Наталья Сухарева
Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука [Л] для детей подготовительной группы
▼ Скачать +Заказ
Конспект подгруппового логопедического занятия для детей подготовительной группы
Подготовила: учитель-логопед Сухарева Н. В.
Подгрупповое логопедическое занятие по автоматизации звука Л в подготовительной группе
На тему: Путешествие в страну звука «Л»
Описание: Подгрупповое логопедическое занятие разработано для детей подготовительной группы.
Публикация «Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука [Л] для детей подготовительной группы» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [Л], [Л’]. Автоматизация, дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Темочки
На протяжении всего занятия дети выполняют различные задания, направленные на автоматизацию звука Л, а также на развитие и совершенствование фонематических функций.
Конспект занятия составлен на основе интеграции нескольких образовательных областей, что соответствует современной системе дошкольного образования. Содержит подробное описание хода занятия.
Цель занятия: автоматизировать звук [Л] в словах, предложениях.
Задачи: Коррекционно-образовательные:
- Закрепить представления о правильной артикуляции звука [Л].
- Закрепить представления о закономерностях сезонных изменений (весна сменяет зиму).
- Закрепить навык подбирать противоположные по смыслу слова (антонимы).
- Совершенствовать умение определять количество слов в предложении.
- Совершенствовать умение согласовывать существительные с числительными.
Коррекционно-развивающие:
- Совершенствовать развития фонематического слуха, умение определять наличие или отсутствие в тексте общего звука.
- Совершенствовать умение определять положение звука в слове.
- Совершенствовать умение контролировать правильное произношение звука [Л].
- Совершенствовать движения мелкой моторики, сопровождая движения речью.
- Совершенствование внимания и памяти.
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать навыки сотрудничества, доброжелательности; чувство ответственности.
Оборудование: письмо; игрушки: зайчонок, белочка, кот; ведерко с рыбками; картинки овощей; мягкие модули; зеркала.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Учитель-логопед: Как вы думаете, зачем я вас пригласила? (ответы детей)
Учитель-логопед: Я хочу прочитать вам необычное письмо. Послушайте его внимательно, постарайтесь определить, что в нем не так:
Здравствуйте дети!
У медвежонка случилась беда! Он хотел на зиму сде-ать запасы: морковку дерга-, грибы собира-, орехи рва-, рыбу уди-, кур таска-…. Все де-а-, да вот с пустыми –апами оста-ся. Придется ему зимой в бер-оге –апу сосать. Помогите ему пожа-уйста! Ваш Мышонок.
Учитель-логопед: Ребята, вы услышали, какие ошибки допустил мышонок? (ответы детей: мышонок пропустил звук Л)
Учитель-логопед: Верно, Мышонок пропустил в словах звук Л. Скажите, а Вы готовы отправиться на помощь к медвежонку? (ответы детей)
2. Сообщение темы
Учитель-логопед: Значит, сегодня нас ждет необычное занятие: мы постараемся помочь мышонку сделать запасы на зиму, а заодно повторим звук Л. Но только где нам зимой морковки взять, грибов и орехов? Урожай – то уже весь собрали, и огороды все снегом засыпаны. (ответы детей: в магазине купить, своим урожаем поделиться.)
Учитель-логопед: Мне кажется, я придумала. Давайте мы с вами отправимся на сказочном пароходе в плавание. И попробуем отыскать местечко, где можно урожай собрать. Вы догадались, какое время года нам нужно? (ответы детей: Осень).
Учитель-логопед: Конечно, нам нужно найти сказочную осень. Но прежде чем начать путешествие подумайте и скажите, сможет ли сразу после зимы наступить осень?
- Назовите, какое время года наступает после зимы?
- После весны?
- После лета?
- Что же путь не близкий, а потому к путешествию необходимо как следует подготовиться.
3. Артикуляционная гимнастика
Учитель-логопед: Берите зеркала.
Напечем блинчиков, чтобы было чем подкрепиться (упражнение «Блинчик»).
