Кумызова Евгения
Конспект подгруппового логопедического занятия по дифференциации звуков [Ш] и [Ж] для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Наши друзья Даша и Женя.
(Конспект подгруппового логопедического занятия по дифференциации звуков (Ш) – (Ж) для подготовительной группы).
ЦЕЛЬ. Дифференциация звуков (Ш) – (Ж) на уровне звука, слога, слова, предложения.
ЗАДАЧИ.
Коррекционно – развивающие:
Публикация «Конспект подгруппового логопедического занятия по дифференциации звуков [Ш] и [Ж] для детей подготовительной группы» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Темочки
1. Развивать фонематический слух через умение дифференцировать звонкие – глухие звуки на примере пары звуков (Ш) –)Ж).
2. Развивать моторику артикуляционного аппарата: закреплять верхний подъём кончика язычка, вырабатывать вибрацию кончика язычка.
3. Развивать мелкую моторику пальцев рук через упражнения на штриховку букв «Ш» и «Ж».
Коррекционно – образовательные:
1. Продолжать формировать представление о звонких и глухих согласных звуках.
2. Упражнять в согласовании прилагательного и существительного в роде и числе.
3. Закреплять умение выделить в тексте предложение, назвать в нём слова и подсчитать их.
Воспитательные:
1. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, к окружающим людям.
2. Воспитывать бережное отношение к лесным животным на примере рассказа Н. Нищевой «Неожиданная встреча».
ОБОРУДОВАНИЕ.
Магнитная доска, схема сравнения артикуляции звуков (Ш) –(Ж). Карточки с картинками для составления слов – имё н: Даша (дом, апельсин, шишки, арбуз, Женя (жираф, ежи, носки, яблоко). Плоскостные изображения ледышек со слогами: ША-ЖА, ШО-ЖО, ШУ-ЖУ, ШИ-ЖИ, ШЕ-ЖЕ. Карточки с напечатанными словами: шар, жар, Луша, лужа, шить, жить, шесть, жесть. Иллюстрация к рассказу «Неожиданная встреча». Зеркала, простые карандаши, карточки с прописью букв «Ш» и «Ж».
Ход ЗАНЯТИЯ.
1. Орг. момент, определение темы занятия.
Дети здороваются с педагогом, с гостями. Педагог рассказывает о том, что у неё есть друзья, брат с сестрой, о которых предлагает сегодня поговорить. А чтобы узнать, как их зовут, нужно составить их имена по схеме. Первое имя определяется по первому звуку в слове. Дети составляют слово по карточке: дом-Д, апельсин -А, шишки -Ш, арбуз -А, имя ДАША. Второе имя определяется по первой букве в слове: жираф –Ж, ежи –Е, носки –Н, яблоко –Я, имя ЖЕНЯ.
Педагог спрашивает детей, какие похожие но всё-таки разные звуки есть в этих словах, произносит их отчё тливо: Даш-ша, Ж-женя. Дети называют звуки (Ш) и (Ж).
2. Сравнительный анализ артикуляции звуков. Педагог обращает внимание детей на схему артикуляции и предлагает ответить на вопросы:
Какое положение занимают губы при произнесении звука (Ш, а при произнесении звука (Ж, одинаковое ли?
Какое положение занимают зубы при произнесении звука (Ш, а при произнесении звука (Ж, одинаковое ли?
Где находится язычок при произнесении звука (Ш, а при произнесении звука (Ж, одинаковое ли?
Какая воздушная струя образуется при произнесении звука (Ш, а при
произнесении звука (Ж, одинаковая ли?
Как работают голосовые связки при произнесении звука (Ш, а при произнесении звука (Ж, одинаково ли?
Дети делают вывод, что звуки (Ш) и (Ж) имеют почти одинаковый уклад. А
отличаются только работой голосовых связок: звук (Ш) глухой, звук (Ж) –
звонкий.
3. Изолированное произнесение звуков.
Педагог предлагает детям положить ладошку на горлышко, и пропеть всем вместе звуки. При осуществлении ТВК дети повторяют за педагогом:
Шё потом: У И А О Ш-Ш-Ш
Громко: У И А О Ж-Ж-Ж
Анализируют, что чувствуется в горлышке при произнесении звука (Ш, и что – при произнесении звука (Ж).
4. Произнесение звуков в слогах. Наши друзья Даша и Женя отправились на весеннюю прогулку, но через ручеёк можно перейти только по ледышкам. А на ледышках оказались написаны какие-то буквы, давайте их прочтём. Дети читают слоги, и логопед раскладывает ледышки: ША-ЖА, ШО-ЖО, ШУ-ЖУ, ШИ-ЖИ, ШЕ-ЖЕ. Дети по одному шагают по «ледышкам», называют эти слоги. Перейдя «ручеёк», дети садятся за столы.
5. Артикуляционная гимнастика.
Дети берут зеркала, и выполняют артикуляционные упражнения: «ступеньки» - 5рраз, «качели» -8 раз, «лошадка» - 8раз, «останови лошадку» -2-3раза, «кошечка лакает молочко» - 8-10раз. Затем выполняют звукоподражания : «ветерок шелестит» Ш-Ш-Ш-Ш, «пчёлки жужжат» Ж-Ж-Ж-Ж…
6. Закрепление образа букв «Ш», «Ж», мелкая моторика. Логопед предлагает детям взять листочки из прописей, где нужно по точкам обвести на одном листочке букву «Ш». на другом – «Ж».
