Анастасия Андреева
Консультация для педагогов «Тревожность как нарушение эмоциональной сферы личности»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 363 «Камертон»
Тревожность как нарушение эмоциональной сферы личности
Работу выполнила: педагог- психолог
Андреева А. С.
Нижний Новгород
2024г.
Актуальность проблемы повышенной тревожности детей очевидна, так как именно в дошкольном возрасте формируется психическое и физическое здоровье, происходит становление личности, закладываются основные стереотипы поведения. Поэтому важно, как можно раньше создать детям благоприятные условия для полноценного личностного развития, помочь справиться с эмоционально-личностными нарушениями: робостью, неуверенностью, тревожностью.
Именно в детстве происходит формирование коммуникативной, интеллектуальной, эмоционально-волевой сфер, закладываются основные стереотипы поведения.
Дети, это самая чувствительная часть социума и они наиболее подвержены разнообразным отрицательным воздействиям. В последние годы, как свидетельствуют специальные экспериментальные исследования, наиболее распространёнными явлениями у детей, являются тревожность и страхи (И. В. Дубровина, В. И. Гарбузов, А. И. Захаров, Е. Б. Ковалёва, А. М. Прихожан и другие).
Цель данной работы:
снижение уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
воспитать у ребёнка позитивное отношение к себе;
формировать положительную самооценку;
ознакомить детей с различного вида эмоциями, обучить различению их в графическом изображении;
способствовать снижению уровня тревожности;
помочь ребёнку открыть собственные резервы для преодоления и устранения тревожности.
развивать коммуникативные навыки.
Научно-методические основания работы
Теоретико-методологическим основанием работы является культурно-историческая парадигма (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин,
Деятельностный подход (А. Н. Леонтьев).
Проблема повышенного уровня тревожности (одного из показателей эмоционального неблагополучия личности) рассматривается многими известными психологами: А. М. Прихожан, И. В. Вачковым, А. И. Захаровым и др.
Основные понятия и положения
А. М. Прихожан указывает, что тревожность – это «переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия с предчувствием грозящей опасности».
Р. С Немов определяет тревожность как «постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства. Испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях».
А. В. Петровский пишет: «Тревожность – склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий.
Методы и приемы работы
Для определения участников коррекционно-развивающих занятий
использовались следующие методики:
1. Методика диагностики самооценки «Лесенка» (С. Г. Якобсон, В. Г. Щур).
2. Тест "Страхи в домиках" (А. И. Захаров и М. Панфилова, на выявление и уточнение преобладающих видов страхов (страх темноты, одиночества.)
3. Методика «Выбери нужное лицо», направлена на изучение эмоционального отношения и тревожности в социальных ситуациях (Тэммл Р., Дорки М., Амен В., адаптация Немов Р. С.).
4. Рисунок семьи (разработанная Р. Бернсом и С. Кауфманом)
5. Проективные методики:
"Несуществующее животное" (М. З. Друкаревич)
"Рисунок человека«(К. Маховер)
"Кактус« (М. А. Панфилова)
МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ
ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ
Ролевые игры (игры-драматизации) ;
Психогимнастические игры;
Коммуникативные игры;
Творческие игры и упражнения;
Упражнения на выражение эмоций и эмоциональный контакт;
Релаксация;
Элементы психологического тренинга
Работа с тревожными детьми
1. Повышение самооценки;
2. Обучению ребенка умению управлять собой в конкретной, наиболее волнующей его ситуации;
3. Снятие мышечного напряжения.
Повышение самооценки
Методы и приемы повышения самооценки:
Метод оценивания ребенка взрослым;
Метод поощрения со стороны взрослого;
Создание ситуации успеха;
Снятие страха перед деятельностью, освобождение ребёнка от психологического зажима;
Оказание скрытой помощи;
Приём авансирования личности;
Приём персональной исключительности;
Эмоциональное поглаживание.
Методы и приемы обучению самоконтроля, произвольности в эмоциональной сфере
Рассматривание рисунков, пиктограмм;
Дидактические игры;
Психогимнастические этюды;
Слушание музыки;
Чтение и обсуждение сказок, рассказов;
Выражение настроения в рисунке, танце, движении
Методы и приемы обучению самоконтроля, произвольности в сфере общения
Коммуникативные игры (группой, в парах);
Дидактические игры;
Ролевая игра;
Моделирование и анализ проблемной ситуации;
Групповая дискуссия
Методы и приемы снятия напряжения
подвижные и расслабляющие игры;
беседа (правила начала и окончания занятия);
дидактические игры;
рисование эмоций и настроения;
чтение и обсуждение сказок, рассказов, стихов;
методики эмоционального расслабления;
слушание музыки;
выражение настроения в рисунке, движении.