Стальненко Марина Валентиновна
Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука [Р] по мотивам сказки Сутеева В. Г. «Под грибом»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: автоматизация звука [Р] в словах и предложениях.
Задачи:
Коррекционно-образовательная
- уточнить представления о звуке [Р];
- закрепить навык правильного произношения звука [Р] в словах и предложениях;
- закрепить умение определять наличие звука в слове;
- продолжать учить составлять предложения по образцу.
Коррекционно-развивающая
- развивать фонематические процессы;
- развивать артикуляционную и мелкую моторику пальцев рук;
- формировать правильное речевое дыхание;
Публикация «Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука [Р] по мотивам сказки Сутеева В, Г, „Под грибом“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Грибы и лесные ягоды
- Грибы. Конспекты занятий, НОД
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сутеев В.Г.
- «Под грибом» по мотивам сказки В. Г. Сутееева
- «Под грибом». Конспекты занятий
- Темочки
- развивать у детей мышление, слуховое внимание, интонационную выразительность, чувство ритма.
Коррекционно-воспитательная
- формировать положительную мотивацию на занятии;
- формировать самоконтроль и коммуникативное взаимодействие;
- воспитывать чувство взаимовыручки и дружеского отношения друг к другу.
Оборудование : вязаный театр «Под грибом», коврограф, печатные дидактические игры, пружинки су-джок.
Методы:
Словесные, наглядные, практические, игровые.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное, физическое развитие.
I. Организационный момент
Звучит музыка
Дети берутся за руки. идут за педагогом
Логопед :
В лес осенний на прогулку
Приглашаю вас пойти.
Интересней приключенья
Нам, ребята, не найти.
По дорожкам, по тропинкам
По лесу гулять пойдем.
Может быть, в лесу осеннем
С вами в сказку попадем.
II Основная часть
1. Массаж пальцев рук
Цель: нормализовать мышечный тонус, воздействовать на речевые зоны коры головного мозга.
- После дождика смотри, в лесу выросли грибы
(Л. Подносит корзинку, в которой лежат колечки «грибы», под музыку дети проговаривают текст и массируют пружинками пальцы рук)
Вылезли на кочке мизинец правая рука
Мелкие грибочки : безымянный
Грузди и горькушки, средний
Рыжики, волнушки. указательный
Даже маленький пенёк большой
Удивленья скрыть не мог.
Дети складывают пружинки-грибы и находят «волшебный гриб»
Логопед : -Ребята, а вы любите сказки? Хотите стать героями сказки?
Дети: -Да
- Вокруг себя повернись и в героев сказки превратись.
- Выберите себе волшебную перчатку и присядем на полянку.
- Вот и попали мы в сказку, и превратились в её героев.
(дети и логопед присаживаются за стол – полянку)
Логопед
На полянке у берез,
Маленький грибочек рос.
Шляпка, словно зонтик.
И любил он дождик.
Кто-то в поле там бежит? (прикрепить на перчатку муравья)
Весь замёрз, промок, дрожит…
Вот бедняжка Муравей,
От дождя бежит скорей.
Муравьишка опоздал,
От товарищей отстал.
Вдруг грибочек на пригорке,
Муравьишка увидал
Муравей:
Здесь я дождик пережду,
А потом опять пойду.
Гриб :
Так и быть, уж я тебя,
Спрячу, скрою от дождя.
Но сначала, муравей
Выполни заданье поскорей.
2. Артикуляционная гимнастика с использованием кубика
Цель: развивать силу, точность, координацию движений органов речевого аппарата.
- Ребята, поможем муравью выполнить задание Грибка
- Будем выполнять те упражнения для язычка, которые покажет волшебный кубик.
Под высокою сосной
Мы грибок нашли с тобой.
Чтобы рос боровичок,
Подними вверх язычок.
Цок-цок-цок по мостовой —
Идет лошадка к нам с тобой.
Щелкай язычком быстрее,
Чтоб она пришла скорее.
Логопед
Прячься муравей скорей
Вместе будет веселей!
Время-времечко идет,
Дождик не кончается
Тут откуда не возьмись,
Бабочка является. (Прикрепить бабочку к перчатке)
Бабочка:
Голос мой совсем охрип
Спрячусь я скорей под гриб.
Гриб :
Так и быть, уж я тебя,
Спрячу, скрою от дождя.
Выполнишь моё заданье
Сбудется твоё желанье
3. Автоматизация звука Р в словах
Игра «Капли»
Цель: автоматизировать звук Р в словах.
- Поможем бабочке выполнит задание грибка?
