Елена Капранова
Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Путешествие маленькой капельки. Познавательные опыты»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД по экспериментированию в старшей группе на тему:«Удивительная лаборатория. Путешествие капельки»
Цель: Развития познавательной деятельности детей посредством экспериментирования (опыты с водой)
Задачи:
Образовательные: - формирование и систематизирование знаний детей о воде, для чего ее используют, о её назначении,; обучение бережному отношению к воде;
Развивающие: - решение проблемных ситуаций, экспериментирование, - развивать познавательную активность.
Публикация «Конспект занятия по экспериментальной деятельности „Путешествие маленькой капельки, Познавательные опыты“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Круговорот воды в природе. Путешествие капельки
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2021
Воспитательные: - воспитывать бережное отношение к воде, воспитывать умение работать в группе. - способствовать сохранению физического и психического здоровья детей путем использования здоровьесберегающих технологий.
Методы и приё мы: практические опыты, экспериментирование, подвижная игра, пальчиковая игра, сюрпризный момент, вопросы к детям, решение проблемных ситуаций, игровые обучающие задания, наглядные, словесные.
Материал и оборудование: емкость с водой, одноразовые стаканчики, камешки, салфетки, презентация «Кому нужна вода», запись музыки. «журчание воды», гром, капли дождя, звук льющейся воды, картинки с изображением воды в природе, капельки из бумаги по количеству детей.
Методы и приемы.
1. Наглядный: показ, демонстрация, эксперимент 2. Словесный: художественное слово, беседа, рассказ, вопросы, пояснения. 3. Игровой: сюрпризный момент.
Используемые современные технологии:
информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие, социоигровые элементы, личностно-ориентированные.
Предварительная работа: беседы о воде, просмотр мультфильмов «Приключение Капитошки», чтение познавательной литературы о необходимости воды человеку в быту ;чтение экологической сказки «путешествие Капельки» ,стихов, загадок, чтение потешек о воде, просмотр иллюстраций о свойствах и качествах воды, наблюдение за трудом помощника воспитателя; домашнее задание (понаблюдать дома за тем, как и когда мама использует воду, заучивание детьми стихотворного текста «Вы слыхали о воде?», элементарные опыты с водой.
Ход ООД:
В: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас не совсем обычный день. К нам пришли гости, и с ними обязательно нужно что? Правильно…. поздороваться!
Дети: Здравствуйте! Садятся на стулья перед магнитной доской. Раздается стук в дверь.
В: Ребята вы слышите, кто-то стучится? (идет, открывает дверь и вносит в группу Капельку – воздушный шарик).
В: Ребята, смотрите, кто к нам в гости пришел! Капелька. Давайте с ней поздороваемся (дети здороваются). Звучит аудиозапись журчания ручейка.
В: Ребята, послушайте и определите, что это за звуки.
Дети. Это звуки воды.
В. Действительно, это журчит ручей. Значит о чем мы с вами сегодня будем разговаривать?
Дети. О воде.
В: Действительно, с таким звуком падает капля воды. Ребята, а вы хотите отправиться в путешествие в Царство Воды вместе с Капелькой? Капелька путешествует по всему свету, много видела, много интересного знает о воде. «Слышали вы о воде? Говорят, она везде. В луже, в море, в океане и в водопроводном кране…»
В. Так ли это? Как вы думаете? (Дети отвечают).
В. Значит, Капелька – это маленькая частичка чего?
Дети. Воды.
Воспитатель: А откуда взялась Капелька, где она может быть? Давайте рассмотрим картинки, на которых изображены места, где путешествовала наша Капелька. Посмотрим? Но не все так просто. Чтобы узнать где жила-была капелька нужно сначала отгадать загадки. Слушайте внимательно. Загадки написаны на капельках.
Дети. Озеро, море, река.
В. Ребята, хотите узнать кому нужна вода?
Презентация «Кому нужна вода?»
В. Кому же нужна вода? (Дети отвечают). А может ли человек прожить без воды? (Дети отвечают). Конечно же, вода необходима всему живому, без воды не было бы жизни на нашей Земле.
В. :А зачем ты к нам пришла?
Капелька : Я пришла в гости к своим сестричкам-капелькам, которые живут у вас в группе.
В: Дети, давайте вместе с капелькой отправимся в путешествие по группе и отыщем ее сестричек.
В. Давайте подумаем, где в нашей группе в первую очередь можем найти воду?
Дети. В кране,когда моем руки.
В: Давайте подставим ей свои ладошки.
В: Смотрите, на Аню водичка попала. На Костю и т. д.
Дети подставляют ладошки, педагог капает из пипетки каждому ребёнку на руку капельку воды.
В: Теперь у вас у каждого на ладошке своя капелька. Давайте с ней поиграем.
Давайте «пересадим» нашу капельку с одной руки на другую. Смотрите, она течет! Значит, какая капелька?
Дети: Жидкая
В: А теперь потрогайте её. Какая стала рука после того, как на ней посидела капелька?
Дети. Мокрая.
В: А теперь отправляемся в путешествие-поиск капелек по группе.
Задание: «Определить, где находиться вода в группе и приклеить капельку» (дети берут капельки, вырезанные по трафарету, отмечают, где в группе расходуется вода: кран, батареи, цветы, чайник и тд.).
Дети идут по группе, делают остановки.
