Лапина Светлана
Конспект занятия по звуковой культуре речи у детей старшей группы «Ознакомление со звуком [С] и буквой С»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по звуковой культуре речи у детей старшей группы
Цель: Ознакомление со звуком [С] и буквой С.
Программное содержание:
Образовательные: Дать представление о звуке [С]. Познакомить с буквой С
Развивающие: Развивать фонематический слух детей, внимание, память, мышление, связную речь
Воспитательные: Воспитывать доброжелательное отношение к другим и желание помогать.
Публикация «Конспект занятия по звуковой культуре речи у детей старшей группы „Ознакомление со звуком [С] и буквой С“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буква У и звук [У]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2021
Оборудование: Карточки с картинками, кружочки, корзинка, принадлежности для лепки (картон, пластилин, стеки, досочки и т. д., фланелеграф, картинка с изображением буквы С
Предварительная работа: Развитие моторики артикуляционного аппарата (артикуляционные гимнастики и упражнения); отгадывание загадок; пересказ прочитанных детьми произведений; рассматривание картинок, направленное на обогащение словарного запаса.
Ход занятия:
Вводный этап:
В: Ребята, сегодня в двери нашего детского сада постучалась девочка Саша. Она была грустной, а её глаза были красными от слёз. Когда я спросила у неё, что случилось, она сказала, что расстроена. Из-за того, что пока она учила буквы и звуки при помощи азбуки, она дошла до очень интересной и красивой буквы, но к сожалению, именно про эту букву в азбуке не было ничего сказано, так как в азбуке не хватало несколько страниц.
В: Ребята, я знаю про какую букву говорила Саша и хочу ей помочь узнать про эту букву много нового и интересного, а вы хотите про неё узнать и помочь Саше выучить эту букву?
Д: Да. Хотим!
В: Ну тогда я сейчас позову Сашу, и я вам всё расскажу.
В: теперь, когда Саша пришла, мы можем начать, но перед этим нам с вами нужно потренировать наш язычок
Артикуляционная гимнастика:
«Жил был веселый язычок в домике под названием роток. Решил он как-то солнечным днем прогуляться. Вышел из домика. Посмотрел направо, потом налево, смотрит, а заборчик перед домом совсем грязный стал. Решил язычок почистить забор. С одной стороны, почистил, потом, с другой стороны. Устал язычок и лег отдохнуть.
Основной этап:
В: Теперь, когда мы потренировали наш язычок,
посмотрите на вот эти картинки (Самолёт, собака, санки, самокат, стул)
В: ребята, давайте все вместе, назовём эти с слова
(называют)
В: эти слова начинаются на одну очень интересную и красивую букву
(вывешивает на фланелеграфе распечатанною букву С)
В: Саша про эту букву ты говорила?
С: Да! Именно эту букву и её звук я хочу выучить!
В: Хорошо, значит я не ошиблась. Ребята все слова, которые мы с вами назвали начинаются на звук [С] и пишутся с буквы С.
(Указывает на букву, на фланелеграфе и говорит: «Это тоже буква С»)
В: Ребята посмотрите на что похожа эта буква?
Д: На месяц, банан, откушенный бублик
В: Молодцы!
Букву «С» люблю я очень,
С буквы «С» пишу «Сыночек».
Что ещё? Сказать Сумей-ка!
Сок, и Солнце, и Скамейка.
В: Ребята, а ещё вспомните как выглядит буква О, буква С это, как будто её половинка.
В: Ребята теперь мы с вами знаем, как выглядит буква С [эс]. Когда буква С [эс] пишется в словах она читается и слышится как звук [C]
Дети, а вы знаете слова на букву и звук [C]?
Д : Сапоги, солнце, санки, сосна и т. д.
В: Молодцы! Вы назвали слова на букву и звук [C], но эта буква может писаться не только в начале слова, но и в середине, и в конце. Например, повторите за мной несколько слов: Носок, песок, ананас и т. д.
