Людмила Кузнецова
Конспект подгруппового логопедического занятия для детей с ОНР «Транспорт»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект подгруппового логопедического занятия для детей с ОНР.
Тема: "Весёлое путешествие»
Цель: развивать речь ребёнка, закрепить умение употреблять существительные в родительном падеже единственного и множественного числа.
Задачи:
коррекционно-образовательные:
• активизация, обогащение и закрепление словаря по теме «Транспорт»;
• совершенствование умения подбирать слова-антонимы;
Публикация «Конспект подгруппового логопедического занятия для детей с ОНР „Транспорт“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Транспорт. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2021
• совершенствование умения употреблять существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
• обучение полным ответам на вопросы.
коррекционно-развивающие:
• развитие мышления (обобщения, классификации);
• развитие зрительного и речеслухового внимания;
• развитие мимической мускулатуры;
• развитие ориентировки в пространстве;
• развитие мелкой моторики рук;
• развитие длительного целенаправленного речевого выдоха.
коррекционно-воспитательные:
• воспитание активности и инициативности;
• воспитание умения работать в коллективе;
• воспитание навыков сотрудничества.
Оборудование: предметные картинки с изображением транспортных средств, аудиозапись «Песенка друзей», капелька, облачко, дорога, мольберт, стол, магнитная доска, контейнеры с водой, лодочки из бумаги, мяч с надписью «Один-много», кольца по количеству детей (красные, жёлтые, зелёные, обручи трех цветов (красные, жёлтые, зелёные).
Ход НОД
Коммуникативная игра «Здравствуй!»
Логопед : Здравствуйте! Давайте сначала, пожелаем друг другу здоровья, поздороваемся со всеми и со всем
«Здравствуйте!»
Здравствуйте, ручки! Хлоп-хлоп-хлоп!
Здравствуйте, ножки! Топ-топ-топ!
Здравствуйте, щечки! Плюх-плюх-плюх!
Пухленькие щечки? Плюх-плюх- плюх!
Здравствуйте, глазки! Миг-миг-миг!
Здравствуйте, губки! Чмок-чмок-чмок!
Здравствуй, мой носик! Бип-бип-бип!
Здравствуйте, детишки! Раз, два, три.
Девченки и мальчишки, здраааавствуууйтеее)
И вы взрослые здравствуйте
1. ВВОДНАЯ БЕСЕДА. РАЗМИНКА.
Логопед : Ребята, сегодня мы предлагаем вам отправиться в путешествие. Оно будет в далёкую волшебную страну, где живут разные виды транспорта. Какие вы знаете виды наземного транспорта? (Автобус, автомобиль, поезд). А что относится к подземному транспорту? (Метро). Какой водный транспорт вы знаете? (Корабль, яхта, катер, лодка). К какому виду транспорта относятся самолёт, вертолёт? (К воздушному транспорту)
Я знаю дорогу в эту страну, но одной мне не справиться с трудностями, которые ждут нас в пути. Вы согласны мне помочь? Путь не близкий, и мы будем путешествовать на разных видах транспорта. Вы готовы?
Логопед : Тогда я приглашаю вас в путешествие, а на чем мы поедем, вы узнаете, когда отгадаете загадку:
Что за чудо – длинный дом!
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином.
Дети: Автобус
Логопед : Правильно.
1. Игра «Скажи наоборот»
Логопед : Чтобы ехать на автобусе, нужно заплатить за проезд - сказать наоборот.
Логопед : Наш автобус маленький или…
Дети: Большой
Логопед : Наш автобус медленный или…
Дети: Быстрый
Логопед : Наш автобус короткий или…
Дети: Длинный
Логопед : Наш автобус узкий или…
Дети: Широкий
Логопед : Наш автобус грязный или…
Дети: Чистый
Логопед : Ну вот, мы можем отправляться. Занимайте места в автобусе. Кто вы теперь?
Дети: Пассажиры.
Логопед встает вперед «держит руль», дети встают за ним по одному.
2. Мимические упражнения. Упражнения на ориентировку в пространстве.
Посмотрите вправо. Солнышко ярко светит. Зажмурьте крепко глазки. Посмотрите влево, там нам улыбаются прохожие — улыбнитесь и вы им.
Логопед : Приехали! Выходите из автобуса. Вот и первая остановка.
Давайте немного отдохнем, а то мы засиделись в автобусе и поиграем с язычком
3. Артикуляционная гимнастика.
• «Лодочка». Открыть рот. Язык высунуть «лодочкой» («желобком», держать неподвижно. Губы то широко раскрывать («оскал», то касаться ими «желобка».
• «Трамвай». Рот открыт. Губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижать к верхним коренным зубам, спинку языка прогнуть вниз, кончик держать свободно. Делать движение языком вперёд – назад, боковые края языка при этом должны скользить по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы.
