Кумызова Евгения
Конспект подгруппового логопедического занятия по дифференциации звуков [Ш — [Ж] для детей с ФФНР (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
«ВОЛШЕБНАЯ СНЕЖИНКА»
ЦЕЛЬ. Дифференциация звуков «Ш» - «Ж» на уровне слога, слова, предложения.
ЗАДАЧИ.
Коррекционно – образовательные.
1. Продолжать формировать представление о звуках речи : гласные, согласные звонкие и глухие.
2. Упражнять в звуковом анализе слова «ШАР» и «ЖАР».
3. Закреплять представления о графическом образе букв Ш и Ж.
4. Упражнять в образовании родственных слов к слову «снег».
Коррекционно - развивающие.
Публикация «Конспект подгруппового логопедического занятия по дифференциации звуков [Ш — [Ж] для детей с ФФНР (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2022
1. Развивать фонематический слух через дифференциацию звуков «Ш» - «Ж».
2. Развивать мелкую моторику пальцев рук через штриховку букв Ш и Ж.
3. Развивать мыслительную операцию «анализ» через звуковой анализ слова.
Коррекционно – воспитательные.
1. Воспитывать интерес к звучащему слову.
2. Воспитывать уважительное отношение друг к другу через игру с правилами.
ОБОРУДОВАНИЕ. Шестигранная серебристая снежинка (диаметром около 20сантиметров); магнитная доска и магнитные буквы С, А, Ш, Ж, А, Р; магнитные фишки синего и красного цвета; схемы артикуляции звуков (Ш) и (Ж); изображение снежков со слогами ША-ЖА, ШО-ЖО, ШУ-ЖУ, ШИ-ЖИ, ШЕ-ЖЕ; корзинка со снежками, схема образования родственных слов к слову «снег». Раздаточный материал: карточки и наборы фишек для звукового анализа; карандаши, карточки с незаштрихованным изображением букв
Ход ЗАНЯТИЯ
Оргмомент, определение темы занятия.
Дети становятся в кружок и произносят своё главное правило логопедического занятия :
Говорим всегда красиво,
Чисто и неторопливо.
Ясно, чётко говорим,
Потому что не спешим.
Логопед предлагает детям взглянуть на необыкновенную снежинку, которая сегодня залетела к нам прямо в форточку. Дети разглядывают снежинку и видят, что на её кристалликах с обратной стороны находятся какие-то знаки. Давайте их рассмотрим. Снимает первый знак, на нё м вразброс написаны буквы: А, О, У, И, Ш, Ж. Спрашивает у детей, какие из этих букв обозначают согласные звуки. ( Дети называют: «Ш, Ж). с этими буквами и звуками мы и будем сегодня работать. Но здесь есть ещё и другие буквы, обозначающие гласные звуки. Давайте с ними поиграем.
Артикуляционная гимнастика, мелкая моторика. Дети встают в круг, выполняют упражнения.
Слова педагога Артикуляционное упражнение Движение рук
Руки кверху поднимаем
Рот пошире открываем. Поют звук «А-А-А» Ноги на ширине плеч, руки подняты вверх
Руки мы в венок сплетаем,
Наши губы округляем. Поют звук «О-О-О» Руки перед грудью округлены
Руки вытянем вперёд,
Наши губы в хоботок Поют звук «У-У-У» Руки вытянуты вперёд.
Руки раздвигаются,
Ротик улыбается. Поют звук «И-И-И» Руки раздвинуты в стороны.
Руки опускаются,
И челюсть опускается Поют звук «Э-Э-Э» Ладони рук выполняют движение вниз
Топ, топ, топ, и сердито руки в бок Поют звук «Ы-Ы-Ы» Руки в бок, топают ногами.
После выполнения этих упражнений логопед спрашивает у детей, как они поют эти звуки, мешало ли им что-либо? Предлагает рассказать о гласных звуках. Дети загибают пальчики на правой руке и произносят: «Губы не мешают, зубы не мешают, язык не мешает, поём их голосом. Поэтому они гласные». Затем на взмахе руки раскрывают кулачок и говорят: «Гласные всегда красные». Логопед спрашивает детей, можно ли назвать гласными звуки (Ш) и (Ж). Нет, произносятся они труднее, поэтому давайте потренируем наши язычки. Дети садятся за столики, берут зеркала и выполняют упражнения:
• «Качели» - 8-10 раз
• «Сладкая губа»- 6-8раз
• «Лошадка» - 8 – 10 раз
• «Кошечка лакает молочко» 8-10 раз.