Посмотрите какая туча, давайте подуем на капельки, может прогоним тучу (Дыхательная гимнастика)
- Нет не заканчивается дождь, тогда давайте наполним ведерко дождевой водой
- Выберите капельку, произнесите, что на ней нарисовано, чётко проговаривая звук Р, опустите капельку в ведёрко
- Посмотрите сколько воды мы набрали и выполнили задание грибочка.
Логопед
Прячься бабочка скорей
Вместе будет веселей
Время времечко идёт
Дождик не кончается
Вдруг откуда не возьмись
лягушки появляются (Прикрепить лягушек)
Лягушки
Мёрзнут лапки и живот
Под грибок нас кто возьмёт
Ну а мы для вас вдвоём
И станцуем и споём
- Давайте вместе с лягушками немножко отдохнём
4. Логоритмика «Лягушки»
Цель: развивать двигательную сферу ребенка в сочетании со словом и музыкой.
Упражнение с палочками (дети садятся на ковер на коленки)
-Сели дружно на лугу (стучать палочками одновременно 2 раза справа и 2 раза слева по полу)
Зелёные лягушки (стучать основаниями палочек друг о друга)
Купались весело в пруду (перекладывать палочки на полу –«плывут»)
Забавные квакушки (стучат двумя палочками одновременно о пол 4 раза)
Ква-ква-ква, (стучать палочками друг о друга накрест)
Ква-ква-ква,
Зелёные лягушки (стучать основаниями палочек друг о друга)
Ква-ква-ква, (стучать палочками друг о друга накрест)
Ква-ква-ква,
Забавные квакушки (стучат двумя палочками одновременно о пол 4 раза)
Логопед
Прячьтесь по грибок скорей
Вместе будет веселей
Время-времечко идет,
Дождик не кончается,
Тут откуда не возьмись,
Мышонок появляется. (прикрепит мышонка)
Мышонок:
Можно с вами здесь укрыться?
Негде мне от ливня скрыться.
Гриб :
Что же делать? Как же быть?
Где же место раздобыть?
Что-то стало тесновато.
Что-то места маловато.
Выполнишь моё заданье
Сбудется твоё желанье
5. Развитие фонематических процессов
- Поможем мышонку выполнить задание?
Игра «Собери грибочки»
Цель: развивать фонематические процессы.
- Соберите только те грибочки на которых нарисованы картинки со звуком Р
Ведущий:
Прячьтесь по грибок скорей
Вместе будет веселей
Время-времечко идет,
Дождик не кончается,
И откуда не возьмись,
Зайка появляется.
Ушки он свои прижал,
Хвостик у него дрожал.
У грибка остановился и под крышу попросился.
Заяц:
От лисы я убегаю!
Спрятаться куда – не знаю!
Гриб :
Что же делать? Как же быть?
Где же место раздобыть?
Стало что-то тесновато,
Всем нам места маловато.
Выполнишь моё заданье
Сбудется твоё желанье
6. Автоматизация звука р во фразе
- Поможем зайчику выполнить задание?
На экране
Дидактическая игра «Кто летит на ракете?»
Цель: способствовать автоматизации звука р в предложениях.
- Посмотрите на кран. Кто летит на ракете?
На ракете летит (воробей, жираф, рыбка, тигр, корова, баран…)
Ведущий
Тут и дождь грибной прошел,
Солнце засверкало.
И тепло, и хорошо
На лесной полянке стало.
Гриб :
Я расту, когда вода, мне питательна она.
От воды грибы растут, много их найдете тут.
Но одно заметил я, все вы – добрые друзья!
Дружба верная сплотила, от дождя вас всех укрыла
Предлагаю поиграть, дружбу вашу показать.
7. Подвижная игра на внимание «Гриб, бабочка, лягушка» под музыку
Цель: развивать слуховое внимание детей, координацию, поддерживать двигательную активность.
Если я буду говорит «гриб», то вы встанете на одну ногу и покажете руками шляпку, как - будто гриб растёт. Если я буду говорить слово «лягушка», вы должны прыгать по кругу, как лягушка прыгает. На слово «бабочка» – вы полетите по кругу, как бабочка летает.
- Молодцы все внимательно слушали, никто не ошибся.
Логопед
Сказки любят все на свете,
Любят взрослые и дети!
Сказки учат нас добру
И прилежному труду,
Говорят, как надо жить,
Чтобы всем вокруг дружить!
- Вот и сказке конец, кто слушал и помогал героям - молодец!
- Вокруг себя повернись и в детишек превратись.
8. Рефлексия
- Героями какой сказки мы сегодня побывали? (Сутеев «Под грибом») А какой звук мы старались произносить правильно? (Р). Ребята, вам понравилась сказка? А что понравилось больше всего? А что вам показалось самым сложным?
Вы все были большие молодцы, мне очень понравилось побывать с вами в сказке.