Приложение МААМ

Консультация для педагогов «Тревожность как нарушение эмоциональной сферы личности»

Анастасия Андреева
Консультация для педагогов «Тревожность как нарушение эмоциональной сферы личности»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 363 «Камертон»

Тревожность как нарушение эмоциональной сферы личности

Работу выполнила: педагог- психолог

Андреева А. С.

Нижний Новгород

2024г.

Актуальность проблемы повышенной тревожности детей очевидна, так как именно в дошкольном возрасте формируется психическое и физическое здоровье, происходит становление личности, закладываются основные стереотипы поведения. Поэтому важно, как можно раньше создать детям благоприятные условия для полноценного личностного развития, помочь справиться с эмоционально-личностными нарушениями: робостью, неуверенностью, тревожностью.

Именно в детстве происходит формирование коммуникативной, интеллектуальной, эмоционально-волевой сфер, закладываются основные стереотипы поведения.

Дети, это самая чувствительная часть социума и они наиболее подвержены разнообразным отрицательным воздействиям. В последние годы, как свидетельствуют специальные экспериментальные исследования, наиболее распространёнными явлениями у детей, являются тревожность и страхи (И. В. Дубровина, В. И. Гарбузов, А. И. Захаров, Е. Б. Ковалёва, А. М. Прихожан и другие).

Цель данной работы:

снижение уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

воспитать у ребёнка позитивное отношение к себе;

формировать положительную самооценку;

ознакомить детей с различного вида эмоциями, обучить различению их в графическом изображении;

способствовать снижению уровня тревожности;

помочь ребёнку открыть собственные резервы для преодоления и устранения тревожности.

развивать коммуникативные навыки.

Научно-методические основания работы

Теоретико-методологическим основанием работы является культурно-историческая парадигма (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин,

Деятельностный подход (А. Н. Леонтьев).

Проблема повышенного уровня тревожности (одного из показателей эмоционального неблагополучия личности) рассматривается многими известными психологами: А. М. Прихожан, И. В. Вачковым, А. И. Захаровым и др.

Основные понятия и положения

А. М. Прихожан указывает, что тревожность – это «переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия с предчувствием грозящей опасности».

Р. С Немов определяет тревожность как «постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства. Испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях».

А. В. Петровский пишет: «Тревожность – склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий.

Методы и приемы работы

Для определения участников коррекционно-развивающих занятий

использовались следующие методики:

1. Методика диагностики самооценки «Лесенка» (С. Г. Якобсон, В. Г. Щур).

2. Тест "Страхи в домиках" (А. И. Захаров и М. Панфилова, на выявление и уточнение преобладающих видов страхов (страх темноты, одиночества.)

3. Методика «Выбери нужное лицо», направлена на изучение эмоционального отношения и тревожности в социальных ситуациях (Тэммл Р., Дорки М., Амен В., адаптация Немов Р. С.).

4. Рисунок семьи (разработанная Р. Бернсом и С. Кауфманом)

5. Проективные методики:

"Несуществующее животное" (М. З. Друкаревич)

"Рисунок человека«(К. Маховер)

"Кактус« (М. А. Панфилова)

МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ

ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ

Ролевые игры (игры-драматизации) ;

Психогимнастические игры;

Коммуникативные игры;

Творческие игры и упражнения;

Упражнения на выражение эмоций и эмоциональный контакт;

Релаксация;

Элементы психологического тренинга

Работа с тревожными детьми

1. Повышение самооценки;

2. Обучению ребенка умению управлять собой в конкретной, наиболее волнующей его ситуации;

3. Снятие мышечного напряжения.

Повышение самооценки

Методы и приемы повышения самооценки:

Метод оценивания ребенка взрослым;

Метод поощрения со стороны взрослого;

Создание ситуации успеха;

Снятие страха перед деятельностью, освобождение ребёнка от психологического зажима;

Оказание скрытой помощи;

Приём авансирования личности;

Приём персональной исключительности;

Эмоциональное поглаживание.

Методы и приемы обучению самоконтроля, произвольности в эмоциональной сфере

Рассматривание рисунков, пиктограмм;

Дидактические игры;

Психогимнастические этюды;

Слушание музыки;

Чтение и обсуждение сказок, рассказов;

Выражение настроения в рисунке, танце, движении

Методы и приемы обучению самоконтроля, произвольности в сфере общения

Коммуникативные игры (группой, в парах);

Дидактические игры;

Ролевая игра;

Моделирование и анализ проблемной ситуации;

Групповая дискуссия

Методы и приемы снятия напряжения

подвижные и расслабляющие игры;

беседа (правила начала и окончания занятия);

дидактические игры;

рисование эмоций и настроения;

чтение и обсуждение сказок, рассказов, стихов;

методики эмоционального расслабления;

слушание музыки;

выражение настроения в рисунке, движении.

Публикации по теме:

Пособия для развития эмоциональной сферы ко Дню хороших эмоций на МAAMПособия для развития эмоциональной сферы ко Дню хороших эмоций на МAAM Представляю пособия для развития эмоциональной сферы детей, которые для нас смастерили родители наших воспитанников. Цели использования.

Игра на развитие эмоциональной сферы «Кляксы»Игра на развитие эмоциональной сферы «Кляксы» Цель игры:развитие эмоционального интеллекта. Задачи игры:- закреплять понятие о связи цвета и настроения - дать представление о том, что.

Игры для развития эмоциональной сферы дошкольниковИгры для развития эмоциональной сферы дошкольников Эмоции играют важную роль в жизни детей. Дошкольники могут распознавать свое внутреннее эмоциональное состояние, эмоциональное состояние.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Тревожность как нарушение эмоциональной сферы личности»
Опубликовано: 25 февраля 2025 в 09:42
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Тревожность как нарушение эмоциональной сферы личности»» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Андреева (УИ 3411604) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 февраля 2025 среда
Фисташковое творчество
Всемирный день неторопливости
27 февраля 2025 четверг



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД