МААМ-картинки

Конспект подгруппового логопедического занятия по дифференциации звуков [Ш] и [Ж] для детей подготовительной группы

Кумызова Евгения
Конспект подгруппового логопедического занятия по дифференциации звуков [Ш] и [Ж] для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы

Наши друзья Даша и Женя.

(Конспект подгруппового логопедического занятия по дифференциации звуков (Ш)(Ж) для подготовительной группы).

ЦЕЛЬ. Дифференциация звуков (Ш)(Ж) на уровне звука, слога, слова, предложения.

ЗАДАЧИ.

Коррекционно – развивающие:

Публикация «Конспект подгруппового логопедического занятия по дифференциации звуков [Ш] и [Ж] для детей подготовительной группы» размещена в разделах

1. Развивать фонематический слух через умение дифференцировать звонкие – глухие звуки на примере пары звуков (Ш) –)Ж).

2. Развивать моторику артикуляционного аппарата: закреплять верхний подъём кончика язычка, вырабатывать вибрацию кончика язычка.

3. Развивать мелкую моторику пальцев рук через упражнения на штриховку букв «Ш» и «Ж».

Коррекционно – образовательные:

1. Продолжать формировать представление о звонких и глухих согласных звуках.

2. Упражнять в согласовании прилагательного и существительного в роде и числе.

3. Закреплять умение выделить в тексте предложение, назвать в нём слова и подсчитать их.

Воспитательные:

1. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, к окружающим людям.

2. Воспитывать бережное отношение к лесным животным на примере рассказа Н. Нищевой «Неожиданная встреча».

ОБОРУДОВАНИЕ.

Магнитная доска, схема сравнения артикуляции звуков (Ш)(Ж). Карточки с картинками для составления слов – имё н: Даша (дом, апельсин, шишки, арбуз, Женя (жираф, ежи, носки, яблоко). Плоскостные изображения ледышек со слогами: ША-ЖА, ШО-ЖО, ШУ-ЖУ, ШИ-ЖИ, ШЕ-ЖЕ. Карточки с напечатанными словами: шар, жар, Луша, лужа, шить, жить, шесть, жесть. Иллюстрация к рассказу «Неожиданная встреча». Зеркала, простые карандаши, карточки с прописью букв «Ш» и «Ж».

Ход ЗАНЯТИЯ.

1. Орг. момент, определение темы занятия.

Дети здороваются с педагогом, с гостями. Педагог рассказывает о том, что у неё есть друзья, брат с сестрой, о которых предлагает сегодня поговорить. А чтобы узнать, как их зовут, нужно составить их имена по схеме. Первое имя определяется по первому звуку в слове. Дети составляют слово по карточке: дом-Д, апельсин -А, шишки -Ш, арбуз -А, имя ДАША. Второе имя определяется по первой букве в слове: жираф –Ж, ежи –Е, носки –Н, яблоко –Я, имя ЖЕНЯ.

Педагог спрашивает детей, какие похожие но всё-таки разные звуки есть в этих словах, произносит их отчё тливо: Даш-ша, Ж-женя. Дети называют звуки (Ш) и (Ж).

2. Сравнительный анализ артикуляции звуков. Педагог обращает внимание детей на схему артикуляции и предлагает ответить на вопросы:

Какое положение занимают губы при произнесении звука (Ш, а при произнесении звука (Ж, одинаковое ли?

Какое положение занимают зубы при произнесении звука (Ш, а при произнесении звука (Ж, одинаковое ли?

Где находится язычок при произнесении звука (Ш, а при произнесении звука (Ж, одинаковое ли?

Какая воздушная струя образуется при произнесении звука (Ш, а при

произнесении звука (Ж, одинаковая ли?

Как работают голосовые связки при произнесении звука (Ш, а при произнесении звука (Ж, одинаково ли?

Дети делают вывод, что звуки (Ш) и (Ж) имеют почти одинаковый уклад. А

отличаются только работой голосовых связок: звук (Ш) глухой, звук (Ж)

звонкий.

3. Изолированное произнесение звуков.

Педагог предлагает детям положить ладошку на горлышко, и пропеть всем вместе звуки. При осуществлении ТВК дети повторяют за педагогом:

Шё потом: У И А О Ш-Ш-Ш

Громко: У И А О Ж-Ж-Ж

Анализируют, что чувствуется в горлышке при произнесении звука (Ш, и что – при произнесении звука (Ж).

4. Произнесение звуков в слогах. Наши друзья Даша и Женя отправились на весеннюю прогулку, но через ручеёк можно перейти только по ледышкам. А на ледышках оказались написаны какие-то буквы, давайте их прочтём. Дети читают слоги, и логопед раскладывает ледышки: ША-ЖА, ШО-ЖО, ШУ-ЖУ, ШИ-ЖИ, ШЕ-ЖЕ. Дети по одному шагают по «ледышкам», называют эти слоги. Перейдя «ручеёк», дети садятся за столы.

5. Артикуляционная гимнастика.

Дети берут зеркала, и выполняют артикуляционные упражнения: «ступеньки» - 5рраз, «качели» -8 раз, «лошадка» - 8раз, «останови лошадку» -2-3раза, «кошечка лакает молочко» - 8-10раз. Затем выполняют звукоподражания : «ветерок шелестит» Ш-Ш-Ш-Ш, «пчёлки жужжат» Ж-Ж-Ж-Ж…

6. Закрепление образа букв «Ш», «Ж», мелкая моторика. Логопед предлагает детям взять листочки из прописей, где нужно по точкам обвести на одном листочке букву «Ш». на другом – «Ж».

7. Дифференциация звуков на уровне слова на примере слов – паронимов. Наши друзья Даша и Женя научились читать слова с буквами «Ш» и «Ж». Логопед предлагает детям прочесть слово по карточке: «ШАР» и показать букву, с которой оно начинается, а затем подумать, и сказать, какое получится слово, если букву «Ш» заменить на «Ж». Если дети затрудняются, логопед на карточке закрывает одну букву другой, дети читают слово, и на магнитной доске рядом со словом «ШАР» крепится карточка со словом «ЖАР». Дети объясняют значение этих слов. Аналогично проводится работа со парами слов «ШИТЬ – ЖИТЬ», «ШЕСТЬ- ЖЕСТЬ», «ЛУША –ЛУЖА».

8. Произнесения звуков «Ш» и «Ж» в слове, фонематический слух. Наши друзья Даша и Женя любят читать стихи, но сегодня им попались такие стихи, в которых что-то не дописано. Логопед читает детям стих :

Гладко, плавно лился стих, вдруг споткнулся и притих.

Ждё т он и вздыхает: слова не хватает.

Чтобы дальше в дальний путь стих потёк, как речка,

Помоги ему чуть – чуть, подскажи словечко.

После этого логопед предлагает детям взять в одну руку написанную ими букву «Ш», а в другую – «Ж». Внимательно слушая стихи, дети должны подсказать нужное слово и поднять букву, которая есть в этом слове : «Ш» или «Ж». Стихи для игры:

*В праздники на улицах в руках у детворы

Блестят, переливаются воздушные (ШАРЫ).

*Жук упал, и встать на может,

Ждёт он, кто ему …. (ПОМОЖЕТ).

*Лейся, дождь, веселей, мы с тобою дружим.

Весело нам бегать босиком по…. (ЛУЖАМ).

*Петушок, петушок, золотой …. (ГРЕБЕШОК.

*Масляна головушка, шёлкова …. (БОРОДУШКА).

*Что ты рано встаёшь, деткам спать не … (ДАЁШЬ?

*Лежебока рыжий кот, отлежал себе…. (ЖИВОТ).

*Спал под ёлкою зайчишка,

На него упала…. (ШИШКА).

*Я рубашку сшила Мишке, ч сошью ему… (ШТАНИШКИ).

Надо к ним карман пришить, и конфетку… (ПОЛОЖИТЬ).

*На плите сварилась каша. Где большая ложка … (НАША?

*Эту сказку ты прочтёшь тихо, тихо, тихо.

Жили – были серый ёж, и его…. (ЕЖИХА).

*Серый ёж был очень тих, и ежиха тоже.

И ребёнок был у них, серый тихий …. (ЁЖИК).

9. Автоматизация и дифференциация звуков на уровне предложения, текста. Фонематическое восприятие. Логопед крепит на магнитной доске иллюстрацию к рассказу «Неожиданная встреча», привлекает внимание детей к данной иллюстрации: «Посмотрите, вот здесь, на лужайке и встретились наши друзья Даша и Женя с маленьким, тихим, серым ёжиком. Как же это произошло? Давайте послушаем». Педагог читает детям рассказ «Неожиданная встреча».

Текст рассказа: «Даша и Женя гуляли на лужайке. Неожиданно на лужайку выбежал ёжик. Ёжик зашипел на ребят. Даша хотела забрать ёжика домой. Но Женя предложил оставить ёжика в лесу. Ведь дома его ждут ежата. Дети пожелали ёжику удачи и пошли домой».

Вопросы по содержанию текста:

*Где гуляли Даша и Женя?

*Кто выбежал на лужайку?

*Как повёл себя ёжик?

*Что предложила Даша?

*Почему Женя не хотел брать ёжика домой?

*Что решили ребята?

*А как бы вы поступили на их месте?

Выслушав ответы на вопросы, педагог предлагает детям послушать рассказ ещё раз, и посчитать, сколько в нём предложений. Дети вместе с логопедом вспоминают, как узнать, где предложение закончилось и начинается новое. После повторного чтения текста спрашивает детей :

*Сколько предложений в этом рассказе? (7).

*Какое первое предложение? («Даша и Женя гуляли на лужайке»).

*Какие слова со звуком (Ж) есть в данном предложении? (Женя, лужайка).

*Какие слова со звуком (Ш) есть в данном предложении? (Даша).

10. Рефлексия. Педагог спрашивает детей : «Понравился ли вам этот рассказ?» и «Сможете ли вы его дома пересказать маме?» Затем дети отвечают на вопросы:

*Как зовут ребят, брата и сестру, с которыми мы сегодня познакомились?

*Какие звуки помогли нам выполнить все задания?

*Чем эти звуки похожи и чем отличаются друг от друга?

*Что вам понравилось делать, что хорошо удавалось?

*А что было трудно, или, может быть, что-то не удалось?

Литература.

1. Инновации - в логопедическую практику. Сборник статей под ред. Громова О. Е., Линка – пресс, М., 2008

2. Лопухина И. С. 550 упражнений для развития речи. Дельта С-Пт. ,2009

3. Нищева Н. В. Тексты и картинки для автоматизации и дифференциации звуков разных групп. Детство – пресс, С-Пт, 2010

Публикации по теме:

Конспект занятия по дифференциации звуков [с]-[ш] "Дифференциация звуков с-ш" Задачи: • закреплять акустико-артикуляторные характеристики звуков Ш и С; • учить чётко, разграничивать звуки.

Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков [Р] и [Р’] Тема: «Рурик в гостях». Цель: Учить детей различать звуки «Р» и «РЬ» по твёрдости\мягкости. Задачи: 1. Развитие слухового восприятия. 2.

Конспект логопедического подгруппового занятия для подготовительной к школе группы «Дифференциация звуков [р]-[р’]»Конспект логопедического подгруппового занятия для подготовительной к школе группы «Дифференциация звуков [р]-[р’]» Конспект логопедического подгруппового занятия для подготовительной к школе группы с использованием ИКТ. Тема: «Дифференциация звуков Р-Рь».

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]»Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]» Коррекционно-обучающие цели: 1. Обобщение и уточнение знаний детей по лексической теме: «Весна». 2. Уточнить артикуляцию звуков [С] - [Ш].

Конспект подгруппового логопедического занятия «Автоматизация звука [Р’] в словах и предложениях» Цель: автоматизация звука [РЬ] в словах и предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать произношение звука в словах.

Конспект подгруппового логопедического занятия на тему «Звуки [С] — [Ш]» Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад № 66 «Белочка» Конспект подгруппового логопедического занятия на тему.

Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука [Ш] в словах и простых предложениях «В гости к Мишке.» Конспект подгруппового логопедического занятия с применением ИКТ и логопедических игровых здоровьесберегающих технологий по автоматизации.

Конспект подгруппового логопедического занятия «Такой разный транспорт» в подготовительной группе для детей с ОНР Конспект подгруппового логопедического занятия «Такой разный транспорт» в подготовительной группе для детей с ОНР с использованием ИКТ.

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ФНР по теме «Семья»Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ФНР по теме «Семья» .

Конспект логопедического занятия «Дифференциация согласных звуков [п]-[б]» Логопедическое занятие по теме: «Дифференциация согласных звуков «П-Б». Цель: Учить детей различать согласные звуки по звонкости-глухости.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект подгруппового логопедического занятия по дифференциации звуков [Ш] и [Ж] для детей подготовительной группы
Опубликовано: 18 октября 2021 в 17:43
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект подгруппового логопедического занятия по дифференциации звуков [Ш] и [Ж] для детей подготовительной группы» (включая файлы) размещена пользователем Кумызова Евгения в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД