Наталия Зянкина
Конспект экспериментальной деятельности в старшей группе на тему «Знакомство с магнитом и его свойствами»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнитов.
Задачи:
• Знакомство с понятием "магнит".
• Формирование представлений о свойствах магнита.
• Актуализация знаний об использовании свойств магнита человеком.
• Формирование умений приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения.
• Воспитание навыков сотрудничества, взаимопомощи.
Публикация «Конспект экспериментальной деятельности в старшей группе на тему „Знакомство с магнитом и его свойствами“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Магнит. Изучаем свойства магнита
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим об одном очень интересном предмете, а о каком, вы догадаетесь, отгадав загадку:
Загадка:Хоть я вовсе не планета, У меня есть полюса.
Рук и ног в помине нет, но хватать могу я сам:
Гвозди, ножницы, кастрюли, винтики, булавки, пули –
Всё железное манит, Тянет на себя…. магнит.
Воспитатель: Правильно магнит. Много секретов в себе он хранит. А каких секретов, узнаем в нашей лаборатории. Давайте вспомним о правилах поведения в лаборатории.
1. Соблюдай порядок на рабочем месте.
2. Нельзя брать вещества и предметы, без разрешения воспитателя.
3. Обращайтесь бережно с посудой, веществами и лабораторным оборудованием.
4. Дружно работать вместе (в паре, сообща).
Воспитатель: - Молодцы! Надеюсь, все будут соблюдать правила безопасности. Сегодня, в нашей лаборатории мы проведем эксперименты для того, чтобы узнать о чудесных свойствах магнита. И после каждого опыта нам необходимо как научным сотрудникам сделать определенные выводы.
Воспитатель: - Возьмите в руки магнит, рассмотрите его, потрогайте.
- Как вы думаете, из чего сделан магнит? (из железа).
- Магнит сделан из сплава нескольких металлов.
- Ребята сплав, это кода берут разные металлы, расплавляют их в печи и соединяют их вместе.
- Какой он на ощупь? (холодный, гладкий, твёрдый).
- Магниты бывают разного размера (большие и маленькие, большие - тяжёлые, а маленькие легче, они бывают разной формы.
- А какие интересные свойства есть у магнита, с которыми вы уже знакомы?
Дети: - Магнит может притягивать предметы.
Воспитатель: - Сейчас мы с вами это и проверим, проведем первый опыт. Придвиньте к себе контейнеры с образцами.
Опыт №1 «Притягивает, не притягивает?»
Перед вами контейнер, в котором находятся предметы, сделанные из различного материала, давайте назовём, из чего сделаны предметы:
- Этот предмет сделан из пластмассы
- Это образец ткани
- Это предмет сделан из стекла,
- Этот предмет выполнен из дерева
- Это образец бумаги
- Этот образец сделан из железа.
- Давайте попробуем их примагнитить. Какие предметы притянул магнит? (сделанные из железа)
Вывод: все железные предметы притягиваются, а не железные нет.
Опыт № 2. Действует ли магнит через другие предметы
- Ребята, как вы думаете, может ли магнит действовать через другие материалы: бумагу, ткань, пластмассовые дощечки? (дети проводят опыт)
Вывод: магнит может притягивать и через другие материалы.
-Ребята, как вы думаете, а в воде будет действовать сила магнита? (ответы детей) Давайте проверим: берем скрепку и бросаем ее стакан с водой. Прислоняем магнит к стакану на уровне скрепки. После того, как скрепка приблизится к стенке стакана, медленно двигаем магнит по стенке вверх. Что мы видим? Скрепка следует за движением магнита и поднимается вверх до тех пор, пока не приблизится к поверхности воды
Вывод: магнит может действовать через стекло и воду.
Опыт № 3 «Рыбалка».
- Ребята, мои скрепки рассыпались в тарелку с крупой. Как вы думаете, как можно их быстро собрать? (дети притягивают скрепки магнитом)
Опыт № 4 «Магнитные свойства можно передать обычному железу»
- Продолжим знакомство с чудесными свойствами магнита. Посмотрите, для следующего эксперимента мне понадобятся магнит и скрепки. Я беру магнит, подношу к нему скрепку. Она притянулась. Подношу вторую, и она то - же притянулась. Теперь – третью. Образовалась цепочка из скрепок. Сейчас я осторожно сниму цепочку из скрепок с магнита. Смотрите внимательно – цепочка не разорвалась
- Почему скрепки не рассыпались?
- Почему так произошло?
Дети: - Они намагнитились (они превратились в магниты).
- Правильно, под действием магнита скрепки намагнитились и сами на короткое время стали ВРЕМЕННЫМИ магнитами.
Воспитатель: Предлагаю этот эксперимент «Волшебная цепочка» выполнить самостоятельно. (Дети выполняют опыт)
Вывод: магнитное поле можно создать искусственно.
Воспитатель: Ребята, что нового вы сегодня узнали? (магнит притягивает железные предметы, действует через бумагу, ткань, стекло и воду)
Воспитатель: - Ребята, подскажите, а где в группе мы встречаемся с магнитом и видим его волшебные свойства?
Дети: - Магнитная азбука, магниты для доски.
Воспитатель: - Магниты используют в разнообразных игрушках и электроприборах: вентиляторах и трансформаторах; механизмах - магнитных замках и двигателях. Магниты помогают человеку, посмотрите, сколько помощников, в которых есть магниты:
• Наушники
• Колонки от музыкального центра
• Телефонная трубка
• Звонки, которые находятся на входных дверях, ваших домов и квартир
• В дверцах холодильника, магниты помогают дверцу держать закрытой
• Даже на банковской карте есть магнитная полоса
• Вентиляторы
• Магнитные замки
Воспитатель: на этом наши эксперименты на сегодня закончились, но мы обязательно снова вернемся в нашу лабораторию.