизношения. Игровые задания направлены на:
-развитие навыков дифференциации неречевых звуков;
-развитие навыков дифференциации фонем, слогов ;
-развитие навыков определять линейную позицию звуков в слове;
-развитие навыков подсчета звуков в слове;
-развитие навыков различения слов, близких по звуковому составу ; определение наличия звука в слове;
-определение места звука (начало, середина, конец слова);
-определение последовательности, количества и места звуков по отношению к другим звукам в слове;
-нахождение буквы, соответствующей звуку;
-выделение из предложения слова, содержащего данный звук;
-подбор картинок, в названии которых имеется звук, обозначаемый заданной буквой;
-подбор слов на заданное количество слогов;
-определение количества слогов в словах разной сложности;
-выделение из слога гласного, затем согласного звука;
-выполнение творческих заданий на придумывание слов по заданию
Презентации и мультимедийные игры «Сенсорные ступеньки», «В стране феи Сенсорики», «Цвет,форма, размер», «Зоркий глаз», «Калейдоскоп занимательных упражнений», «Направо -налево, вверх- вниз» направлены на развитие зрительного восприятия и памяти, пространственного восприятия и представления.
Игровые задания мультимедийных игр «Учимся узнавать буквы». «Дифференциация гласных букв», «Дифференциация гласных и согласных букв», «Зашумленные буквы», «Путаница букв», «Найди неправильно написанную букву», «Проделки Буквоедика», «Найди недостающий элемент буквы» направлены на развитие буквенного гнозиса. Данные игры решают важную цель - ребенок при выполнении заданий должен постоянно думать об особенностях начертания букв, находить в них сходство и различие, что в конечном итоге обеспечивает прочное усвоение образов букв.
Организовать коррекционный процесс так, чтобы ребенок играл,развивался и обучался одновременно- задача довольно сложная. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры»- это модель развивающего обучения дошкольников в игровой деятельности. Для эффективного решения коррекционных задач в свой работе использую многофункциональные развивающие игры Вячеслава Воскобовича «Кораблик «Брызг-брызг», «Конструктор букв», «Коврограф «Ларчик», «Фонарики», «Логоформочки» «Шнур – затейник», «Шнуры – грамотеи: «Ромашка», «Яблонька», «Снеговик», «Игровизор» (с приложениями «Лабиринт букв. Гласные буквы», «Лабиринт букв. Согласные буквы»), «Теремки Воскобовича», «Читай - ка на шариках». Данные игровые пособия позволяют в увлекательной для ребенка деятельности узнавать и запоминать цвет, форму, величину; осваивать буквы; ориентироваться в пространстве; тренируют мелкую моторику рук; совершенствуют речь, мышление,внимание, память, воображение.
Хорошую службу в коррекционном процессе могут сослужить игры для развития и коррекции, разработанные ведущей немецкой фирмой Logo. Развивающие игровые пособия «Книга – лабиринт», «Магнитный лабиринт», «Забей шарик», «Сенсино», «Сырный ломтик», «Зоопарк из Тарамбуко», «Рисуем на песке: базовый комплект». Игровые тренажёры способствуют обогащению сенсорного опыта ребенка, развитию зрительного восприятия, внимания, памяти логического мышления,мелкой моторики, в том числе координации движений пальцев, скоординированных действий правой и левой руки ;согласованных действий глаз и рук; понимания пространственных отношений. Обучение с привлечением данных игровых средств позволяет повысить у детей интерес к занятиям, превратить рутинную процедуру в забаву и развлечение, создать предпосылки для полноценного мыслительного процесса. Играя, ребенок забывает о том, что он учится.
Профилактика нарушений формирования графомоторных навыков у дошкольников является одним из направлений подготовки детей к школе. Недоразвитие ручной умелости, т. е. неумение ребёнка выполнять целенаправленные действия руками, наблюдается у 50% первоклассников. В школе такие дети не умеют удерживать пишущий предмет, ориентироваться на листе бумаги, занимать правильную позу во время письма, замедляют общий темп работы в классе. Для того чтобы помочь избежать детям серьёзных проблем при обучении в школе, мы используем серию рабочих тетрадей «Готовлюсь к письму» (4-5 лет, «Хочу научиться писать» (5-6 лет, «Я начинаю писать» (6-7 лет) И. А. Лыковой. В дошкольных прописях ребенок не пишет, а «играет» с персонажами: проводит для них дорожки, рисует силуэты по точкам,по контурам, по клеточкам, выполняет штриховки, дорисовывает недостающие элементы.
Тетрадь для работы взрослых с детьми «Учимся писать буквы» Т. Г. Раджувейт, И. С. Рукавишников (Предшкола нового поколения,учебные тетради «Наши прописи» Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева (часть комплекта пособий по дошкольной подготовке Образовательной системы «Школа 2100»)позволяют не только подготовить кисть ребенка к письму, но и в занимательной форме усвоить зрительный образ каждой печатной буквы, различать буквы, похожие по начертанию, и не смешивать их, обводить и печатать буквы, дописывать недостающие элементы букв, находить части букв и неправильно написанные буквы. Данные тетради используются, как в НОД, так и в совместной и самостоятельной деятельности взрослых и детей, а также оказывают помощь родителя, воспитывающих детей с трудностями в обучении.
современных Использование современных технологий, в социальный частности техническая сайт ДОУ,позволяет технологий на порядок повысить сети эффективность раскрывается взаимодействия педагогов и проблеме профилактики и коррекции письменной речи. В разделе «Советуют специалисты» размещены методические рекомендации, буклеты, презентации и видеоматериалы логопедических занятий по профилактике и коррекции нарушений письменной речи у дошкольников.
Такая образом, опыт коррекционной работы показывает, что использование инновационных универсальных обучающих средств и игровых пособий создают оптимальные условия для организации целенаправленной,планомерной, системной работы педагога и доставляют удовольствие детям,подготавливают к обучению к чтению и письму, формируют лексико-грамматические средства языка, развивают мелкую моторику и координацию движений пальцев рук, формируют навыки ориентировки в пространстве, совершенствуют интеллект, что позволит повысить готовность наших воспитанников к усвоению русского языка и их адаптацию к школьному обучению, создаст для них ситуацию успеха при поступлении в первый класс, а в широком смысле подготовить дошкольников к полноценной жизнедеятельности в современном обществе. А самое главное помогают найти «ключик» к каждому воспитаннику, заинтересовать, сделать процесс познания и коррекции осознанным и необходимым.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Зегебарт Г. М. Учение без мучения. Коррекция дисграфии. Учебно-методическое пособие для психологов, учителей и родителей. – 3-е изд. – М. : Генезис, 2010.
2.
3. Костромина С. Н., Нагаева Л. Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению. – 2-е изд., стер. – М. : Ось – 89, 2006.