7. Дифференциация звуков на уровне слова на примере слов – паронимов. Наши друзья Даша и Женя научились читать слова с буквами «Ш» и «Ж». Логопед предлагает детям прочесть слово по карточке: «ШАР» и показать букву, с которой оно начинается, а затем подумать, и сказать, какое получится слово, если букву «Ш» заменить на «Ж». Если дети затрудняются, логопед на карточке закрывает одну букву другой, дети читают слово, и на магнитной доске рядом со словом «ШАР» крепится карточка со словом «ЖАР». Дети объясняют значение этих слов. Аналогично проводится работа со парами слов «ШИТЬ – ЖИТЬ», «ШЕСТЬ- ЖЕСТЬ», «ЛУША –ЛУЖА».
8. Произнесения звуков «Ш» и «Ж» в слове, фонематический слух. Наши друзья Даша и Женя любят читать стихи, но сегодня им попались такие стихи, в которых что-то не дописано. Логопед читает детям стих :
Гладко, плавно лился стих, вдруг споткнулся и притих.
Ждё т он и вздыхает: слова не хватает.
Чтобы дальше в дальний путь стих потёк, как речка,
Помоги ему чуть – чуть, подскажи словечко.
После этого логопед предлагает детям взять в одну руку написанную ими букву «Ш», а в другую – «Ж». Внимательно слушая стихи, дети должны подсказать нужное слово и поднять букву, которая есть в этом слове : «Ш» или «Ж». Стихи для игры:
*В праздники на улицах в руках у детворы
Блестят, переливаются воздушные (ШАРЫ).
*Жук упал, и встать на может,
Ждёт он, кто ему …. (ПОМОЖЕТ).
*Лейся, дождь, веселей, мы с тобою дружим.
Весело нам бегать босиком по…. (ЛУЖАМ).
*Петушок, петушок, золотой …. (ГРЕБЕШОК.
*Масляна головушка, шёлкова …. (БОРОДУШКА).
*Что ты рано встаёшь, деткам спать не … (ДАЁШЬ?
*Лежебока рыжий кот, отлежал себе…. (ЖИВОТ).
*Спал под ёлкою зайчишка,
На него упала…. (ШИШКА).
*Я рубашку сшила Мишке, ч сошью ему… (ШТАНИШКИ).
Надо к ним карман пришить, и конфетку… (ПОЛОЖИТЬ).
*На плите сварилась каша. Где большая ложка … (НАША?
*Эту сказку ты прочтёшь тихо, тихо, тихо.
Жили – были серый ёж, и его…. (ЕЖИХА).
*Серый ёж был очень тих, и ежиха тоже.
И ребёнок был у них, серый тихий …. (ЁЖИК).
9. Автоматизация и дифференциация звуков на уровне предложения, текста. Фонематическое восприятие. Логопед крепит на магнитной доске иллюстрацию к рассказу «Неожиданная встреча», привлекает внимание детей к данной иллюстрации: «Посмотрите, вот здесь, на лужайке и встретились наши друзья Даша и Женя с маленьким, тихим, серым ёжиком. Как же это произошло? Давайте послушаем». Педагог читает детям рассказ «Неожиданная встреча».
Текст рассказа: «Даша и Женя гуляли на лужайке. Неожиданно на лужайку выбежал ёжик. Ёжик зашипел на ребят. Даша хотела забрать ёжика домой. Но Женя предложил оставить ёжика в лесу. Ведь дома его ждут ежата. Дети пожелали ёжику удачи и пошли домой».
Вопросы по содержанию текста:
*Где гуляли Даша и Женя?
*Кто выбежал на лужайку?
*Как повёл себя ёжик?
*Что предложила Даша?
*Почему Женя не хотел брать ёжика домой?
*Что решили ребята?
*А как бы вы поступили на их месте?
Выслушав ответы на вопросы, педагог предлагает детям послушать рассказ ещё раз, и посчитать, сколько в нём предложений. Дети вместе с логопедом вспоминают, как узнать, где предложение закончилось и начинается новое. После повторного чтения текста спрашивает детей :
*Сколько предложений в этом рассказе? (7).
*Какое первое предложение? («Даша и Женя гуляли на лужайке»).
*Какие слова со звуком (Ж) есть в данном предложении? (Женя, лужайка).
*Какие слова со звуком (Ш) есть в данном предложении? (Даша).
10. Рефлексия. Педагог спрашивает детей : «Понравился ли вам этот рассказ?» и «Сможете ли вы его дома пересказать маме?» Затем дети отвечают на вопросы:
*Как зовут ребят, брата и сестру, с которыми мы сегодня познакомились?
*Какие звуки помогли нам выполнить все задания?
*Чем эти звуки похожи и чем отличаются друг от друга?
*Что вам понравилось делать, что хорошо удавалось?
*А что было трудно, или, может быть, что-то не удалось?
Литература.
1. Инновации - в логопедическую практику. Сборник статей под ред. Громова О. Е., Линка – пресс, М., 2008
2. Лопухина И. С. 550 упражнений для развития речи. Дельта С-Пт. ,2009
3. Нищева Н. В. Тексты и картинки для автоматизации и дифференциации звуков разных групп. Детство – пресс, С-Пт, 2010