Юлия Компаниец
Конспект подгруппового логопедического занятия «Космическая школа» для детей старшей группы с ФНР
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №53 «Русалочка»
муниципального образования городского округа Симферополь
Республики Крым
Конспект подгруппового логопедического занятия
на тему: «Космическая школа»
для детей старшей группы с фонетическим недоразвитие речи и
фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Публикация «Конспект подгруппового логопедического занятия „Космическая школа“ для детей старшей группы с ФНР» размещена в разделах
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Логопедические занятия
- Старшая группа
- Темочки
Учитель-логопед :
Компаниец Ю. С.
Программное содержание :
Образовательные задачи:
Уточнять и расширять знания детей о космосе;
Закреплять умение детей образовывать прилагательные от существительных;
Учить образовывать числительные от существительных, согласовывать их с прилагательными множественного числа;
Закреплять умение детей образовывать антонимы;
Активизировать, расширять словарь по данной теме;
Совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы;
Развивающие задачи:
Развивать познавательный интерес детей;
Развивать слуховое внимание, двигательную реакцию;
Развивать связную речь детей;
Развитие координации движений и речи;
Развитие тактильных ощущений ;
Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;
Развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.
Воспитательные задачи :
• Воспитывать у детей бережное отношение к нашей планете.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций на тему «Космос», беседа о космосе, чтение стихотворений и рассказов о космосе.
Словарь : Космос, космонавты, планета, ракета, Луна, планета Земля.
Материалы и оборудование:
Проектор, презентация о космосе, аудио запись с голосом, стеклянная чаша с водой черного цвета, раздаточный материал на каждого ребенка.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
(Звучит космическая музыка, учитель-логопед и дети проходят в зал, становятся полукругом у мультимедийной доски, на доске видеоряд с изображение космоса) (слайд 2)
Логопед : Здравствуйте, ребята. Меня зовут Юлия Сергеевна. Сегодня я капитан космического корабля и мне нужно набрать новый экипаж. Скажите ребята, а как называют людей, которые покоряют космос?
Ответы детей : Космонавты.
Логопед : Сегодня я вас приглашаю в школу будущих космонавтов. В этой школе мы пройдём специальную подготовку и сможем почувствовать себя покорителями космоса.
Логопед : Посмотрите, пожалуйста, на экран. Что вы видите? (слайд 3)
Дети: Космос.
Логопед : Да, это космос. Это совсем другой мир, который богат и разнообразен множеством звёзд и планет. А вы бы хотели побывать в космосе?
Ответы детей : Да.
Логопед : Скажите мне, пожалуйста, чтобы побывать в космосе, каким должен быть космонавт? (слайд 4)
Ответы детей : Нужно быть смелым, отважным, умным.
Логопед : И, конечно же, здоровым! Поэтому космонавты каждый день закаляют свой организм. А как они закаляются?
Ответы детей : Делают зарядку, умываются холодной водой, разминают все мышцы, делают массаж.
Ответы детей : Давайте и мы присоединимся к ним. Начнём с массажа.
II. Подготовка артикуляционного аппарата: самомассаж, фонопедическое упражнение, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика.
Самомассаж
Логопед показывает движения самомассажа, комментирует свои действия.
Логопед : Мы ладошки растираем
И лицо обогреваем.
Подбородок разотрем,
Дружно губки пожуем.
Там живет наш язычок,
Пусть погреется дружок!
Логопед : Ребята, в космических летательных аппаратах очень ограниченный запас воздуха, поэтому легкие у космонавтов должны быть в полном порядке. Предлагаю вам вместе со мной выполнить дыхательное упражнение.
Дыхательная гимнастика «Космонавт»
Логопед : Предлагаю вам запустить космонавта в космос. Но для этого вам необходимо внимательно послушать мою инструкцию: вспомним, как правильно дышать (глубокий вдох носом и выдох ртом, не надувая щёк, не поднимая плечи). Сначала показываю я, затем выполняете вы по моей команде.
(дети выполняют дыхательное упражнение «Космонавт»)
Логопед : Предлагаю вам занять места за партами в нашей космической школе. Присаживайтесь на свои места. Переходим к следующему интересному заданию, готовим ракету к взлёту.