Возьмем варенье и клубничное, и малиновое, и земляничное (упражнение «Вкусное варенье»).
Нам пора поторопиться.
Посмотрите, а вот и пароход качается на волнах, покажем как (упражнение «Качели»)
Учитель-логопед: Слышите, он подает сигнал, наверное, приглашает на палубу. Покажите, как гудит пароход (ы-ы-ы). Еще раз покажем, как гудит пароход, а язычки поднимем за верхние зубки (ы-ы-ы-л).
Учитель-логопед: Посмотрите, нас встречает капитан.
Учитель-логопед: Будьте осторожны, пароход начинает движение. Давайте еще раз покажем как гудит параход (ы-ы-ы-л).
4. Закрепление артикуляции и характеристики звука
Учитель-логопед: Все пассажиры на борту, пора познакомиться с капитаном. Оказывается, капитан, большой любитель ребусов, вот и свое имя зашифровал. Попробуем разгадать?
(дети по схеме артикуляции определяют имя капитана)
Учитель-логопед: Конечно, имя капитана звук Л, тогда вы наверняка знаете, как его фамилия? (ответы детей:Согласный, какой характер у нашего капитана (ответы детей: твердый, а голос (ответы детей:Звонкий)
Учитель-логопед: Итак, сегодня Согласный звук Л с твердым характером и звонким голосом будет нашим капитаном и будет сопровождать нас в нашем путешествии.
5. Автоматизация звука на уровне слога
Все пассажиры на борту, занимайте свои места, выходим в открытое море.
Учитель-логопед: Посмотрите, как красиво! За бортом плещутся волны!
Учитель-логопед: Посмотрите, кто это? (ответы детей:чайки).Учитель-логопед: Вы слышите они нам что-то кричат: кла-клы-кло; плу-пло-плы; сла-слу-сло. Наверное они желают нам счастливого пути. Давайте поблагодарим чаек на их языке: клу-кла-клы, кла-кло клу. И скажем им до скорой встречи пла-плы-пло, сло-сла-слу. (Дети повторяют слоги)
Учитель-логопед: Посмотрите, мы подплываем к какому-то берегу. Какое здесь царствует время года? (Ответы детей:Весна)
- Пора нам выходить? (ответ детей: Нет)
- Значит, плывем дальше.
6. Упражнение на развитие мелкой моторики рук
Учитель-логопед: Посмотри скорей мой друг, рыбки плавают вокруг.
А мы с вами знаем игру про рыбок, сыграем? Покажите своих рыбок. (пальчиковая гимнастика)
Рыбки плавают в водице
Рыбкам весело играть
Рыбки, рыбки, озорницы,
Ты попробуй их поймать.
Рыбка спинку изогнула,
Крошку хлебную поймав
Рыбка хвостиком махнула,
Рыбка быстро уплыла.
Учитель-логопед: Посмотрите, по курсу земля, какое время года здесь поселилось и ждет свой черед, Вы его узнали? (ответы детей:Лето).
- А мы плывем искать? (ответы детей: Осень).
Учитель-логопед: Продолжаем наше путешествие.
7. Упражнение на развитие словаря антонимов
Учитель-логопед:Посмотрите, кто это? (ответы детей: дельфины).
- Что они делают? (ответы детей:Они играют в мяч).
Учитель-логопед: Правильно, дельфины играют в мяч. Один дельфин кидает, а другой наоборот … (ответы детей: Ловит).
Учитель-логопед: Давайте и мы поиграем в игру с мячом «Скажи наоборот»: лето теплое – а зима …., лимон кислый – а сахар, перышко легкое – а камень, чай горячий – а мороженное ….
Учитель-логопед: А вот и осень! Причаливаем к берегу. Выходим на берег осторожно.
Учитель-логопед: Кто это нас встречает? (ответы детей: Мышонок).
Учитель-логопед: Наверное это тот самый мышонок, что отправил нам письмо. Давайте покажем ему как мы плыли по морю и кого видели.