(Дети повторяют слова за воспитателем)
Сейчас мы с вами назвали слова со звуком и буквой С.
А теперь давайте немного разомнёмся.
Физкультминутка:
Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
Приседание с хлопками:
Вниз — хлопок и вверх — хлопок.
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем — будет прок. (Приседания, хлопки в ладоши над головой.)
Крутим-вертим головой,
Разминаем шею. Стой! (Вращение головой вправо и влево.)
В: молодцы ребята, хорошо размялись, а теперь давайте продолжим.
В: Дети, звук [C] мне нравится, как и буква, а, чтобы его правильно произносить нам нужно улыбнутся и сомкнуть зубки. Кончик языка должен коснутся нижних передних зубов. А теперь все вместе вдохнём воздух и произнесём звук «С-с-с-с-с» Повторяйте за мной!
(дети повторяют)
В: Молодцы! А теперь мы с вами и с Сашей выполним упражнение. Внимательно слушайте и повторяйте за мной:
Са-са-са- под сосной сидит лиса.
Су-су-су- суп собаке я несу.
Сы-сы-сы- встал слонёнок на весы.
Со-со-со- сыплет снег не колесо.
Ос-ос-ос - на палубе матрос.
Ис-ис-ис - я ем ирис.
В: Отлично, вы все очень внимательно меня слушали и всё правильно произносили, благодаря вам у Саши всё лучше и лучше получается произносить звук «С»
В: Ребята давайте немного передохнём и поиграем, а Саша будет сидеть и наблюдать у всех ли всё получается.
В: Я буду произносить звуки, слоги и слова, а вы должны внимательно меня слушать и как только услышите звук «С», хлопните в ладоши.
Справитесь?
Д: Да!
В:
- С, к, в, м, с;
- Са, ма, су, ву, ты;
- Сок, мак, рис, кот, сор, дом;
- Савок, мех, сосна, ананас.
В: Молодцы! Все звуки услышали.
В: Ребята, пока мы с вами играли, Саша нашла корзину, в которой лежали слова на букву и звук С, но к сожалению, они все рассыпались и потерялись. Давайте мы вместе с Сашей попытаемся вернуть слова на место
Д: Давайте
В: Для этого давайте мы с вами будем придумывать слова на букву и звук С, поочереди брать кружочек и называть слово и на букву и звук С, а потом кружочек класть в корзинку. Так мы и заполним корзину.
(Дети выполняют задания)
В: ребята и Саша, вы такие молодцы, все все слова на букву и звук С в корзинку вернули.
В: Ребята, а теперь давайте, слепим букву С, чтобы Саша и вы не забыли, как она выглядит, вы также сможете её украсить, а потом показать своим родителям.
(Дети вместе с Сашей, гладя на картинку с буквой С, лепят её)
Заключительный этап:
В: Ребята вы такие молодцы и у вас так хорошо получилось слепить букву С, теперь вы точно не заблудите как она выглядит и звучит.
Саша вместе с вами многое узнала о букве и звуке С. А теперь её пора домой.
С: До свидания ребята, благодаря вам я многое узнала и повеселилась. Спасибо вам, теперь я точно выучили букву и звук С и никогда их не забуду, до новых встреч.
(Дети прощаются с Сашей)
Ребята давайте вспомним:
В: Ребята кто к нам сегодня в гости приходил?
Д: Девочка Саша
В: А зачем она приходила?
Д: Она приходила для того чтобы с нами узнать про букву и звук С.
В: У нас получилось ей помочь?
Д: Да!
В: А что мы ещё сегодня делали?
Д: Играли и собирали слова на букву и звук С в корзинку, называли слова на звук [C] и лепили букву С.
В: Молодцы ребята! Всё запомнили и все вы отлично справлялись со всеми заданиями, а также узнали вместе с Сашей про букву и звук С и помогли ей выучить её.
А теперь можете сходить и положить свои красивые буковки в шкафчики.