(слайд 5)
Фонопедическое упражнение «Ракета готовится к взлёту»
Проверяем топливо Дети произносят звук «ш-ш-ш…»
Открываем и закрываем люки Делают движения вверх и вниз на звук [ч-ч-ч]
Проверяем радио Производят короткий и длинный звук [у]
Включаем двигатель Произносят звук [др], вращают кулачками.
Логопед : Молодцы! Вы замечательно справились с упражнениями. Я принимаю вас в команду подготовки к космическим полётам!
Артикуляционная гимнастика «Ракета»
Логопед : Все космонавты говорят чётко, внятно, а помогают им в этом упражнения для языка. Повторяйте за мной упражнения, смотря в ваши иллюминаторы (работа с индивидуальными зеркалами, сидя за столом).
Логопед : Перед запуском ракету удерживает «Раздвижная мачта» (упражнение «Улыбочка-Трубочка»);
Мачта раздвигается – (упражнение «Бегемотик»);
Ракета настраивается для отправления в космос – (упражнение «Качели»);
Корабль прибыл в космос. Космонавты готовятся к взлёту (упражнение «Вкусное варенье»).
Дыхательное упражнение «Ракета отправляется в космос»
Логопед : Возьмите ракеты, сделайте глубокий вдох и по моей команде выпускайте ракеты в открытый космос.
III. Основная часть
1. Знакомство с темой. «Отгадай загадки».
Логопед : Звучит космическая музыка. Ребята, вы слышите эти звуки? Это космические сигналы, поможете мне их разгадать?
До Луны не может птица
Долететь и прилуниться,
Но зато умеет это делать быстрая… (Ракета) (слайд 6)
Человек сидит в ракете.
Смело в небо он летит,
И на нас в своем скафандре
Он из космоса глядит. (Космонавт) (слайд 7)
Самый первый в Космосе
Летел с огромной скоростью
Отважный русский парень
Наш космонавт … (Гагарин) (слайд 8)
Планета голубая, Любимая, родная.
Она твоя, она моя, А называется… (Земля) (слайд 9)
Освещает ночью путь,
Звездам не дает заснуть.
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе светит нам … (Луна) (слайд 10)
Осколок от планеты
Средь звезд несется где-то.
Он много лет летит-летит,
Космический… (Метеорит) (слайд 11)
Логопед : Молодцы, вы разгадали космические сигналы.
2. Подвижная игра «Один-Много». Образование множественного чиста существительных (слайд 12)
(звучит тревожная космическая музыка - звуковой сигнал)
Логопед : Наша космическая школа оказалась в зоне метеоритов! Чтобы благополучно преодолеть её, мы должны включить специальную защиту и отбросить метеориты. Предлагаю вам встать в полукруг (дети выходят из-за столов и становятся в полукруг). Я буду называть один предмет, и бросать метеорит (мяч, а вы будете называть много предметов и отбрасывать метеорит назад.
Слова: звезда - звезды, космонавт - космонавты, спутник - спутники, комета - кометы, планета - планеты, ракета – ракеты, метеорит – метеориты;
3. Звуковой анализ слова
(слайд 13)
Логопед : И с этим заданием справились, прошу вас занять свои места. Дети садятся на стулья.
Логопед : Ребята, в космосе бывают частые перебои со связью и настоящим космонавтам необходимо иметь очень острый слух. Сейчас вам надо внимательно послушать меня и верно определить место заданного звука в слове. Я называю слова и выделяю звук. Ваша задача положить космический камень в соответствующую летающую тарелку (Перед каждым ребёнком лежит карточка с изображением трех летающих тарелок, которые означают начало, середину и конец слова. Необходимо внимательно прослушать слово и определить место заданного звука в слове, и положить камешек на соответствующую тарелку).
Солнце – С; Луна – Н; Космос – М;; Метеорит – Р; Земля – З; Космонавт – Т;
Логопед : Все в порядке! К программе подготовки космонавтов готовы.
4. Упражнение «Космическая лаборатория». Образование числительных. Согласование с прилагательными множественного числа.
(звучит космическая музыка) (слайд 14)
Логопед : Ребята, а теперь я приглашаю вас в свою космическую лабораторию, там нас ждет увлекательный эксперимент. Перед вами открытый осмос, вы хотите увидеть, что в нём спрятано? Тогда внимательно слушайте и наблюдайте за мной.
Логопед : Сейчас мы с вами по очереди возьмем в руки специальный космический прибор (стеклянную банку) и посмотрим, что же скрывают космические глубины. Когда вы рассмотрите нужные предметы, нужно их сосчитать:
• одна космическая ракета, две космические ракеты, пять космических ракет;
• один летающий космонавт, два летающих космонавта, пять летающих космонавтов;
• одна растущая Луна, две растущие Луны, пять растущих Лун;
• один оранжевый Сатурн, два оранжевых Сатурна, пять оранжевых Сатурнов;
• одно большое Солнце, два больших Солнца, пять больших Солнц;
(Дети выходят из-за столов, подходят к отдельно стоящему столу. На нем стоит стеклянная посуда, к её дну прикреплён рисунок с изображением космоса, ракет, звёзд, планет. Посуда наполнена водой, выкрашенной в чёрный цвет, в которую добавлены блёстки (имитация звёздного неба, находят нужную картинку и образовывают словосочетания);
Логопед : Вы отлично справляетесь, молодцы!
5. Физминутка. Развитие крупной моторики, развитие межполушарных связей. Видео-упражнение «Я - ракета» (слайд 15)
Логопед : Внимание! Опасность перегрузки! Ребята, нужно срочно снять перегрузку. Внимание на экран.
(дети выполняют физминутку)
6. Упражнение «Сварим кашу». Развитие тактильных ощущений, образование прилагательных (слайд 16)
Логопед : А у нас в космической школе подошло время обеда! Проходите в космическую столовую. Присаживайтесь, пожалуйста, за столы. Я приготовила мешочки с космической крупой, но забыла, где какая. Нужно на ощупь определить, какая крупа лежит в мешочке: ГОРОХ, РИС, МАНКА, ГРЕЧКА, ФАСОЛЬ;
(дети берут по одному мешочку в руки, прощупывают их)
Логопед : - Андрей, что у тебя в мешочке? (рис)
- Какую кашу мы сварим из риса?
Ответы детей : Из риса мы сварим рисовую кашу и т. д.
Логопед : Молодцы, ребята, а теперь соотнесём мешочки с кашей. Положите, пожалуйста, мешочки с крупой на нужную тарелку с кашей.
Логопед : Всё верно! Попрошу вас встать и переместиться в космический класс.
(дети встают из-за своих мест и перемещаются за столы к интерактивной доске)
7. Интерактивная игра «Космический телескоп». Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных (слайд 17)
Логопед : Посмотрите на экран. Что вы видите?
Ответы детей : Нашу планету Земля.
Логопед : С космической высоты всё кажется каким?
Ответы детей : Маленьким.
Логопед : И чтоб рассмотреть нашу планету, в какой прибор мы посмотрим?
Ответы детей : В телескоп.
Логопед : Я, как капитан корабля, смотрю, первая и говорю, что увидела, а затем вы выполняйте задания по моему образцу.
Логопед : Я увидела камушек.
Ответы детей : Я увидел домик, грибочек, цветочек, деревце, кустик, травку.
Логопед : Отлично! Молодцы!
III. Рефлексия. (слайд 18)
(звучит спокойная музыка)
Логопед : Ребята, вы успешно прошли курс подготовки будущих космонавтов в нашей школе. А теперь закроем глаза, сядем удобно, дышим ровно, глубоко. Представляем наш детский сад и возвращаемся в группу.
Логопед : Ну вот, мы и дома.
- Где мы сегодня побывали?
- Что вам понравилось больше всего?
- Что больше всего запомнилось?
- Какими должны быть космонавты?
Логопед : Ребята! Мы с вами справились с очень непростыми заданиями Космической Школы. За это каждый из вас получает свидетельство «Будущего космонавта».
(Звучит музыка. Логопед вручает детям свидетельства об окончании школы будущих космонавтов).