Изолированное признесение, сравнение артикуляции звуков. Логопед предлагает достать знак со второго кристаллика, на нём дети видят изображение вьюги. Детям предлагается показать, как дует ветер. Сначала ветерок чуть колышет ветки деревьев: Ш-Ш-Ш-Ш-Ш… Затем становится сильнее, полнимает и кружит снег: Ж-Ж-Ж-Ж… Логопед предлагает детям рассказать, чем отличаются эти звуки : (Ш) и (Ж). Дети отвечают по схеме: У обоих звуков губы округлены и показывают рупор, язычок, как чашечка, поднят вверх, воздушная струя широкая т тёплая. Но у звука (Ш) голосовые связки не работают, он глухой, А у звука (Ж) голосовые связки работают, он звонкий.
Произнесение звуков в слогах, физкультминутка. Логопед предлагает детям посмотреть следующий значок. На нём – изображение снежков. В корзинке со снежками сверху лежат плоскостные снежки с надписью. Детям предлагается сначала пройти по этим снежкам и прочесть на них надписи. Дети шагают по снежкам и произносят слоги: ША-ЖА, ШО-ЖО, ШУ-ЖУ, ШИ-ЖИ, ШЕ-ЖЕ. Затем из корзинки высыпаются остальные снежки, и дети играют «в снежки» под речевое сопровождение:
Ветерок шелестит,
А снежок шуршит, шуршит.
Раз снежок, два снежок.
Ты лови его, дружок.
А сейчас снежок возьми,
И в корзинку положи.
Затем дети собирают снежки в корзинку, садятся на места.
Фонематический слух, дифференциация на уровне слова. Логопед предлагает детям ещё раз послушать стихотворение и назвать, какие слова со звуком (Ш) есть в этом стихотворении, а затем – какие со звуком (Ж). Дети называют слова: «Шелестит, шуршит». Затем: «Снежок, дружок, положи». Затем педагог спрашивает, какую форму имеет снежок, на что он похож (на шар). Логопед предлагает на магнитной доске одному из детей составит слово «ШАР». Затем в слове заменяется буква «Ш» на букву «Ж». дети сравнивают эти да слова по написанию, чем они отличаются.
Дифференциация на уроне предложения. Педагог говорит, что пора достать четвёртый значок. На нём – схемы предложения. Логопед предлагает детям составить по первой схеме (три слова) предложение со словом «ШАР», затем со словом «ЖАР». Дети составляют предложения. Например: «Летит синий шар», логопед спрашивает : «А можно ли сказать, что летит синий жар?». Аналогично работа выполняется по схеме предложения из четырёх слов.
Фонематическое восприятие, звуковой анализ слова. Дети достают пятый значок, на нём – изображение кружочков: красный, синий, зелёный. Что это значит? Это значит: нужно сделать звуковой анализ слова «ШАР». Дети самостоятельно выполняют звуковой анализ, затем отвечают на вопросы:
• Какого цвета первая фишка? Почему?
• Какого цвета вторая фишка? Почему
• Какого цвета третья фишка? Почему
Затем логопед в слове «ШАР» вновь заменяет букву «Ш» на букву «Ж» и спрашивает, изменится ли схема слова сейчас. Почему? Дети отвечают, что схема не изменится, потому что звук «Ж» тоже твёрдый, он только звонкий. А от этого схема не меняется.
Графический образ букв (Ш, (Ж, мелкая моторика. Дети достают последний, шестой значок. На нём нарисован карандаш. Это значит, сейчас нужно взять в руки карандаш, и заштриховать буквы, которые у нас изображены на карточках. Дети заштриховывают буквы.
Рефлексия. Логопед спрашивает детей, с какими звуками помогла нам сегодня поработать снежинка, чем похожи и чем отличаются эти звуки, что вам сегодня удалось, а что получилось не очень хорошо? Затем предлагает взять в руки карточки, на которых они сейчас работали и пойти показать их родителям и сказать, какие буквы здесь написаны.
Литература.
1. Волина В. В. Учимся, играя. М. Новая школа. 1994г.
2. Ткаченко Т. А. Логопедическая энциклопедия. М. «Мир книги» 2008г.
Составила: учитель – логопед МАДОУ детский сад «Теремок»
Губахинский городской округ – 2022г.