8. Физминутка «Море волнуется».
9. Упражнения на развитие фонематического слуха и восприятия
Учитель-логопед: Мне кажется он нам что-то показывает, рассмотрим поближе.
Учитель-логопед: Вы догадались что это? (ответы детей: может это карта).
Учитель-логопед: Конечно, это карта по которой нам нужно идти. Кого мы должны найти сначала (Зайчика, затем пойдем к кому …. (к ежику). Дальше мы пойдем искать…. (белочку). А потом … (кота). Посмотрите и запомните. Запомнили? Что же, по дорожке вы идите и зайчонка отыщите.
Учитель-логопед: Здравствуй Зайчик! Ты не поделишься с нами овощами?
Учитель-логопед: Зайчик разрешил нам собрать только те овощи, в названии которых есть звук Л (дети выбирают овощи со звуком л: лук, баклажан, свекла).
Учитель-логопед: Скажем зайчику спасибо и идем дальше. Кого нам нужно отыскать в лесу? Идем искать ежика.
- Кто попросит у ежика грибов?
(дети обращаются к ежу: ежик, ты не поделишься с нами грибочками).
Учитель-логопед: Ежик согласен поделиться, но и нас просит ему помочь. Согласны? Тогда поможем ему разложить грибы по корзинкам.
- Посмотрите, чем корзинки отличаются?
- Вы догадались, в какую корзинку нужно положить грибок, если на нем картинка со звуком Л в начале слова. (Ответы детей)
Учитель-логопед: Если на грибочке картинка со звуком Л в начале слова, складываем грибок в корзинку, где синий квадратик в первом окошечке, если звук в середине в корзинку с квадратиком в среднем окошечке и если звук в конце слова, то и квадратик в последнем окошке. (дети выполняют задание: раскладывают грибы по корзинкам)
10. Автоматизация звука в предложении
Учитель-логопед: Молодцы! И ежику помогли и медвежонку грибов набрали. Идем дальше. Ищем кого? (ответы детей: Белочку).
Учитель-логопед: Кто готов у белочки орешков попросить?
(дети обращаются к белочке с просьбой поделиться орешками)
Учитель-логопед: Белочка согласна поделиться. И разрешает взять из её кладовой столько орешков, сколько слов в предложении. Кто первый будет орешки собирать?
Тогда слушайте:
Дятел долбит клювом дуб.
Белочка щелкает вкусные орешки.
Ласточка свила теплое гнездо.
Учитель-логопед: Молодцы! Справились с заданием.
11. Автоматизация звука в связной речи
Учитель-логопед: Нам пора отправляться дальше. К кому мы идем? (к коту).
Посмотрите-ка, кот уже рыбки наловил. Может он с нами поделиться?
Оказывается котик большой любитель загадки отгадывать, особенно про овощи. За каждую загадку он даст по рыбке.
Дети загадывают коту загадки:
Лето целое старалась
Одевалась, одевалась,
А как осень подошла,
Все одежки отдала.
Сотню одежонок
Сложили в бочонок.
За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь очень гладкая,
На вкус, как сахар сладкая.
Учитель-логопед: Ну что же овощи собрали, грибов набрали, орехов нарвали, рыбки наловили, давайте отнесем запасы медвежонку. Он, наверное, нас уже заждался, а вот кстати и он.
Не будем его тревожить, поставим корзинку. Пора возвращаться. Идем к нашему пароходу.
Учитель-логопед: Поднимайтесь на палубу, занимайте свои места, отплываем. Курс на детский сад. (на экран проецируется слайд с изображением моря)
12. Итог
Учитель-логопед: Вам понравилось наше путешествие?
- Что больше всего вам запомнилось?
- Чье задание для вас было трудным?
Мне тоже понравилось с вами путешествовать вы все сегодня были молодцы! Справились со всеми заданиями и особенно приятно, что вы правильно произносили все слова со звуком Л.
Учитель-логопед:Ну вот мы и дома. Всем спасибо и до встречи!