Римма
Конспект подгруппового занятия для детей с ФФНР в подготовительной группе «Путешествие в страну звука [ж] и буквы Ж»
▼ Скачать + Заказать документы
Автономное дошкольное образовательное учреждение
муниципального образования г. Долгопрудного
детский сад общеразвивающего вида № 25 «Цветик-Семицветик»
Учитель-логопед Белолипецкая Римма Владимировна
«Путешествие в страну звука и буквы Ж»
Цели: Коррекция фонематических нарушений у детей подготовительной группы. Знакомство детей с буквой и звуком Ж.
Задачи:
1. Коррекционно-обучающие:
– учить детей точно и полно отвечать на вопросы;
– формировать лексико-грамматический строй;
Темочки:
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
– упражнять детей в звукобуквенном анализе и синтезе слов;
– автоматизировать звук «Ж» в слогах, словах, словосочетаниях;
2. Коррекционно-развивающие:
– развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;
– развитие логического мышления, внимания;
– развитие тонких движений пальцев рук;
3. Коррекционно-воспитательные:
– формирование положительной установки на участие в занятии;
– умение слушать сверстников и логопеда;
– воспитание доброжелательных отношений, воспитание усидчивости,
Оборудование: магнитофон, звуковые схемы, аквариум, рыбки с картинками (жук, жираф, пижама, уж, ножи, еж, 3 ведерка, вагоны от поезда, сюжетная картинка семьи ежей, карточки с пластилиновым изображением буквы Ж, картонные гномик и великан, карточки с заштрихованными буквами Ж.
Ход занятия
Звучит песня: Буква Ж, буква Ж, буква Ж жужжала,
Буква Ж, буква Ж в гости зазывала
Жа-жа-жа, жа-жа-жа заходите детвора,
Жу-жу-жу, жу-жу-жу жду в волшебную страну.
1. Организационный момент
Дети заходят в кабинет под музыку (песенка про букву Ж, на стенах висят буквы Ж, картинки со звуками Ж (жуки, пчелки и т. д.)
Логопед: Здравствуйте ребята, садитесь, послушайте внимательно текст и определите, какой звук чаще всего встречается?
На лужайке живет дружная семья: ежик, ежиха и ежата. Ежики ловят жуков и ужей, а ежата нежатся на жарком солнце и ждут ужина. После ужина ежи, съежившись, засыпают под кустом ежевики.
– Какой звук повторялся?
– Ж.
– Правильно, Ж.
Введение в тему занятия
И вы, наверное, догадались, что сегодня на занятии мы отправляемся в путешествие по сказочной стране, где будем знакомиться со звуком и буквой Ж. Нас ожидает много нового: интересные встречи, задания, и конечно, игры.
Но, чтобы наше путешествие удалось, надо вспомнить, как правильно произносится звук Ж.
2. Характеристика звука Ж
Давайте произнесем звук Ж.
– Как должны быть губы, зубы, язычок – когда мы произносим звук Ж?
Губы округлены, зубы сближены, язычок «Чашечкой» за верхними зубами, боковые края прижаты к коренным зубам.
– Какой он?
– Согласный, твердый, звонкий.
– А почему, как вы определили что он согласный, звонкий?
– Давайте проверим: поиграем в игру «Наушники». «Наденем наушники», (закрываем руками уши) и произносим звук Ж, слышите шум в наушниках?
Да, значит мы правильно определили, звук Ж – звонкий.
– Мы с вами произносим слоги, слова со звуком Ж, а мы можем увидеть звуки?
– Нет, мы видим и пишем буквы.
– Какой же буквой обозначается звук Ж на письме?
– Давайте станем волшебниками и превратим звук Ж в букву Ж.
Вместе с детьми произносим стихотворение:
Платья звукам надеваем,
звуки в буквы превращаем.
3. Упражнение для развития мелкой моторики рук и запоминания зрительного образа буквы.
–Буква Ж хочет, чтобы вы её хорошо запомнили, просит выложить её портрет.
Дети садятся за столы, где приготовлены карточки с намазанным пластилином и мисочки с фасолью, чечевицей, горохом, семечками. На картонках выкладывают букву Ж. По окончанию работы даю положительную оценку детям от имени буквы Ж.
Эта буква широка и похожа на жука.
И при этом точно жук издает «жужжащий звук».
4. Упражнение на развитие внимания.
Найди спрятанные буквы Ж и обведи их кружочком.
5. Автоматизация звука Ж в слогах и словах.
– Давайте пожужжим вместе с веселым жучком. Я буду называть песенки со звуком Ж, а вы попробуйте повторить их (называю слоговые ряды, дети их повторяют).
Жа-жо-жу жу-же-жи же-жо-жа
Жи-жа-жо жо-жу-жа жа-же-жу
-А теперь сами придумайте слово со звуком Ж и «положите» мне его в ладони (Дети придумывают слово, чётко произносят, выделяя звук «ж» и «кладут» логопеду в ладони. Обойдя всех детей, логопед подносит свои сложенные ладони к уху).Звук жужжит и приглашает нас поиграть в игру «Доскажи словечко» :
Жу-жу-жу – молока дадим (ежу).
Жа-жа-жа – сидят на ветке два… (чижа).
Же-же-же – живем на третьем… (этаже).
Жи-жи-жи – в море плавают (моржи).
6. Логопедическая зарядка
Еж готовится к рекордам (руки на поясе)
Будем заниматься спортом; (руки поднять перед собой)
Ежик лапки напрягает.
Штангу кверху поднимает (поднять вверх руки с напряжением)
Держит 1,2,3,4,5,
Можно штангу опускать (опускаем руки)
Ежик низко приседает, (приседаем)
И по камушкам шагает, (шагаем)
Возвращается обратно.
7. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами –ик, -ок и увеличительными –ище.
– К нам в гости пришли гномик и великан и вам нужно превратить предметы в очень маленькие, как у гнома, и в очень большие, как у великана.
Я буду говорить:
У человека –комар, а вы отвечаете у гнома – комарик, а у великана – комарище.
8. Закрепление навыков выделения заданного звука из слов; определения места звука в слове.
– А сейчас мы с вами порыбачим:
Много разной рыбы плавает в пруду.
Рыжик кот поймает на свою уду
Маленькую рыбку,
А на ней картинку.
Вы картинку назовите.
В слове быстро Ж найдите.
В разные ведерки рыбки положите.
Дети должны определить где находится звук Ж в начале, в середине или в конце слова и разложить по ведеркам.
Слова: жук, еж, снежинка, журавль, лыжи, уж.
9. Итог занятия.
Молодцы! Вы справились со всеми заданиями.
– Чем мы сегодня занимались? С какой буквой вы сегодня познакомились? Какой звук она обозначает?
– Что вам больше всего понравилось?
– А в чем были трудности?
Сегодня все хорошо работали на занятии, вы молодцы!