Зинаида Калина
«В гостях у насекомых». Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной к школе группе (6–7 лет)
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида № 12 «Березка»
города Стародуба Брянской области
Конспект подгруппового логопедического занятия
в подготовительной к школе группе (6-7 лет)
«В гостях у насекомых»
(дифференциация звуков [ч-щ])
Разработала
и провела
учитель-логопед:
Калина З. В.
Стародуб – май 2018
Тема: «В гостях у насекомых»
ЦЕЛЬ: - дифференциация звуков [ч-щ]
Задачи:
Публикация «„В гостях у насекомых“, Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной к школе группе (6–7 лет)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Работа логопеда. Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2018
-продолжать закреплять умение различать звуки «ч» «щ» изолированно в слогах, словах, предложениях;
-развивать навыки звукового анализа и синтеза
- совершенствовать фонематический слух,
- закреплять умение употреблять суффиксы –очк и -ищ
- укреплять мелкую моторику;
-воспитывать самостоятельность при выполнении заданий
ХОД ЗАНЯТИЯ
1 Организационный момент
Дети встают в круг.
Логопед: Поздороваемся друг с другом. Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг другу, пожелайте друг другу хорошего настроения, приложив свои ладошки к ладошкам друга.
Логопед: Ребята, а чем бы вы хотели сегодня заниматься, чтобы вы хотели делать? А я знаю, что вы любите ходить в гости.
И сегодня к себе в гости нас пригласили необычные существа!
А попасть к ним нам помогут 2 звука, угадайте какие!
- Послушайте и скажите, какой один и тот же звук встречается в словосочетании:
1. Щи из щавеля (Щ)
2. Чай с булочкой (Ч)
- Два звука Ч и Щ дружат! А дружат потому, что очень похожи друг на друга, и мы с вами сейчас это вспомним.
2. Основная часть
Параллельный анализ звуков Ч и Щ
Актуализация, имеющихся знаний
Логопед: Сейчас мы с вами вспомним, что мы знаем про звуки [ч и щ]
Возьмите зеркала.
- Что мы можем сказать про звук [ч]? (сравнительный анализ)
Когда мы произносим звук [ч], наши губы слегка вытянуты вперед и округлены, зубы не смыкаются, язык направлен вверх.
- Что делают наши губы, зубы, язык, когда мы произносим звук [щ]?
Дети: При произнесении звука [щ] наши губы округляются и вытягиваются вперед, зубы не смыкаются, язык поднят вверх.
Логопед: Что ещё мы можем сказать про эти звуки?
Дети: Эти звуки согласные, глухие.
Логопед: Почему вы так считаете?
Дети: Их нельзя пропеть.
Логопед: Докажите, что эти звуки глухие.
Дети: Прикладывают тыльную сторону ладони к горлу и произносят
звуки.
Логопед: А еще, ребята, эти звуки всегда мягкие. У них нет твердой пары, поэтому они всегда выделяются – зеленым цветом.
- (звучит музыка) Вот мы и оказались на волшебной полянке!
- Мой друг, внимательно смотри вокруг
Вон меж корней, спешит куда-то муравей (на доске выставляю картинки с насекомыми)
На толстый сук уселся золотистый жук,
Порхает легкий мотылек,
Пьет хоботком душистый сок,
И собирает мед пчела,
Все заняты у всех дела!
Мой друг, внимательно вглядись,
Волшебную увидишь жизнь!
- Кто же это такие? (насекомые)
- Верно, насекомые – это самые маленькие существа!
- Каких насекомых вы знаете? (ответы детей)
– Какие части тела есть у насекомых?
- Чем питаются насекомые?
Пальчиковая гимнастика «ПАУЧОК»
Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
Дождик с неба вдруг полил,
Паучков на землю смыл.
Солнце стало пригревать,
Паучок ползет опять,
А за ним ползут все детки
Чтобы погулять на ветке.
- Ребята, насекомые приветствуют нас на своем языке. Поздороваемся и мы с ними на их языке, внимательно слушайте и повторяйте:
Ча-ча-ща
Що-що-чо
Чу-щу-чу
Щи-чи-щи
- Посмотрите, кто это прилетел? (ПЧЕЛА)
(употребление ласкательного суффикса - очк)
- Пчела превращает все слова в добрые, ласковые и в них появляется звук Ч (логопед начинает фразу, а дети заканчивают)
- у Пчелы не конфета, а конфеточка
…не булка, а булочка
…не палка, а палочка
…не мама, а мамочка
…не яблоко, а яблочко
- Ребята, какой звук нам помог назвать все слова ласково? (Ч)
- А это кто к нам пожаловал? (КЛЕЩ)
(употребление увеличительного суффикса - ищ)
Клещ превращает всё в большое, огромное и в этих словах появляется звук Щ (логопед начинает фразу, а дети заканчивают)
- у Клеща не глаза, а глазищи
….не усы, а усищи,
….не лапки, а лапищи.
- Ребята, какой звук нам помог сделать все слова огромными? (Щ)
- Молодцы!
- Наши насекомые очень дружат с героями сказок и мультфильмов. Кто же это? (ЧЕБУРАШКА и ЩЕЛКУНЧИК)
Они мне шепнули, что их друзьям нужна помощь.
- Чебурашка и Щелкунчик перепутали свои картинки, их нужно правильно разложить, картинки в названиях, которых есть звук Ч вернуть Чебурашке, а картинки в названиях, которых – звук Щ – Щелкунчику.
(ребенок берет картинку, называет ее, определяет звук, и полным ответом рассказывает куда он ее положит)
Ребята, отдохнем немножко!
(Проводится Физкультминутка «Бабочка»)
Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой умылась,
Два – изящно покружилась.
Три- нагнулась и присела.
На четыре – полетела,
У реки остановилась
Над водою покружилась.
- Ребята, покажем нашим друзьям, что же мы еще умеем?
Звуко - слоговой анализ
Нужно составить схему к слову.
Что это?
(часы).
Логопед: Сколько слогов в слове часы? (прохлопали)
Дети: два слога
Логопед: Какой первый звук? Охарактеризуйте его
[ч] – согласный, мягкий, глухой.
Каким цветом обозначаем согл., мягк. ?
Обозначаем зеленым цветом.
Какой второй звук? Охарактеризуйте его
[а] – гласный. Каким цветом обозначаем гласный звук?
Красным.
Третий звук какой?
[с] – согласный, твердый, глухой. (синим цветом)
Следующий звук какой?
[ы] – гласный (красным цветом)
Сколько звуков в слове часы?
четыре звука.
Логопед: Хорошо, ребята, а теперь я предлагаю вам сделать насекомых, которых мы поместим на своей полянке. Сделаем бабочек и стрекоз из пушистой проволоки. У вас на столах лежат рисунки с их изображением. Сделайте, как на рисунке. (выполнение задания)
В конце рассказывают о своих бабочках и стрекозах.
3. Итог:
Логопед: Ребята, вы большие молодцы, вы были активны, внимательны, вы справлялись со всеми заданиями. Мне было очень приятно с вами работать! А кто же скажет, что мы с вами сегодня делали? А что понравилось, а тебе…