В уголке природы: возле растений.
В: Ребятки, а откуда здесь капелька? Почему она здесь?
Дети: Растениям для жизни нужна вода. Без нее они засохнут и погибнут.
В туалетной комнате.
В: А почему тут находится капелька?
Дети: В умывальнике мы моем руки, благодаря воде мы становимся чистыми.
У стола, на котором стоит чайник с кипяченной водой.
В: А здесь для чего капелька?
Дети: Эту воду мы пьем. Человек на 90% состоит из воды. И нам нужно пить, чтоб быть здоровыми.
В: Вот сколько в нашей группе сестричек-капелек живёт, которые приносят нам большую пользу.
Физминутка. Строимся на ковре в круг. В. Хотите стать капельками воды? Повторяйте за мной:
Беленькое облако (Округленные руки перед собой)
Поднялось над крышей (Поднять руки над головой)
Устремилось облако
Выше, выше, выше (Подтянуться руками вверх; плавные покачивания руками над головой из стороны в сторону)
Ветер это облако зацепил за кручу.
Превратилось облако в грозовую тучу. (Руками описать через стороны вниз большой круг и опустить их; присесть.)
В: Сегодня мы с вами будем сотрудниками «Волшебной лаборатории». Согласны? Итак
Но сначала повторить правила безопасности при проведении опытов.
Правила безопасного поведения в лаборатории.
1. Внимательно слушать воспитателя. 2. Ничего не делать без разрешения воспитателя. 3. Не спешить. 4. Быть аккуратными. 5. Не бегать и не толкаться. 6. Своевременно поддерживать порядок на рабочем месте
- Итак, приступим к исследованиям. Вы под моим руководством будите проводить опыты. Оденьте форму для проведения опыто
Подходят к столам одевают фартуки. Воспитатель – халат, очки.
Опыт №1. Вода жидкая, без запаха, без вкуса. Перед каждым ребенком 2 стакана. В одном налита вода. Аккуратно перелить воду из одного стакана в другой.
В. Слышите? Как звучит? Вода льется и мы слышим ее. А если она льется, значит она какая? ….жидкая (опорная картинка для рефлексии)- Давайте теперь понюхаем (она не пахнет). Теперь сделаем глоток. (она без вкуса) Вывод: Вода-это жидкость. Она течет, льется, без запаха, без вкуса.
Опыт №2. Вода бесцветна, но окрашивается.
Воспитатель: А сейчас вы станете настоящими маленькими волшебниками. Перед вами краски, кисти, стаканчики. Воспитатель, показывает «фокус» с окрашиванием воды, предлагает детям попробовать это сделать самостоятельно. Вывод: вода бесцветна, но она окрашивается в разные цвета с помощью разных красителей.
Опыт 3. Вода прозрачна.
В. У меня два стакана. (наливают молоко и воду). -Ребята, что вы налили в стаканы? (воду и молоко) -Опустите в стаканы камушки, и скажите, в каком стакане камушки видно, а в каком нет? Почему? Вывод: вода прозрачная, а молоко - нет. (Если дети затрудняются ответить, воспитатель задаёт наводящие вопросы.)
Итог опытов с водой.
В. А теперь пойдемте к столу и с вами снова поиграем.
Пальчиковая гимнастика: Мы ладошки в воду опускаем и в воде немного отдыхаем (Положить ладони в воду, почувствовать полное расслабление)
Кулачки сжимаем, разжимаем воду пальчиками мы хватаем (Погрузить пальцы в воду, сжимать и разжимать кулачки)
Большой пальчик и мизинчик тоже (Сжимать поочерёдно то большие пальцы, то мизинцы)
Волны сделать пальчик нам поможет (Погрузить пальцы в воду и лёгкими движениями создать «волны»)
В море буря! В море шторм! Кто живёт на дне морском? (Погрузить пальцы в воду и лёгкими движениями создать «волны»)
Вот ползёт огромный краб (Опустить ладони в воду, растопырить пальцы, медленно продвигаться по дну таза)
Он коньку морскому рад, (Опустить ладони в воду, соединить указательные и средние пальцы и немного их согнуть)
Мимо рыбка проплывала (Опустить руки в воду, соединить ладони, показать движения плывущей рыбки)
И медузу увидала, (Погрузить растопыренные пальцы в воду и немного ими подвигать)
Море их родимый дом! Хорошо живётся в нём! (Легко похлопать ладонями по воде) Вытирают руки о полотенца и садятся на стулья перед магнитной доской.
Итог. В. Ребята, вам понравилось наше путешествие? Вам понравилось играть с капелькой? Вы стали настоящими экспериментаторами Мы сегодня с вами узнали много о свойствах воды. Ребята, давайте напомним капельке, что мы о ней узнали. -Какая бывает вода? (Картинки на магнитной доске)
В. Да, вода жидкая, безвкусная, прозрачная, без запаха. Без воды невозможно прожить ни людям, ни рыбам, ни животным, ни растениям. И хоть много воды на планете, ее надо беречь. Не оставлять кран открытым, не засорять ручейки, речки, озера.
В. Ребята, а вы хотите, чтобы у вас у каждого была своя капелька? Подумайте, как ее можно сделать. Предлагаю детям выбрать листы бумаги, взять карандаши и нарисовать свою капельку. У каждого будет своя капелька.