наталья шурупова
Конспект образовательной деятельности по поисково-исследовательскому направлению «Знакомство детей со свойствами ткани»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей с различными свойствами ткани.
Задачи:
• уточнить представления детей о процессе производства ткани;
• формировать преставления детей о том, из какого сырья производят ткани и от чего зависят свойства ткани;
• развивать любознательность;
• воспитывать бережное отношение к своей одежде;
• продолжать знакомить с трудом взрослых.
Словарная работа:
Фермер, прядильщик, ткач, волокно, льняная, хлопчатобумажная, шелковая, шерстяная.
Оборудование:
Публикация «Конспект образовательной деятельности по поисково-исследовательскому направлению „Знакомство детей со свойствами ткани“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Ткань. Свойства и виды ткани
- Темочки
Кукла в теплой одежде, мультимедийная установка, лоскутки ткани (шелк, ситец, драп, льняная ткань, картинки с изображением одежды.
Ход занятия:
Воспитатель вносит в группу куклу в теплой одежде.
- Ребята, к нам пришла кукла Таня. На улице прохладно и она надела теплое пальто и шапочку. Рассмотрите пальто у Тани. Какое оно? Из чего оно сшито?
Воспитатель предлагает детям потрогать пальто на ощупь и определить, что ткань толстая.
Воспитатель:
- Как вы думаете, почему пальто сшито из толстой ткани? (Из толстой ткани – пальто теплее, чем из тонкой).
- Давайте посмотрим на платье Тани. Из какой ткани сшито платье, как вы думаете? (Из тонкой)
- Ребята, хочу вам рассказать, почему ткани бывают разные : толстые и тонкие, гладкие и шершавые. Я приглашаю вас к экрану.
Дети садятся на стульчики перед экраном.
Демонстрация презентации «Ткет ткач ткани на платок Тане»
1 слайд - название презентации.
2 слайд – фотография волокон.
Воспитатель:- Сырьем для производства ткани служат волокна – маленькие, тоненькие тельца, тоньше человеческого волоса. Натуральные волокна бывают растительного и животного происхождения.
3 слайд – фотографии растений лён и хлопчатник.
Воспитатель: - самые известные растения, из которых добывают волокна для изготовления тканей – это лён и хлопчатник. Лён – это растение с нежно-голубыми цветами. Лён выращивают на полях в России. Волокна у льна добывают из стеблей. Они жесткие и грубые.
Хлопчатник растет на полях в жарком климате. Он похож на коробочки с ватой, которая состоит из мягких и нежных волокон.
4 слайд – схема производства тканей
Воспитатель:
- Фермеры выращивают растения на полях, затем из растения добывают волокно. Из него прядильщики на прядильных станках прядут пряжу, а из пряжи ткачи ткут ткани на ткацких станках.
5 слайд – фотографии животных: овечка, верблюд, собака, коза, лама, кролик.
Воспитатель:
- Волокна получают и из шерсти животных. Каких животных?
Дети называют животных, демонстрируемых на слайде.
Шерсть у животных по качеству разная: у козы и ламы – тонкая, мягкая и нежная, у овцы, верблюда и собаки – толще, грубее и жестче, а у кролика – самая нежная. Но одно свойство присуще шерсти всех животных – она очень теплая.
6 слайд – фотографии тутового шелкопряда и его кокона.
Воспитатель:
- Волокна для тканей человек научился добывать даже… у насекомых. Это бабочка – тутовый шелкопряд. Живет она в жарком климате. Гусеницы этой бабочки плетут себе кокон из своей слюны, которая на воздухе превращается в тончайшее волокно. Когда гусеница покидает свой кокон, его замачивают в горячей воде и разматывают. Это волокно – гладкое, очень тонкое.
7 слайд – схема производства тканей
Воспитатель:
- Рассмотрим процесс изготовления ткани из животного волокна.
Дети помогают комментировать фотографии на слайде:
- Фермеры выращивают животных.
- Из шерсти добывают волокно.
- Из него прядильщики на прядильных станках прядут пряжу.
- Из пряжи ткачи ткут ткани на ткацких станках.
8 слайд – фотографии тканей.
Воспитатель:
Ткани, изготовленные из разных волокон, отличаются своими свойствами.
• Из волокон хлопка получаются лёгкие, прочные, мягкие хлопчатобумажные ткани – ситец, бязь, сатин.
• Из льняных волокон получается гладкая и прохладная на ощупь льняная ткань, грубее и толще хлопка.
• Из волокон шерсти получают мягкие, толстые, плотные, теплые шерстяные ткани, шершавые на ощупь.
• Из шёлкового волокна ткани получаются мягкие, гладкие, лёгкие, прохладные.
А из тканей шьют разную одежду. Одежду надо беречь потому, что для её создания трудятся много людей. Как мы можем беречь одежду?
Ответы детей :
• аккуратно складывать,
• не пачкать, а если запачкали - вовремя стирать,
• не рвать, если появится дырочка – зашить,
• чтобы одежда была опрятной, её надо гладить утюгом.
Воспитатель хвалит детей за ответы и предлагает пройти к своим столам и рассмотреть лоскутки тканей.
Дидактическое упражнение «Расскажи о ткани»- дети определяют свойства тканей.
Дидактическое упражнение «Из какой ткани можно сшить. ?»
Воспитатель предлагает детям картинку с предметом одежды, а дети подбирают ткань, из которой они сшили бы предложенную вещь, и поясняют свой выбор.
Воспитатель хвалит детей за работу.
Заключительная часть.
Воспитатель:
Ребята, что вам понравилось на занятии? Что нового узнали?
Ответы детей.