• «Грузовик высыпает груз». Открыть рот, улыбнуться. Боковые края языка упереть в боковые верхние зубы почти до клыков. Поднимать и опускать широкий кончик языка, касаясь им верхней и нижней десны за зубами. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны.
4. Пальчиковая гимнастика
Едем-едем мы домой (делают «крышу» из пальчиков)
На автобусе с тобой, (сжимают-разжимают кулачки)
Въехали на горку: хлоп. (сжимают-разжимают кулачки, хлопают в ладоши)
Колесо спустилось: стоп. (сжимают-разжимают кулачки, хлопают в ладоши)
Логопед : дети, посмотрите, мы не можем дальше ехать на автобусе, у нас спустила шина, придется ремонтировать. Тогда за работу
5. Развитие речевого дыхания и голоса.
• «Прокололась шина у машины». Произнесение звука ш-ш-ш
• «Накачаем шину» («Насос»). Произнесение звука с-с-с-с.
На автобусе дальше мы ехать не сможем, заплатка должна подсохнуть, чтобы не оторвалась.
6. Упражнение на координацию речи с движениями
Логопед Дальше мы поедем на машинах. Какую марку выбираете? Вместе со мной повторяйте слова и показывайте движения.
Упражнение «Едем, едем на машине…».
Едем, едем на машине, Имитируют движения рулём.
Нажимаем на педаль. Ногу сгибают, вытягивают.
Скорости переключаем, «Рычаг» поворачивают рукой к себе, от себя.
Смотрим пристально мы вдаль. Приставляют ладонь ко лбу.
Дворники счищают капли Руки сгибают в локтях перед собой, ладони раскрывают.
Вправо, влево. Чистота! Наклоняют руки вправо, влево.
Волосы взъерошит ветер.
Над головой шевелят пальцами.
Мы - шофёры хоть куда! Поднимают вверх большой палец руки.
Логопед Внимание, остановка.
Подвижная игра "Цветные автомобили"
7. Лексико - грамматические упражнения, игры
Логопед : Ребята, у остановки стоит грузовик, а в кузове мячик для нас. Какой он необычный, надпись на нём. Что написано? Прочитаем: «Один – много». Сейчас мы поиграем в такую игру. Я бросаю мяч и называю один предмет, а вы ловите мяч и говорите слово, если этих предметов стало много.
8. Игра «Один - много». Логопед, бросая мяч ребёнку, называет слово в ед. ч., а ребёнок, возвращая мяч, называет его во мн. ч. : самолёт – много самолётов.
Слова для игры: автобус, грузовик, яхта, корабль, вездеход, поезд, машина, троллейбус, лодка, электричка, телега.
Логопед : Смотрите, наш мячик куда-то покатился. Он показывает дорогу к следующему испытанию.
9. «Какой это транспорт?»
Логопед помещает на доску капельку, облачко и дорогу.
Логопед : Вспомните, какой бывает транспорт?
Дети: воздушный, наземный, водный.
Логопед : Возьмите по одной картинке со стола и найдите ей место: если это воздушный транспорт, то поместите картинку к облаку, если водный – к капельке, если наземный – к дороге.
Логопед складывает картинки с транспортом в свою сумку.
Логопед : молодцы, справились с заданием. А вот и ещё одно испытание
10. Дыхательная гимнастика.
Логопед с детьми останавливаются около столов, на которых стоят контейнеры с водой, а в них плавают лодки.
Логопед : Остановка «Берег».
Логопед : Много чего вы видите?
Дети: Много лодок
Логопед : Лодки стоят у берега и никак не могут отплыть – ветра нет. Давайте поможем лодкам и сделаем ветерок. Вдохните через носики, вытяните губы вперед, дуйте плавно, щеки не надувайте.
Логопед : Какие вы молодцы, помогли лодкам
11. Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Построение лодки из счетных палочек.
Педагог раздает ребятам по семь счётных палочек.
12. Пальчиковая гимнастика
Мы с вами поплывем на кораблике.
А теперь с тобой вдвоём мы на лодочке плывём,
Ветер по морю гуляет, ветер лодочку качает.
Весла в руки мы берём, быстро к берегу гребем.
К берегу пристала лодка, мы на берег прыгнем ловко
И поскачем по лужайке, будто зайки, будто зайки".
Логопед : Сегодня мы с вами путешествовали на разных видах транспорта. А на каком мы еще не путешествовали?
Дети: на самолете
Логопед : Правильно. А вот самолёт мы построим сами.
13. Пальчиковая гимнастика
Самолёт построим сами,
Понесёмся над лесами,
Понесёмся над лесами,
А потом вернёмся к маме!
14. Конструирование из бумаги самолет (оригами)
Игры с самолетиками (возвращение домой)
Самолёт построили сами,
Понеслись мы над лесами,
Понеслись мы над лесами,
И вернулись к нашей маме!
15. Итог занятия :
На каких видах транспорта мы сегодня путешествовали?