Анна Музалёва
Конспект подгруппового логопедического занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звуки [С], [С’]»
▼ Скачать + Заказать документы
«Звуки с, сь».
Цели и задачи:
Коррекционно-образовательные:
-уточнить и закрепить правильное произношение звуков С и СЬ, давать их характеристику;
-учить дифференциации звуков С и СЬ в слогах, словах;
-учить определять место звука в слове;
- развивать навыки анализа слов с выкладыванием их звуковой схемы;
-учить составлять предложение и определять порядок и количество слов в нём;
-познакомить с буквой С, которая обозначает два звука С и СЬ, её графическим изображением.
Коррекционно-развивающие:
-автоматизировать у детей звуки С, Сь в слогах, словах, предложениях;
Публикация «Конспект подгруппового логопедического занятия по обучению грамоте в старшей группе „Звуки [С], [С’]“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
-развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику;
-развивать фонематический слух и восприятие.
Коррекционно-воспитательные:
-воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения;
-воспитывать у детей самоконтроль за речью.
Оборудование: индивидуальные зеркала, звуковые фишки, изображения девочек, лепестки с картинками со звуками с, сь, камешки для выкладывания буквы.
Ход занятия.
1. Организационный момент. Беседа.
- Дети, какой сейчас месяц? Февраль. Какой это месяц зимы? Последний.
Верно, а это значит, что зима скоро закончится и наступит весна. Чем запомнилась вам эта зима? Предлагаю вам отгадать загадки о зиме и узнать с какими звуками мы сегодня познакомимся.
2. Речевая игра «Отгадай загадку».
С неба он летит зимой,
Не ходи теперь босой,
Знает каждый человек,
Что всегда холодный … (снег)
Есть они у детворы,
Лихо мчат меня с горы!
И Егорку, и Оксанку
По дорожке катят … (санки)
Лепит всюду детвора
Комья снежные с утра.
Шар на шар поставив ловко,
Прикрепили нос морковку,
Вот метла и воротник –
Получился (снеговик)
- С какого звука начинаются все отгадки? Правильно, со звука с, с ним мы и познакомимся.
3. Знакомство со звуком С.
Логопед:
-Возьмите зеркала, произнесите звук С. Что происходит с губами, зубами и языком когда мы произносим звук С?
(Дети: -Когда мы произносим звук С работают губы и язык:
- губы улыбаются;
-кончик языка находится за нижними зубами;
-боковые края языка плотно прижимаются к верхним коренным зубам;
-передняя часть спинки языка поднимается к верхним бугорочкам и образует с ними щель;
-по середине языка идёт сильная, холодная, воздушная струя;
-горлышко молчит.)
Логопед:
-Как вы думаете, звук С –гласный или согласный?
(Дети:-Звук «С» - согласный (когда произносим этот звук воздушная струя не проходить свободно, мешают язык и зубы) твердый (обозначаем фишкой синего цвета) глухой)
Логопед:
-У звука С есть маленький братец. Кто его назовёт? Какой он?
(Дети:-звук Сь - мягкий согласный, глухой. На письме обозначается фишкой зелёного цвета).
4. Развитие фонематического слуха.
а) Игра: «Топни-хлопни». На звук С – дети должны хлопнуть в ладоши, на звук Сь–топнуть.
- П, В, С, А, К, СЬ, Х, СЬ, Ф, С и т. д.
- СА, ВО, СИ, НЫ, СУ, СЁ, КО, ГА, СО, ТУ, СЭ….
б)Дидактическая игра «Скажи наоборот».
Са-са-са – ся-ся-ся,
Со-со-со – сё-сё-сё,
Сэ-сэ-сэ – се-се-се,
Су-су-су – сю-сю-сю,
Сы-сы-сы – си-си-си.
5. Дидактическая игра: «Собери цветок».
Логопед выставляет изображение двух девочек (Света и Сима) у каждой цветок без лепестков (синий у Светы и зелёный и Симы).
Логопед:-Ребята, давайте поможем девочкам подобрать к цветам лепестки с картинками. Какие лепестки мы подарим Свете? (с картинками со звуком с- твёрдым). А Симе подарим лепестки со словами с мягким сь.
6. Физ. минутка.
Руки кверху поднимаем,
А потом их опускаем.
А сейчас их разведем
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей.
(Дети выполняют движений с речевым сопровождением.)
7. Звуковой анализ слов с выкладыванием схем.
- Рассмотрите картинку и назовите слова со звуком с. (сом, усы). Где находится звук в слове сом? Усы?
- Возьмите звуковые фишки. Давайте выложим схемы слов сом и усы.
8. Придумывание предложения с заданными словами.
- Ребята, давайте придумаем предложение со словами усы, сом.
У сома усы. У сома длинные усы.
- Сколько слов в предложении?
9. Знакомство с буквой С.
- Посмотрите, это буква С, ею обозначаются звуки с, сь. На что похожа буква? Давайте выложим её из камушков.
10. Итог занятия.
- С какими звуками мы сегодня познакомились? Какие это звуки?
- Что было вам интересно?
Поощрение детей.